В ряде записей к моим постам уже неоднократно приводились комментарии о необходимости русским мусульманам, получившим религиозное образование и проживающим за пределами России, издавать книги с фетвами, адаптированными под жизнь мусульман в РФ. Требование о том, чтобы такую работу проводили именно русские мусульмане, обусловлено главным образом тем, что они, как никто другой, знают положение и специфику житья-бытья нашего родного Севера, ментальность, особенности советско-русско-православного воспитания, в отличие от оторванных от здешних реалий и ни дня не проживших в России саудовских, египетских, турецких и прочих зарубежных шейхов. Требование относительно того, чтобы данные образованные русские мусульмане проживали за рубежом, продиктовано соображениями их безопасности, поскольку непредсказуемые российские силовики могут подвести под экстремизм обсуждение любых безобидных вопросов ислама - таких, как акыда, аль-уаля уа ль-бара, практическое применение шариатских законоположений в быту и др., тогда как в издаваемых ими трудах цензура не должна подчиняться текущей "генеральной линии Партии".
Чтобы было понятнее, о чём идёт речь, приведу здесь примеры таких комментариев.
"Начнём с того, что среди свободно владеющих русским языком и отличающих Россию от Украины, а Ярославль от Магадана, вообще нет уляма. Это радикально отличается от таких сред, как арабоязычная, урду-язычная или англоязычная, где уляма и настоящие, а не марионеточные комитеты по фетвам есть и сейчас, в 2020 году. Вопрос нужно ставить иначе: кто должен делать русскоязычный иджтихад, если учёных в нашей среде нет вообще (ровно ноль, ни единого нет)? А как известно, за фетвами нужно обращаться к учёным своей языковой, культурной среды и местности, а не к алимам Хиджаза, которые в лучшем случае откроют географический справочник и прочитают, что Российская Федерация - это государство на севере Евразии, светское правовое демократическое федеративное государство, уважающее внутри своей конституции права человека и гражданина.
Все учёные реально имели дело либо с шариатскими странами и режимами (Малайзия, один из штатов Индонезии, ОАЭ, Саудия, Миср; шариатские суды также признаны Израилем и Великобританией), либо с абсолютно светскими свободными западными городами западной цивилизации, где в каком-нибудь Мельбурне мусульмане сами компактно поселились в каком-то из районов, сами скинулись и построили мечеть, сами туда назначили имамов из числа самих себя, которые теперь в коротких штанишках с длинными подкрашенными бородами с минбара активно комментируют экономико-политическую ситуацию уммы в мире и в Австралии, наши цели и задачи, наши проблемы, делают важный и актуальный насыхат, призывают бороться с ширком и бид'а и так далее. Очевидно, что джума-намазы обязательны и в Малайзии, и в Канаде, и в Саудии, и в Австралии. И в Турции, где Айя-Софию недавно снова сделали мечетью. А вот обязательны ли они в Самаре, Тамбове, Москве, Нижнем Новгороде? Сомневаюсь, очень сомневаюсь. Надёжнее, на мой взгляд, остаться дома и прочитать зухр".
"Именно вот так и мыслят саляфиты и прочие буквалисты, опираясь на всякие высказывания в духе "Аль-Албани сказал, что на джума нужно ходить и в нешариатских странах, поэтому одеваемся и дружно идём в Самарскую соборную мечеть".
"Почему-то наугад взятый саляфит-буквалист считает мечетью любое строение, где постелены ковры (даже если там стены напичканы скрытыми камерами и скрытыми микрофонами, а сам молитвенный зал - двуногими провокаторами и доносчиками палочной системы "правоохранения"), а имамом считает любого мужчину, который стоит в намазе впереди всех (даже если он фотографируется при журналистах, сидя за столом рядом, посмеиваясь, с генералитетом МВД и ФСБ на городских конференциях по противодействию экстремизму).
А я по простоте душевной думал, что мечеть - это место, хоть в какой-то мере являющееся домом Аллаха и автономией городской уммы. Место, имеющее статус экстерриториальности хоть в какой-то, пусть даже не полной, мере. Посольство и консульство Ислама внутри России/Австралии/Бразилии. И думал, что имам - это человек, которого назначила умма, выбрав его из числа себя, а не человек, которого городские силовики с увесистыми крестами на шеях назначили пасти исламскую паству.
