Oct 04, 2015 21:59
Вопрос: Мне 19 лет, начал молиться с 18 лет. Как мне восполнить пропущенные мною молитвы?
Ответ: Вам нужно постараться определить, когда Вы достигли половозрелого возраста и посчитать количество пропущенных намазов с того времени до сегодняшнего дня. Вы будете делать каза (возмещение - прим. А.М.) за пропущенные намазы фаджр, зухр, аср, магриб, иша и витр. Вам необходимо будет делать каза за пропущенные намазы таким же образом, как если бы Вы читали их индивидуально, но с намерением, что Вы совершаете каза...
Из книги Сухайла Тармахамеда "Современные фетвы" (ответы на вопросы 2009-2011).
С большинством написанного в данной книге я согласен. Но когда прочитал эту фетву, то просто не мог не отреагировать на это безобразие. Отвечающий обязывает спрашивающего восполнять пропущенные им по невежеству, лени или ещё Бог весть какой причине молитвы как минимум за четыре года. А теперь представьте, если бы вместо этого молодого человека к нему обратился 60-летний старец, начавший молиться только вчера. Каково, а? С чего он это взял и, главное, где доводы на это из шариатских текстов?
Теперь немного по пунктам о том, кем является оставивший или никогда не совершавший пятикратную молитву:
1) «Обязательство между нами и ими (неверными - прим. А.М.) - молитва. Тот, кто оставил её впал в неверие». Этот хадис передали Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Замечу, что если прочитать данный хадис на арабском языке, то увидим, что перед словом "неверие" ("куфр") стоит определённый артикль "аль-", т.е. "аль-куфр". Учёные, специалисты по арабскому языку единогласны, что в случае постановки перед этим словом определённого артикля, оно имеет значение большого неверия, т.е. выхода из Ислама.
2) Сообщается, что Абдуллах ибн Шакик аль-Акыли сказал: «Сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не считали неверием отказ от какого-либо дела, кроме молитвы». Этот хадис передали ат-Тирмизи и аль-хаким, который сказал, что он отвечает условиям аль-Бухари и Муслима.
3) В книге "ат-Тариг" приводится сообщение со слов Ибн Масуда: "Нет религии у того, кто оставит молитву''.
4) Ибн Хазм писал: «Умар ибн аль-Хаттаб, Абдуррахман ибн Ауф, Муаз ибн Джабаль, Абу Хурайра и другие славные Сподвижники считали: «Тот, кто оставил хотя бы одну обязательную молитву, не имея причин, совершает неверие и становится вероотступником. И мы не знаем, чтобы в этом вопросе между ними были разногласия». (Ат-Таргиб ват-Тархиб, Аль Мунзири).
Если так сподвижники отзывались о человеке, пропустившем одну молитву без уважительной причины, представьте, что бы они сказали о человеке, который вообще до определённого возраста не совершил ни одного ракаата? Вне всякого сомнения, в этот период времени он не был верующим, ибо все хадисы, слова праведных предшественников и ранних учёных указывают на то, что нет молитвы - нет веры. Хвала Аллаху, Который наставил этого человека на правильный путь, Который принимает покаяние и стирает грехи. Человек покаялся и покорился Аллаху, но зачем ему восполнять то, что было упущено им в период неверия и порока? Это так же невозможно, как сегодня вернуть вчерашний день. Это так же невозможно, как вернуться из иного мира обратно в мир этот на исправление ошибок. Поэтому данное деяние (чтение пропущенного 5, 10, 20 лет назад намаза) не принесёт никакой пользы.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
"Воистину, намаз предписан верующим в определенное время" (4:103).
В хадисе, переданного со слов Абу Салябы аль-Хушанни Джурсума бин Нашира, сказано: "Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение) религиозных обязанностей, так не пренебрегайте же ими, и установил границы, так не преступайте же их" (ад-Дараккутни).
Исполнение религиозных обязанностей раньше или позже установленного для них времени - это нарушение границ Аллаха. Поэтому не будет действительной как молитва, совершённая раньше, так и совершённая позже установленного времени. Между одним и другим нет никакой разницы. Существуют лишь два исключения, особо указанные в сунне: "Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней" (Муслим 1/477). Возможно, отвечающий на вопрос руководствовался именно этим хадисом, говоря о возмещении пропущенных намазов. Однако этот довод не является уместным в данном случае. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал:
“Спящий и забывший о молитве не являются теми, кто пропустил ее. И то, что они совершают молитву, когда вспоминают или просыпаются, не считается возмещением, ибо это и является временем для той молитвы, которую проспали или забыли” ("маджму’уль-фатауа" 23/335).
Поэтому возложение обязательства на человека возмещать пропущенные намазы за год, 5, 10, 20, 40 лет является не чем иным, как религиозным новшеством (бидаатом), не имеющим основы в шариате. Да и не сможет человек, пропускавший молитву в течение 20 лет, к примеру, прочитать 36 500 намазов, даже если посвятит этому оставшуюся жизнь. Это просто безумие какое-то. Ему просто следует покаяться перед Аллахом за свою беспечность и продолжить жизнь в соответствии с Его установлениями, совершая ежедневно по 5 намазов.
Однако отвечающий на вопрос не ограничился пятью намазами, но добавил ещё шестой. А именно: намаз-витр, который вовсе не является обязательным (фард). Это дополнительная ночная молитва, состоящая из нечётного числа ракаатов, которая читается по желанию. Передают со слов Джабира ибн Абдуллаха аль-Ансари, что один человек обратился к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с вопросом: "Скажи мне: если я буду совершать пять обязательных молитв, поститься во время рамадана и считать дозволенным дозволенное, а запретным - запретное, ничего не добавляя к этому, войду ли я в рай?", - и он сказал: "Да". (Муслим). Если бы витр-намаз был обязательным, то, разумеется, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не ответил бы тому человеку, что совершение пяти обязательных намазов ежедневно достаточно. Но о витре в этом и подобном ему хадисах не сказано ни слова. Поэтому возложение на себя и других шестой обязательной молитвы является ещё одним самостоятельным бидаатом.
И хвала Аллаху, Господу миров!
мнение,
последний пророк,
заблуждения