В
одной из прошлых статей я пытался доказать, что обязательные молитвы, пропущенные без уважительной причины, бессмысленно возмещать, поскольку, совершённые позже установленного времени, они не будут приняты. Некоторые единоверцы выразили несогласие с этим. Я подумал, что и в самом деле несправедливо обошёл вниманием альтернативную точку зрения, согласно которой пропущенный намаз в любом случае надлежит возместить, независимо от причины пропуска. Между тем, этой позиции придерживались имамы четырёх мазхабов и некоторые другие учёные.
Поэтому настоящая статья будет представлять собою что-то вроде диспута, в котором я по пунктам перечислю аргументы обеих сторон. А читатель уже сам выберет, чья позиция ему ближе.
Начнём с доводов первой группы учёных, которая считает, что пропущенный умышленно, по нерадивости, лени и иной неуважительной причине намаз необходимо возместить.
1) Они ссылаются на слова пророка ﷺ: «Тот, кто проспал намаз или забыл о нём, пусть совершит его тогда, когда проснётся или вспомнит». И говорят: «Если человеку, проспавшему или забывшему о намазе, предписано восполнить его, хотя здесь и не было упущения с его стороны, то тогда человеку, проявившему нерадивость в намазе, тем более надлежит это сделать».
2) На каждом верующем лежит две обязанности: первая - совершить намаз; вторая - сделать это в установленное время. Если верующий пренебрёг второй обязанностью, то первая всё равно с него не снимается.
3) Приказ Аллаха совершать намаз автоматически подразумевает и приказ восполнить его в случае пропуска. Если же вам нужен специальный приказ, конкретно касающийся восполнения пропущенного намаза, то следует провести кыяс (аналогию) со спящим и забывшим (см. п. 1). В том хадисе содержится указание на то, что умышленно оставивший намаз также должен его восполнить.
4) Если невозможно получить всю пользу от какого-либо поклонения, то надо выполнить хотя бы то, что возможно. Пропуск намаза - это упущение. Тогда пусть человек хотя бы совершит намаз вне времени, установленного для этого. Тем самым он хоть в какой-то степени наверстает упущенное.
5) Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Из того, что я вам приказал, делайте то, что вам по силам». Человек, пропустивший намаз, в силах прочитать его в другое время.
6) Как можно думать, что этот шариат даст такое облегчение тому, кто специально пропустил намаз, ослушавшись Аллаха, сняв с него обязанность возмещения? Тогда как на человека, у которого была уважительная причина для пропуска, возлагается обязанность восполнить молитву. Это несправедливо.
7) Если у какого-то поклонения имеется замена, а само это поклонение выполнить невозможно, то необходимо сделать то, что является заменой. Например, когда невозможно совершение омовение водой, человек переходит к замене - очищению песком, землёй или пылью (таяммум). Когда верующий не может поститься по болезни, он кормит бедняков за каждый день поста. Так же и совершение намаза после истечения его времени - это замена того намаза, который должен был быть совершён вовремя.
8) Намаз - обязанность, связанная со временем. А если он не совершён вовремя, то обязанность не снимается, а лишь откладывается. Подобно отсроченным долгам людям: с того, кто вовремя не отдал долг, обязанность его возвратить не спадает. Если человек своевременно не выплатил закят, на него ложится грех опоздания, но от выплаты он не освобождается. Поэтому в случае пропуска намаза человек грешен за свою отсрочку, однако это не снимает обязанности восполнения.
9) Если человек не явился на пятничный намаз без уважительной причины, он ослушался Аллаха, но всё-таки должен совершить полуденный намаз (зухр). Так вот, зухр вместо пятничного намаза - это то же самое, что утренний намаз (фаджр) после восхода солнца вместо фаджра до восхода.
10) В день, когда враги осадили Медину, пророк ﷺ отложил послеполуденный намаз (аср) и совершил его уже после захода солнца. Сподвижники в день похода на Бану Курайза тоже совершили намаз аср после захода солнца. Значит, и при умышленном пропуске намаза его последующее восполнение возможно. Разница лишь в том, что в случае пропуска молитвы по уважительной причине на человеке не будет греха, а во втором случае на него ляжет грех за её откладывание.
