Краткий анализ некоторых воспоминаний последних десяти лет.
С годами становишься мудрее…
Таким предложением я поначалу хотел открыть этот текст. Однако писать такое про самого себя нельзя: накапливаемая мудрость должна возвышать не только в собственных глазах, но и в чужих. Пока же этого не наблюдается.
Скорее, так: с годами понимаешь, что максимализм в приверженности какой-либо одной идее обрывает другая идея, приходящая на смену первой. Если я когда-нибудь пробовал записывать свои мысли в блокнот, тетрадь или компьютер, то по прошествии хотя бы одного года, заглянув в эти записи, с удивлением понимал, что сейчас, сегодня я мыслю совершенно по-иному. Иногда вовсе берут сомнения: это, вообще, я писал? (ударение на «я»).
В 2005 году я увлёкся спортом. Сперва боксом, затем тайским боксом, а потом стал изучать методику различных боевых искусств. Толком ничему как следует и не научился, зато как был одержим идеей стать мастером! Ходил в секции, читал книги; день, в котором не было хотя бы короткой тренировки, считал прожитым зря. Сказать, что мне всё это ничего не дало, нельзя. Я и сегодня стараюсь поддерживать форму, хотя и без того фанатизма, который меня распирал в студенчестве. Тогда все однокурсники ежедневно привыкли меня видеть таскающим по универу здоровенную спортивную сумку. Я мог прогулять лекцию или семинар, но тренировку - никогда! Я смотрел состязания разных «крутых парней», которые мутузили друг друга на ринге до одурения. Я думал, что это дело жизни, которое пребудет со мной всегда, и я никогда его не брошу. И что самое характерное, не бросил. Только сейчас я уже не вижу в тех «крутых парнях» хоть что-то заслуживающее внимания, восхищения и уж тем более возвеличивания. Таких «звёзд» бокса или боёв без правил сегодня полно, их имена у всех на слуху. Но для себя я понял точно: если ты уважаешь себя, то будь самим собой, а не ищи себе примера для подражания в публичных людях. А какую пользу тебе принесёт сидеть и смотреть, как кто-то демонстрирует свою силу, мощь, реакцию, умение? Разве ты сам станешь от этого сильнее и научишься делать так же? Разумеется, нет. Ты просто станешь одним из восторженных хомячков, которые нужны каждому шоу-мену для поддержания своей популярности, будь то спортсмен, актёр или певец. Я знаю, что не буду, как эти «крутые парни». Для своей жены я герой, и этого мне достаточно. А некоторых даже их жёны стыдятся, втайне (а иногда и явно) мечтая о другом мужчине взамен этого неполноценного, но надменного. Стоит ли мечтать о чём-то большем, если даже твоя семья смотрит на тебя, как на гнилую шпалу, воняющую креозотом? Жаль, что я понял это спустя много времени.
А пока навязчивая спортивная идея к 2008 году сменилась не менее навязчивой музыкальной, когда я взял в руки гитару и стал писать песни. Эта рифмованная графомания с «глубоким внутренним смыслом» сыпалась из меня, как из рога изобилия. Я думал, что у меня и вправду получается быть поэтом и композитором. Это же так просто: три любимых аккорда, побольше пафоса и заумных строчек. И вот ты уже уверен, что у тебя талант, а тысячи бардов-алкашей, заполонивших интернет своими бредовыми сочинениями, - обыкновенные дилетанты. И ты просто не понимаешь, что примкнул к их кругу. Конечно, я не начал пить водку, как остальные любители рок-музыки, но в их компанию влился с великим удовольствием. Как это трогательно: «высокодуховный» русский рок, Костя Кинчев, Юра Шевчук, Русь, берёзки, родина, наци-АНАЛизм, небо славян, у-у, а-а… Поцреотизм в духе ватника подтолкнул меня к следующему увлечению.
