Mar 16, 2015 23:44
Из личной жизни.
Недавно мне стало известно, что жёны некоторых из моих друзей проявляют недовольство тем, что я "увожу их мужей из семьи", приглашая их на спортивные тренировки либо иные подобные мероприятия. Как и какими путями мне это было передано, не имеет значения. Однако суть претензий видится мне абсолютно абсурдной и не выдерживающей никакой критики. Вот о чём я подумал в связи со всем этим.
Во-первых. Мне часто в жизни приходилось видеть семьи, в которых муж и жена прожили уже достаточное количество времени и имеют если не сильно многочисленное (такое у нас редкость), но уже далеко не грудное потомство. Глава семейства зачастую представляет собой зрелище, вызывающее как минимум сочувствие. Он стал обыкновенным домоседом, жизнь которого потеряла смысл, замкнулась и почти закончилась на жене, детях и доме. Жизнь этого человека подошла к ограничительной черте, за которой он уже не видит никакого будущего. Ему будущее виднелось за горизонтом когда-то давно, в юности, а теперь - всё: лучшее позади, а будущего уже нет. Разговоры в основном ведутся о делах и о деньгах, а досуг стал настолько тошнотворен, что оба супруга от него изнывают, как от скучной работы. Формальному часу потехи отдаётся какая-то дань, словно ненавистному оккупанту, от которого при первой же возможности мечтают избавиться. И жена недоумевает: что случилось? Что произошло с моим мужем? Почему ему в жизни ничего теперь не интересно? Почему он всё свободное время проводит дома, валясь перед телевизором или сидя за компьютером? Почему мы так скучно стали проводить выходные и отпуск? Ведь я влюбилась и выходила замуж совершенно за другого человека, за мужчину, с которым, казалось, всё нипочём. А теперь я вижу перед собою какого-то диванного пуделя, который верхом помощи по хозяйству считает приподнять свои ноги, когда я мою пол в комнате...
И чаще всего невдомёк такой жене, что этого комнатного пуделя выдрессировала она сама и никто иной. Это она одомашнила его, выбив из него страсть к увлечениям молодости, и теперь он вынужден сидеть и молча чего-то ждать, убивая время за телевизором или монитором. Ей бы вспомнить на минуту, что он любил раньше, когда они ещё не были семьёй с потомством. "Ну, например, походы он у меня любил", - вспоминает она. Замечательно! А сейчас почему он не ходит в походы? "Ну-у, что вы, какие сейчас могут быть походы? - махает рукой жена. - Ещё, не дай бог, случится с ним чего - что я одна с детьми делать буду! Нет уж, если завёл семью, детей, то пусть постоянно находится с ними". "Спорт? Какой ещё спорт? Пусть лучше дома по хозяйству поможет, в магазин съездит, меня туда-то свозит, а не ерундой всякой занимается". И так во всём. Считается, что самобытное "Я" прекращает своё существование, растворившись в семейном "Мы".
Иногда муж мечтает: "Вот родился бы у меня сын! Какого мужика я бы из него сделал! Всему бы его научил да везде с собой брал: и в походы водил, и в спортзал, и стрелять научил, и машину водить..." Но вот рождается сын. И за то время, пока он маленький и несмышлёный, жена успевает приструнить мужа, чтобы он и думать забыл о своих прошлых мечтах, ибо у неё на этого мальчика есть свои планы. Она его выносила, вскормила, взрастила, а теперь отец вот так просто отнимет и заберёт под своё мужское начало? Ну уж нет! Хотя в лучшем случае она согласится отдать подросшего сына в какую-нибудь спортивную секцию. Но вся функция отца здесь сводится к тому, чтобы лишь отвезти его на тренировку да забрать оттуда. И учит уму-разуму мальчугана не отец, а совершенно чужой дядька. А родной отец уныло просиживает штаны на скамейке, ожидая своё чадо после тренировки, совершенно впустую расходуя своё время.
Семья и дети - величайшая милость и дар от Аллаха, но они же могут стать причиной трусости и скупости, как предупреждал нас об этом в достоверном хадисе Пророк ﷺ. Со скупостью всё понятно: чересчур погрузившись в быт, мужчина часто забывает о расходовании средств на пути Аллаха. А что касается трусости, то с появлением семьи и детей может ослабнуть его вера в предопределение и упование на Аллаха. Он начинает бояться предпринять очередной шаг, связанный хоть с малейшим риском для себя: "А вдруг что случится? У меня же дети!" И жена подливает масла в огонь. Тогда как и раньше, и сейчас твоя, моя, наша участь целиком и полностью находится в руках Аллаха. Ничего не изменилось с приходом в твою жизнь семьи, и поныне вы находитесь в Его руках. А потому доверься Ему, уповай на Него и ничего не бойся.