Арабские алимы, я повторюсь, знакомы только с двумя категориями государств. С шариатскими, где всё понятно и где ходить на джума однозначно нужно. И с западными, где обеспечен широчайший уровень светскости, то есть религиозных свобод, и где мечеть является по сути посольством глобальной мировой религии Ислам на территории данного государства. Очевидно, что и в этой второй категории джума-намазы обязательны. А вот что касается православно-чекистского государства, то глубоко сомневаюсь в том, что нам предписано именно ходить на джума, а не сидеть дома и читать зухр".
"А что мы видим в России? Мечети строить не дают, а если и дают, то за городом, за "чертой оседлости", и маленькие, без парковок. Доехать удобно только на такси. Мечеть вмещает 200 человек, а приходит, допустим, 5 тысяч. И они на снегу, под градом или под жарким солнцем стоят на асфальте и всей толпой что-то пытаются услышать из вагаза. А ещё рядом с мечетью, открытой за городом, привластный бизнесмен обязательно открывает секс-шоп и магазины с сигаретами и водкой, или что-то ещё харамное. У меня такое впечатление, что это делается специально, чтобы не допустить возникновения мусульманского района даже за городом русского мегаполиса. Чтобы у мусульман всегда был дискомфорт.
Говорили ли средневековые факихи про обязанность джума-намаза в ситуациях, когда, к примеру, 10 % мусульман молятся в мечети, а остальные 90 % - на асфальте и на траве вокруг? Да им бы и в голову не пришло".
"Почему-то либералы догадались создать "Форум свободной России" за рубежом, а мусульмане не догадались или не смогли создать "Русскоязычный комитет по фетвам" (РКПФ) за рубежом. Хотя с падения железного занавеса прошло уже несколько десятилетий.
А его могли бы основать люди, рождённые на территории нынешней России, прошедшие тут детсады, школы и вузы, впитавшие в себя быт и нравы жителей спальных районов русских мегаполисов, но впоследствии уехавшие и получившие исламское образование. Это могут быть как русские мусульмане, так и татары, российские таджики и так далее. Они могли бы, получив образование, поселиться в странах, откуда их никто не выдаст в Россию за "экстремизм" в виде выдачи фетв. Например, в Карачи, Лондоне, Хельсинки, Куала-Лумпур, Стамбуле, Измире, Хургаде, Джакарте, Сиднее. И уже далее, связываясь друг с другом по интернету, сверстать двухтомник фетв для российских мусульман. И эта книга должна в электронном виде распространиться по всем ноутбукам и смартфонам, дойти до каждого мусульманина, который живёт в РФ. А вот дальше мы, обыватели, должны будем начать читать эту книгу и жить по ней, делая таклид. Но где учёные?"
Итак, вкратце постараюсь ответить на всё это в отдельном посте, дабы важные для нас выводы не были навсегда затеряны в ветках дискуссий под статьями. Сегодняшие мусульмане - как русские, принявшие в своё время ислам, так и этнические, считающие русский вторым (как минимум) родным языком, - невероятно разобщены. Даже внутри одного направления ислама не представляется возможным достичь хоть какой-то консолидации с целью решения общих задач. Сделано ли это намеренно по указке сверху, следуя извечному безотказному принципу "разделяй и властвуй", или произошло само по воле Аллаха, точно неизвестно, однако это факт. При этом те мусульмане, которые в силу недостаточной образованности или недостатка воспитания, не умеют ценить усилия, прикладываемые ради них же, проявляют чудовищную неблагодарность. Они не понимают, каких трудов стоит написать, отредактировать и издать книгу, но сразу готовы её забраковать, с ходу переходя на личность автора: он, мол, такой-то и такой-то. Даже если автор начал обучаться исламу, когда они ещё под стол пешком ходили. Вместо составления рецензий на труд автора и конструктивной критики они с ходу начинают поливать её помоями. В результате полезный во многом труд не доходит и до половины той целевой аудитории, на которую он был рассчитан.