Как раз в 2008 году подходило к концу получение высшего образования. Все нормальные однокурсники задумались о предстоящей карьере, подыскивали себе будущие рабочие места. А я подумал о том, что пора «отдать долг родине». Что такое родина и, тем более, что я ей должен, до сих пор не имею представления. Но точно знал, что в жертву выдуманному для нас идолу с названием «родина» нужно отдать один год. Ну, ладно хоть только один. На этой ниве я сошёлся с другом и одноклассником, который тоже заканчивал учиться, и мы пошли в районный военкомат - бить себя в грудь и доказывать, что мы, как спортсмены с солидным боевым прошлым должны служить только в элите: в спецназе, десанте или морской пехоте. И в ноябре того же года нас отправили в известную подмосковную дивизию за получением краповых беретов. Но вместо них мы наполучали звездюлей и радостно вернулись домой, так и не поняв, зачем вообще мы пошли служить. Увлечение военными понтами закончилось в первые же дни службы. Однако отступать было поздно: из этой краповой тюрьмы нас выпустили только спустя год. Дивизия, которая воюет против мусульман. Дивизия, командиры которой расстреливали безоружных людей на Кавказе и в Москве у белого дома. Мы попали в притон деградировавшего офицерья, гопников и крыс. Напомню, крыса на их жаргоне - это тот, кто ворует у «своих», т.е. с кем живёт в одном бараке. В армии это повсеместно и ежедневно.
Казалось бы, после всего этого подростковые увлечения должны улетучиться. Пришёл из армии, нашёл себе невесту - и женись, а то так и до греха недалеко! Но нет, разве это про того кретина, который в ноябре 2009 года вернулся в родной город? Он сам не знал, что хочет. Не то на прежней работе восстанавливаться, не то в какие-то силовики идти, аж чуть ли не в спецслужбы. Хотя, узнав, про моё вероисповедание, любая такая служба не пустила б меня дальше приёмной. Хвала Аллаху, я не попал в это продолжение военной игры. Я попал на хорошую работу по профилю. Вроде всё прекрасно: универ позади, армия позади, работа есть, девушку хорошую нашёл - что ещё надо? Однако тут меня одолело совсем уже детское увлечение: поездки по городам на концерты группы «Алиса». Нормальный верующий мечтает поехать в Мекку, а я срывался на очередной дебош в какую-нибудь дыру. В России все они одинаковые. Кстати, мой жж-блог был заведён именно в ту пору: тогда я здесь оставлял отчёты о поездке на очередной концерт. (Сейчас их тут нет: не выдержали нынешней шариатской цензуры и были удалены).
Дальше - больше. Увлёкся футболом (мало мне было бокса, что ли?), начал болеть за ЦСКА. И на футбол тоже в другие города стал ездить. Каким развлечениям я предавался на этих концертах и матчах, несложно себе представить: там мало человеческого. Кстати, тот же Кинчев, исполнитель «духовного русского рока», как-то признался: «Это далеко не небесная музыка, а очень даже земная. И за это нагоняй от Господа получать придётся». Попытался свести всё в шутке Костя, известный своей глубокой христианской религиозностью. Но для нас, мусульман, дело вовсе не шуточное. Что концерт, что футбол, это не просто греховное сборище: это настоящее идолопоклонство. То, что совершается там многими людьми, - натуральное многобожие (по-арабски «ширк»). Я не просто совершал грех, я граничил с тем, что Господь никогда и никому не прощает. Вот что по-настоящему страшно. За полтора года я совершил не менее десяти таких поездок. А потом оставил всё это…
К чему я это вспоминаю? Во-первых, про все свои увлечения: спорт, музыка, военные понты, поцреотизм, концерты, футболы - я думал одинаково: теперь всегда так будет. Но проходили годы - увлечения сменялись одно другим. Во-вторых, было то, что сопровождало меня неизменно на протяжении десяти лет: это мой Ислам. 25 апреля 2013 года событию моего возвращения в Единобожие (Ислам) исполнилось ровно 10 лет. По этой причине я захотел вкратце проанализировать некоторые события этих лет. И выясняется: за что бы я ни взялся, даже если оно в себе несёт грех, вера остаётся со мной, а Бог милует. Ведь верующий человек приносит покаяние. А лучший из грешников - это кающийся. И как бы ни погряз человек в грехе, Господь никогда не устанет прощать его, пока он поклоняется и кается.