"Скажи: "Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретённое вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придёт со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей" (9:24).
Второй момент, не понятный мне в данной ситуации. Разве я сам не семейный человек? Я не тот, кого можно поставить в отрицательный пример, про кого можно сказать: "Да этому Андрею не понять нас. У него же нет детей! А у тебя всё-таки семья! Так что оставь его и не отвечай на его приглашения!" Но речь даже не обо мне. В конце концов, моя жена спокойно относится к моим пристрастиям потому, что в нашей совместной жизни когда-то это тоже всё было: мы вместе ходили на стадион заниматься, вместе лазали по скалам Крыма и по Карпатским горам, вместе путешествовали на машине, вместе ночевали в палатке в походах по родному краю... Лишь поэтому она прекрасно понимает меня, но в силу того, что родила дочку, не может в полной мере продолжить перечисленное. Речь, повторюсь, не обо мне. Лучше бы нам всем вспомнить, сколько детей было у сподвижников Пророка ﷺ. Некоторые из них специально разводились с жёнами и женились на других женщинах ради увеличения численности потомства. Но разве их жизнь упиралась в это потомство, как в какую-то скалу? Разве они хоть раз уклонились хотя бы от одного военного похода с Посланником Аллаха ﷺ, ссылаясь: "У меня же семья, дети..."?
Третье. Я никого никогда не заставлял и не уговаривал приходить со мной тренироваться. Я привык уже это делать один, и одиночество не гнетёт меня. Спортивный зал не поле, а я не воин, а засим справлюсь и один. Если друзья пойдут со мной, я буду рад, если не пойдут, то мне не впервой. Мы можем встретиться и где-нибудь в другом месте пообщаться.
И последнее. Наиболее вероятно, что причина здесь кроется не в том, где проводят время братья, а с кем проводят. Скорее всего, дело во мне. Такой вывод я сделал оттого, что братья и раньше ходили кто на борьбу, кто железо качать, кто в боксёрский зал. Но как только речь зашла о тренировках со мной, то тут же недовольство, претензии и обвинения меня в попытках увести брата из его семьи. Что ж, с этим я уже ничего не могу сделать. Вообще, по шариату муж жене вправе запретить общаться с кем либо, а жена мужу - нет. Однако в наше время, сами понимаете, многое меняется. С одной стороны, хорошо, когда в семье всё решается обоюдно и сообща, а с другой - немного обидно, когда именно твоего общества для своего мужа не желают. В этой ситуации я думаю вот о чём. Беспокоиться женщинам за своих мужей в данном случае ни в коем разе не стоит. Если только они крепко верят в Аллаха, твёрдо идут по Его пути, то поймут сами: богобоязненному верующему не страшен дурной товарищ и дурное влияние. Если только их мужья искренние и богобоязненные верующие, то Аллах не позволит примкнуть к ним разным беззаконникам и нечестивцам и обязательно очистит их окружение. Недаром в нашем народе говорят: скажи мне, кто твой друг, - и я скажу, кто ты.
"В тот день беззаконник станет кусать свои руки и скажет: "Лучше бы я последовал путём Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвратил меня от Напоминания после того, как оно дошло до меня" (25:27-29).
Разумеется, Всевышний Аллах никогда не позволит кому-либо из нечестивцев, лицемеров, беззаконников набиться в друзья богобоязненным, верующим мужчинам с целью сбить их с прямого пути. Аллах любит своих праведных рабов и оберегает их от этого. А посему не стоит тем девушкам опасаться за своих взрослых, разумных и опытных мужей, что они попадут под влияние плохого товарища и собьются с прямого пути. Аллах убережёт их от этого.
Этот пост никого ни к чему не обязывает. Я пишу всё это потому, что такого рода размышлениями мне не с кем поделиться, кроме собственного блога. Даже близким людям я не скажу всё это вслух. Пишу это ещё потому, что уверен, что никто из друзей (а тем более из их жён) не прочитает это. Мало кто из братьев вообще о существовании моего блога ведает. В интернете в последнее время, делая какой-либо репост, модно говорить: я просто оставлю это здесь. И ещё: ин ша Аллах, в ближайшее время я выйду из этого небольшого и временного творческого кризиса, который наступающей весной постучался и в мою дверь, и напишу действительно что-нибудь толковое. А пока пусть тут будет опубликована эта ерунда.
И хвала Аллаху, Господу миров!
25 джумадаль-авваля 1436 (16.03.2015)
друзья