11) Если бы намаз, совершённый после истечения его времени, не был действительным и обязательным к восполнению, тогда бы пророк ﷺ в день похода на Бану Курайза не велел сподвижникам отложить намаз аср до прибытия в место назначения. Некоторые из них тогда прочитали молитву аср вовремя, находясь в пути. Другие совершили её уже по прибытию, то есть ночью. И пророк ﷺ не осудил тех, кто сделал так.
12) У каждого грешника должен быть путь к покаянию. Как вы можете закрыть этот путь тому, кто пропустил намаз? Как вы можете допустить, что отныне и впредь этот грех пропущенного намаза будет его сопровождать и висеть на его шее? Это никак не соотносится с мудростью и правилами шариата и заботе его о мирской и религиозной жизни верующих рабов Аллаха.
Возможно, перечень аргументов сторонников возмещения намаза не исчерпывающий. Для нас важнее то, что на каждый из них есть ответ. Поэтому далее мы перечислим аргументы второй группы учёных. Она считает, что покаяние человека, пропустившего намаз без уважительной причины, заключается в сожалении об этом и совершении молитвы впредь подобающим образом. Что касается восполнения, то оно не принесёт пользы и не будет принято от него. Это мнение передано от группы саляфов, а также является позицией захиритов. Вот их аргументы:
1) Если какое-либо поклонение предписано Аллахом в определённом виде и в определённое время, то несоблюдение установленного времени является невыполнением приказа. Поэтому отсутствие условия совершить молитву вовремя - это отсутствие самого образа совершения молитвы.
2) Совершить намаз не вовремя - это то же самое, что умышленно совершить его не в направлении Каабы. Или совершить земной поклон не на лоб, а на щёку, к примеру.
3) Те виды поклонения, для которых установлены определённые временные рамки, подобны тем, для которых установлено конкретное место. Перенесение его в другое место повлечёт недействительность. Так, если человек во время хаджа будет стоять не на Арафате, а в Мине, делать обход не вокруг Каабы, а вокруг мечети пророка ﷺ, его хадж не будет принят. Так же и перенесение поклонения на другое время сделает его недействительным. Нет разницы между тем и этим.
4) В чём различие между человеком, перенёсшим пост в месяц рамадан на месяц шавваль или шаабан, и человеком, который прочитал намаз аср в полночь или совершил хадж в месяце мухаррам? Как может быть такой намаз действительным, а такой пост или хадж нет? Ведь всё перечисленное - ослушание Аллаха.
5) Те обязанности, которые Аллах связал с определённым временем, не будут приняты, если совершены до или после него. Если совершить намаз до наступления его времени, он не будет действителен. Такие же последствия влечёт совершение его после истечения времени. Аналогично: недействителен пост вместо рамадана в месяце шаабан (до), так же как недействителен он в месяце шавваль (после).
6) Абу Бакр, давая завещание Умару, сказал: «Знай, что у раба перед Аллахом есть обязанности ночью, которые Он не принимает днём. И есть обязанности днём, которые Он не принимает ночью».
7) Если человек не совершил поклонение в установленное шариатом время, то совершение его потом будет уже другим поклонением. Например, намаз аср, совершённый после заката солнца, - это уже не аср. Человек совершил 4 раката наподобие того, как совершается намаз аср. Но не сам намаз аср.
8) Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Деяния того, кто оставил намаз аср, становятся тщетными». В другой версии этого хадиса сказано: «Человек, который пропустил намаз аср, как будто потерял семью и имущество». Если бы восполненный намаз был действительным, тогда почему бы у человека терялись его деяния? И почему бы тогда он терял семью и имущество?
9) Намаз, совершённый после истечения его времени, отвергается шариатом и его Законодателем. В сахихе Муслима приводится хадис, где сказано: «Кто совершит какое-то деяние, на которое нет нашего указания, то это отвергнуто». Намаз, совершённый после выхода его времени, не соответствует приказу пророка ﷺ. Значит, он отвергнут и не принимается Аллахом.
10) Соблюдение времени намаза - это такое же условие для освобождения от греха и выполнения приказа Аллаха, как и очищение, обращение к кыбле, закрытие аурата и др. Почему же мы должны проводить отличия между условиями, если они одинаковы в том, что касается обязательности их выполнения?
