Работа юриста: харам или нет?

Apr 07, 2015 08:08

Недавно мне стало известно, что некоторые мои друзья открытым текстом между собою заявляют: «Андрей зарабатывает харамные деньги». Они имеют в виду мою работу и как следствие - заработок, который, по их мнению, является грязным, греховным и не угодным Аллаху.

Прежде чем перейти к рассмотрению основной темы этой статьи хотелось бы затронуть важный аспект. Сегодня очень многие наши братья, не разобравшись в деталях и не проверив информацию, запросто и без обиняков с ходу выносят решение (хукм) по тому или иному вопросу или даже по конкретному человеку. Заметьте, как категорично принято решение по мне. Никто не сказал: «Андрей занимается сомнительной, с точки зрения шариата, деятельностью». Зато сразу заключили: «Заработок Андрея - харам!» Отсюда вытекает, что он всё своё имущество приобрёл запретным образом, кормит семью запретным и одевает их в запретное, у него нельзя брать в долг, принимать подарки и угощения… Братья, запомните раз и навсегда: подобные выводы - это подход хариджитов, такфиристов и прочих заблудших радикальных сект. Именно они, следуя каким-то своим размытым умозаключениям, обвиняют мусульман в неверии, а затем объявляют дозволенными для себя их жизнь, честь и имущество. Это дурной пример невежд, которые слышат звон и не знают, где он. Вы невольно дублируете их, когда, повинуясь слухам, с ходу судите человека.

Аналогичным образом братья выдвигают ложные обвинения обладателям знания. Например, неоднократно при мне говорили: «Ринат Абу Мухаммад - заблудший человек, и его лекции нельзя слушать!» И тут опять: просто им так сказали - и всё! Самого Рината они едва ли слушали и уж тем более никогда не укажут на конкретные его ошибки и заблуждения. Перед нами вновь пример того, как делают вывод на основе слухов и слышат звон, не зная, где он.

Друзья, которые вынесли по мне решение, вообще не имеют представления о том, чем я занимаюсь на работе и что входит в мои обязанности. Они также не вполне усвоили, какой заработок является дозволенным по шариату, а какой - нет. Что говорит сунна пророка Мухаммада ﷺ на этот счёт, тоже не догадываются. Просто услышали слово «юрист» и сделали донельзя примитивные выводы, свойственные лишь сектантам: раз юрист, значит, с законом работает. А так как государство кяфирское, то законы его - выдуманные, суды - тагутские. Значит, харам там работать! Возможно, я изъясняюсь не слишком понятным для всех языком, но тем и отличается стиль этих людей: засилье арабизмов при отсутствии знания Корана и сунны.

Я уже писал о том, что большинство мусульман сегодня не читают Коран. У нас много чтецов, много хафизов, но мало тех, кто понимает и задумывается над его смыслом. Коран читают в молитвах, читают для благословения и лечения, для получения награды от Аллаха за прочтение букв, наслаждаются голосом того или иного чтеца, словно песней… Всё это хорошо, но кто будет изучать его смысл?

«Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (47:24).

Переходя непосредственно к теме обсуждения профессии юриста, напомню, что мы любой вопрос, связанный с нашей мирской жизнью, обязаны рассматривать, опираясь на правило, установленное в Коране:

«Аллах  - Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле…» (2:29);
«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» (7:32).

То есть в исламском праве действует принцип дозволительной направленности: разрешено всё, что прямо не запрещено. Этот принцип касается всей нашей мирской жизни, не связанной с выполнением религиозных обрядов. Поэтому любая профессия и любая работа в основе своей дозволена с точки зрения шариата, если на неё нет однозначного запрета. А что же тогда запрещено?

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (5:2).

Запрещена любая деятельность, направленная на содействие в обмане, воровстве, мошенничестве, коррупции, распространении зла, мерзости и всего остального, что признано шариатом как грех. Если мусульманин работает на кого-то и знает, что помогает своему руководству в греховном деле, то такие средства к существованию для него запрещены и не принесут никакого блага. Поэтому юрист, защищающий интересы сборщиков налогов, торговцев алкоголем и табаком, кредитных учреждений, занимающихся ростовщичеством, разумеется, зарабатывает грязные деньги. Юрист, намеренно прибегающий ко лжи в стремлении отсудить своим доверителям то, что им не принадлежит по праву, также зарабатывает грязные деньги. Юрист, произносящий ложное свидетельство, по причине которого невиновный человек лишается свободы или имущества, а равно иным образом подвергается незаконному притеснению, зарабатывает ещё более грязные деньги, так как лжесвидетельство - один из наихудших грехов.