Менялось и моё понимание Ислама. По причине следования своим страстям и недостатка религиозных знаний я связывал религию с чем угодно: с национализмом, выездами на концерты, с футболом, с митингами протеста и безбожной политикой. И я всегда был уверен, что это не противоречит шариату. И не стоит удивляться этому: богобоязненный человек найдёт тысячи способов, а нечестивец - тысячи оправданий. Я цеплялся за оправдания и не желал найти способа отказаться от греха ради Аллаха. Всевышний закрывал мне дорогу к знаниям и мудрости по причине моего упорства. К тому же я не придерживался общения с мусульманами, отвернулся от уммы и по этой причине стал, как отбившаяся от стада овца, которую непременно рано или поздно поймает волк. При всём при этом я не переставал читать намаз, выполняя главную обязанность верующего. Скорее всего, только поминание Аллаха не давало мне окончательно выйти из Ислама тогда, когда вокруг меня уже были настежь открыты двери порока и даже ширка.
А потом я узнал о пути праведных предшественников, то есть о понимании Ислама так, как понимали его Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники. Я стал изучать эти вопросы и с удивлением обнаружил, что, будучи в Исламе уже много лет, я даже не знаю элементарных основ вероубеждения (акыды). Я даже не знал слова «таухид» (единобожие). Быть верующим и не знать самого главного - это наказание от Аллаха. Ведь кому Он желает блага, тому даёт понимание в религии.
Странно, но за 10 лет я так и не написал подробного рассказа о том, как и почему я пришёл в Ислам. Мне неоднократно предлагали это сделать, но я отмалчивался. Все факты из моей автобиографии, которые я где-то описывал (хотя бы тут, в блоге), были посвящены моим исканиям и похождениям внутри Ислама, увлечению этим миром. А о том, с чего всё началось, так и не написал. Люди, которые убеждали меня в неправильности моего выбора, предлагали взамен лишь одну альтернативу: государственное Православие. Только сейчас, спустя 10 лет, я могу с уверенностью сказать, что моё сердце успокоилось. Я готов выслушать или прочитать чужие доводы, не отворачиваясь, но лишний раз, для себя, опровергая их. Я чувствую, что сердце спокойно реагирует на агрессию в сторону Ислама в общем и моего в частности. И сделал для себя занимательный вывод: если хочешь узнать, какое учение истинно, посмотри, на какое из них больше всего нападок со стороны людей. Почему так? Потому что люди унаследовали от своего праотца Адама непослушание и слабость перед кознями сатаны. А засим не выдерживают испытание, коим является эта мирская жизнь.
И снова вернёмся в начало статьи: становишься ли с годами мудрее? Мудрость, как выяснилось, измеряется не в количестве прожитых лет или прочитанных книг, а в богобоязненности. Другого мерила не существует…
Мы восхищались рок-музыкантами и спортсменами. Следили за их выступлениями, ловили каждое слово в интервью. Нас очаровывали остроумие и эрудированность отдельных из них. Нас захватывала их речь. Мы обсуждали каждую строчку в их стихах, исследуя так, словно это священное писание какое-нибудь. Мы говорили: «вечная память», когда кто-то из них уходил из этой жизни. Мы завороженно смотрели на их кривляния на сцене или футбольном поле, как на свои божества. Их оскорбление считалось святотатством. Мы были уверены, что о них можно либо говорить хорошо, либо молчать. Они были нашими полководцами, предводителями. Если говорили они нам, что нужно идти бороться против власти, мы немедленно строились и шли на акцию протеста. Если они заставляли любить родину, мы её любили. Если они изменяли своё мнение в другую сторону, мы её начинали ненавидеть. Если в жизни случалось что-то плохое, мы обращались за утешением к их песням. Если было на душе радостно, мы снова слушали их песни. Если любимая команда выигрывала, был праздник. Если проигрывала, то это было личной нашей трагедией…
И так происходило с нами, пока мы, один за другим, не начали оставлять всё это. По очереди мы вспоминали, что каждый из нас есть личность с самоуважением и интеллектом. И тогда вдруг оказывалось, что люди, которых мы так возвеличивали, - это такие же мешки, набитые калом, как и мы сами. Каждый из нас может петь, кривляться и мяч гонять, но никто из нас не собирается посвящать этому жизнь, потому что это не принесёт никакой пользы. Тщеславие - опасная штука. Друг за другом, осознавая это, мы поворачивались спиной к вчерашним кумирам и разбредались кто куда, каждый своей дорогой. Хвала Аллаху, я тоже нашёл свою дорогу.
«Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно знанию. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников» (Коран, 12:108)
18 раджаба 1434
(28.05.2013)