11) У тех, которые утверждают, что пропущенный намаз нужно возместить, на самом деле нет никакого доказательства: ни шариатского текста (аята или хадиса), ни иджма, ни правильного кыяса. Те кыясы, на которые они ссылаются, несостоятельны.
12) Что такое «действительность поклонения»? В первую очередь это соответствие приказу Аллаха. Намаз, совершённый не вовремя, не соответствует приказу Аллаха. Если же говорить, что действительность поклонения - это снятие ответственности, то выполнение поклонения вопреки приказу Аллаха не снимает её.
13) Действительное поклонение - это такое, которым доволен Аллах и которое Он засчитывает. Как мы узнаем, что Аллах доволен нашим поклонением и принимает его? Только через сообщение от Аллаха или через соответствие тому, что приказал Аллах. В данном же случае нет ни того, ни другого.
14) Действительность любого поклонения зависит от Законодателя. Действительное - это такое поклонение, о котором есть соответствующее свидетельство в шариате, или подобное тому, о действительности чего есть свидетельство. В поклонении, совершённом после его времени, отсутствует всё это. Во-первых, нет свидетельства, что оно действительно. Во-вторых, не соответствует приказу Аллаха. В-третьих, оно не является подобным чему-то, о чём имеется свидетельство его действительности. Не является правильным сравнение умышленного оставления намаза с откладыванием его по уважительной причине или когда это разрешено. Это кыяс с тем, что противоположно по сути своей с точки зрения шариата.
15) Что касается хадиса: «Тот, кто проспал намаз или забыл о нём, пусть совершит его тогда, когда проснётся или вспомнит», то этот довод не за вас, а наоборот, против вас. Вы сравниваете человека, который ослушивается Аллаха и заслуживает наказания, с человеком, которого извинил Аллах и не отнёс его действие к упущению и греху. В достоверном хадисе говорится: «Нет упущения во сне». Упущение - это когда человек не спит и откладывает намаз до тех пор, пока не настанет время следующего намаза. Как же можно сравнивать их между собой?
16) Человек, который проспал намаз, забыл о нём или пропустил по уважительной причине, на самом деле и не отложил намаз от его времени. Потому что его время - это тогда, когда он проснётся или вспомнит. Именно на это указывает хадис, приведённый в предыдущем пункте. Однажды пророк со сподвижниками ﷺ совершил утренний намаз после восхода солнца в день, когда они заснули в одной из долин и проспали. На самом деле они совершили его вовремя: когда проснулись.
17) Времена для совершения молитвы можно разделить на три группы. Первая: время для человека, имеющего возможность, не спящего и помнящего о намазе. Для такого действуют обычные пять времён намазов. Вторая: время для человека, который помнит и не спит, однако у него имеется уважительная причина. Для такого действуют 3 времени. Намаз фаджр - это одно время; зухр и аср - второе. Магриб и иша - третье. И если он прочитает, к примеру, зухр во время асра, то совершит в полагающееся для него время. 3) время для человека, который спит или забыл о молитве. Для такого нет ограничения. Когда проснётся или вспомнит, тогда и должен совершить. Что касается того, который оставляет намаз умышленно либо без уважительной причины, то он не входит ни в одну из перечисленных трёх групп.
Материал взят из цикла лекций Абу Яхьи Крымского по книге Ибн аль-Кайима «Степени идущих». Прослушать и скачать этот объёмный труд можно
здесь. Рассматриваемой теме посвящён трек № 183. Также внимания по этой теме заслуживает трек № 184, в котором более детально приводятся ответы Ибн аль-Кайима на доводы первой группы учёных.
Что касается меня, то уже в предыдущей статье я указал, что склоняюсь к позиции второй группы учёных - о том, что пропущенные молитвы не подлежат возмещению. И если я ещё могу понять и найти оправдание тому человеку, который пропустил один намаз, например стоя в пробке и не успев доехать до дома (хотя это тоже не является уважительной причиной), а затем возместил его, то уже с возложением обязанности на человека восполнять молитвы за несколько лет пребывания в джахилии, я никак не могу согласиться.
И хвала Аллаху, Господу миров!
Али Михайлов. 26 мухаррама 1437 (9.11.2015)