Подозреваю, что мои друзья сделали заключение о запретности моего заработка на основании нижеследующих аятов:

«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (5:44);
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками» (5:45);
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами» (5:47).

Запрещено судить и принимать решения на основе выдуманных людьми законов в обход законов Аллаха. Многие мусульмане запутались в этом непростом вопросе и по причине ложных домыслов вынесли обвинения в неверии не только рядовым единоверцам, но и правителям мусульман. Если за себя скажу, что лично я вообще не выношу никаких решений, так как я не судья, то это их не устроит. «Ведь ты, обращаясь в кяфирский суд, содействуешь в том, чтобы принимать такое решение», - скажут они. Стало быть, моя деятельность попадает под аят 2 из той же суры, где, напомню, речь идёт о запрете оказания помощи в грехе. Так ли это на самом деле?

Не все мои друзья знают, что такое арбитражный суд и какие дела он рассматривает. А между тем, ещё во времена пророка Мухаммада ﷺ существовал такой институт, как банкротство.

Со слов Абу Саида аль-Худри передаётся, что один сподвижник купил фрукты (на перепродажу), которые вскоре испортились, и он обанкротился. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Делайте пожертвования в его пользу». Люди помогли ему, но этого не хватило для расплаты с кредиторами. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал его кредиторам: «Берите то, что есть, и больше вы ничего не получите» (Муслим).

Абдуррахман ибн Каб ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ арестовал имущество Муаза и продал его для того, чтобы выплатить имеющиеся у него долги (Абу Дауд, ад-Дараккутни, аль-Хаким).

Ведь и в наше время смысл этой схемы не поменялся. Арбитражный суд признаёт организацию банкротом, а затем её имущество распродаётся, и долги погашаются в порядке очерёдности и приоритета: сперва долги по причинению вреда жизни и здоровью, затем - по зарплате, следом - все остальные. А когда имущество заканчивается, оставшиеся кредиторы уже не получают ничего, ибо должник - банкрот. В наше время для детального урегулирования этого вопроса принят отдельный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Институт предпринимательской деятельности был введён для того, чтобы весь бизнес контролировался государством. Чтобы не торговали запрещёнными товарами (наркотиками или оружием), чтобы не обманывали клиентов и чтобы предпринимателя всегда можно было отыскать, если он мошенническим путём наберёт долгов и скроется. Арбитражный суд рассматривает экономические споры, возникающие между ними. На мой взгляд, это нововведение, присущее современным реалиям и не имевшее место во времена ниспослания шариата, подпадает под общее правило о дозволенности всего, что не запрещено.

Что касается обычных судов, то никто из учёных не давал запрета мусульманам, проживающим в немусульманской стране, обращаться в них при необходимости защиты своих прав. Если какой-нибудь непорядочный человек возьмёт у нашего брата деньги в долг под расписку, а потом сделает вид, что ничего ему не должен, как наш брат должен поступить? Собрать братву, вооружиться бейсбольными битами, забить должнику «стрелку», разбить ему голову и «поставить на счётчик»? Он, конечно, может и так сделать, но тогда он точно предстанет перед кяфирским судом во всей красе уже в качестве подсудимого и схлопочет тюремный срок. Если же наш брат разумен, то он обратится в районный суд, представит доказательства, и должника заставят вернуть долг специальные люди, которым предоставлены соответствующие полномочия. Разница между приведённым примером и моей работой состоит в том, что я защищаю в судах не свои законные интересы, а своей организации. И требование ко мне в данном случае предъявляется общее: не помогать в грехе и вражде (Коран, 5:2).

Наибольшим камнем преткновения, конечно, служит уголовное судопроизводство, в сфере которого в этой стране больше всего грязи, мерзости и лжи. Но, хвала Аллаху, уголовные дела в моей работе сведены к минимуму и достаточно редки. Сводятся они в основном к кражам либо хулиганству на транспорте. У нас воруют рельсы, шпалы, проводку, сливают топливо, бьют стёкла в поездах. Иногда мне приходится участвовать в таких делах в качестве представителя потерпевшего. Соглашусь, кто-то из этих убогих непросыхающих полубомжей, ворующих всякий хлам, заслуживает того, чтобы ему отрубили руку. Но не будем опять же торопиться с выводами и забывать, где мы находимся. Если у нашего брата, не дай Аллах, украдут что-либо и он обратится в полицию, то в случае поимки преступника он вынужден будет предстать перед судом в качестве потерпевшего. Отказ от дачи показаний по УК РФ - самостоятельное преступление. А разница между приведённым примером и моей работой… См. предыдущий абзац.

Запрещено заменять наказания за преступления, установленные Аллахом, на уголовные наказания по придуманному кодексу. Тот, кто считает, что вместо установленных Аллахом смертной казни, отсечения руки или ударов плетью следует применять тюремное заключение или штраф, становится неверным. В то же время запрещён самосуд. И если мусульманин становится потерпевшим от преступления в государстве, где не действуют законы шариата, он вынужденно наказывает преступника теми методами, которые имеются в наличии по закону этой страны. Принуждение снимает ответственность при условии, если он убеждён, что наказания, установленные шариатом, лучше и правильнее, чем всё остальное.

Далее подкреплю вышесказанное словами исламских учёных.

Доктор Сауд бин Абдулла аль-Фанисан, бывший декан факультета шариатских наук исламского университета им. Имама Мухаммада б. Сауда (Саудовская Аравия), отвечая на вопрос о работе в адвокатуре, помимо прочего, пишет: «Вместе с тем, если решение будет вынесено на основе выдуманного закона, то следует согласиться с этим решением. Не оттого, что это правомочное, легитимное решение, а просто потому, что право в этом случае достигло своего правообладателя. Оно подобно тем постановлениям, которые принимались на основе общепризнанных норм и обычаев доисламского периода и удовлетворяли людей в качестве решения их спора. Когда пришёл Ислам, он утвердил те доисламские обычаи, которые были похвальными, а всё остальное отменил. <…>
Если человек всё же вынужден будет обратиться в нешариатский суд, то в этом не будет ничего плохого, при том условии, что он не возьмёт больше, чем ему положено, если ему присудят то, на что он не имеет право.
Что касается адвоката, то ему не разрешается врать или искажать в суде факты и доказательства в пользу доверителя. А что касается работы в адвокатском бюро, то в этом нет греха, - ин ша Аллах! - так как основа в таких вещах - дозволенность. Адвокат впадает в грех только в том случае, если он обращается в суд с ложными требованиями».

Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз: «Я не знаю запрета на то, чтобы работать в адвокатуре, т.к. это представительство человека в защите его же и отстаивание его прав, если нет в этом преднамеренной лжи. Это подобно любому другому представительству».

Шейх Салих аль-Фаузан: «Нет ничего плохого в том, чтобы человек выступал в качестве защитника интересов какого-то человека в споре, но это зависит от типа спора: 1) если адвокат знает о деле и знает, что в нём нет лжесвидетельства, обмана, мошенничества и ухищрений, и отстаивает права подопечного, предоставляя доводы и разъясняя дело, то это разрешено; 2) если идёт защита лжи или адвокат выступает от имени лжи, т.е. является заместителем обманывающего в этом процессе, то это запрещено».

И специально для братьев, невнимательно читающих Коран, хочу напомнить о пророке Юсуфе, который, как мы помним, сам попросил правителя Египта поставить его на высокую государственную должность. И Египет тоже был кяфирским государством, а его правитель - многобожником.

«(Юсуф) сказал: «Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я - знающий хранитель». Так Мы наделили Юсуфа властью на земле» (12:55-56).

Кто-то из вас может сказать, что во времена пророка Юсуфа действовал другой шариат. А я вам отвечу, что шариат пророка Мухаммада ﷺ ещё лучше и совершеннее, чем шариат, действовавший во времена Юсуфа. И этот шариат тем более должен вести нас к прогрессу, процветанию и продвижению, а не к застою и упадку.

И здесь я, с помощью Аллаха, попытался на примере работы юриста доказать, что дозволенность или греховность любой работы во многом зависит от нас самих. От того, как мы соблюдаем в нашей работе (и вообще по жизни) правила, установленные в приведённых аятах Корана. Если же не соблюдать их, то любую работу можно «забраковать». Так, невинная торговля фруктами на рынке может стать грехом для продавца: а вдруг покупатель берёт фрукты для празднования харамной свадьбы, где будет вино, танцы и смешение полов? Работа таксистом тоже может привести к греху, если пассажир просит отвезти в ночной клуб или кабаре. Если знать Коран и сунну и думать головой, то мусульманин будет ограждён от запретной должности или работы. А быть семи пядей во лбу и иметь высшее шариатское образование для понимания этого не нужно, ибо сказано в хадисе от Нумана ибн Башира: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно». Понять запрещённость какой-либо вещи легко, а вот соблюдать неукоснительно этот запрет в разы сложнее.

image Click to view



И хвала Аллаху, Господу миров!

Читайте также по теме: Современные Каруны и их прихлебатели

17 джумада-ль-авваля 1436 (6.04.2015)

друзья, юрист, грехи и заблуждения мусульман, Коран

Previous post Next post
Up