Это касается не только книжных трудов. Возьмём для примера такого известного интернет-проповедника, как Ринат Абу Мухаммад. Для одних он учитель и кладезь информации, необходимой и достаточной рядовому верующему, чтобы знать свою религию. Другие бегут в ужасе от тех, кто в присутствии них просто упомянет его имя. Примечательно, что и те, и другие называют себя салафитами, то есть вроде бы являются последователями одного и того же направления, ан нет. А теперь попробуйте расширить целевую аудиторую лекций подобных проповедников до остальных русскоязычных мусульман, включая суфиев, мазхабистов, ашаритов, матуридитов и других. В результате мы имеем полное непринятие проповедника, несмотря на то что процентов на 90 он говорит о том, в чём все мусульмане едины. И лишь остальные 10 процентов его лекций касаются дискуссионных вопросов, по которым мусульмане не могут прийти к единому мнению. Но этих десяти процентов достаточно для того, чтобы отмести проповедника и ещё обозвать его распоследними словами, опубликовать в интернете картинку, зачеркнув его фото красными чертами, как любят отдельные мусульмане делать, - словом поставить на нём жирный крест.
Уверен, точно такую же реакцию в русскоязычной исламской среде, даже сузив её рамки до собственно русских мусульман, вызовет предлагаемая книга фетв, адресованная русским. Одни салафиты скажут, что автор - мурджиит. Другие салафиты скажут, что автор - хаваридж. Третьи салафиты скажут, что автор - мадхалит. Четвёртые скажут, что автор - ихван. Пятые скажут, что автор - хайван... Суфии скажут, что автор - ваххабит. Традиционники-мазхабисты согласятся с ними. Различные сторонние исламоведы типа Силантьева заявят, что автор - скрытый ваххабит, пытающийся под личиной традиционного для России мазхаба (например, шафиитского) протолкнуть свои деструктивные идеи. Кто в итоге останется и что ждёт авторский труд?
Русские мусульмане так и не объединились в один мазхаб. Попытка НОРМовцев объединить русских неофитов под эгидой общего для всех маликитского мазхаба с самого начала, когда я узнал о ней (это был 2008 год), казалась мне невероятно странной. Выбрать мазхаб, распространённый в странах Африки, о котором и информации-то толком в российской литературе не существует, - это нужно богатую фантазию иметь. Господи, да элементарно опускать руки по швам в намазе вместо складывания их на животе или груди - это как через себя перешагнуть надо, чтобы решиться на такое! А ведь в Африке так и молятся. Хорошо ещё, они не додумались провозгласить для нас какой-нибудь вымерший мазхаб типа Аль-Аузаи, Аз-Захири или Суфьяна Ас-Саури. Вот бы мы сейчас играли в ролевые игры на потеху остальной исламской умме в попытках возродить не подлежащее восстановлению. Неудивительно, что в среде русских мусульман такую бешеную популярность набрал именно салафитский призыв. Редкий среди моих знакомых русских мусульман не относит себя именно к этому течению, с самого начала обучаясь тому же намазу не по фикху имама Аш-Шафии, а сразу по книге шейха Альбани.
К слову, и упомянутый нами Альбани в своё время не стал рисковать жизнью и свободой, оставаясь в Албании под правлением Энвера Ходжи, а переселился в Сирию и уже там стал вести свою деятельность. Причём, вот что характерно, чем он занялся? Не составлением фетв для мусульман, ещё оставшихся в Албании эпохи Энвера Ходжи. А я напомню, что это было единственное в мире и в истории атеистическое государство, где религии официально были отменены. Нет, от родной Албании у шейха осталось лишь прозвище. Он занялся изучением и толкованием хадисов, посвятив себя науке, которой, казалось бы, после смерти Бухари, Муслима, Ибн Хаджара, Ан-Насаи, Ат-Тирмизи, Абу Дауда уже никто не посмеет заниматься. Да, не прав был Варлам Шаламов, сказавший: "Вы считаете, после Пушкина кто-то ещё имеет право писать стихи?" И после Пушкина Россия породила немало достойных поэтов. Стало быть, и после упомянутых нами корифеев хадисоведения кто-то ещё может в этой науке преуспеть.
Именно по этой причине нынешние "требователи знаний" предпочитают не брать на себя ответственность облегчить жизнь бывших соотечественников изданием адаптированных фетв, а заниматься переводами на русский язык трудов, написанных в те века, когда вообще не существовало понятия "Россия" или тем паче "Российская Федерация". И они будут продолжать этим заниматься, потому что так для них спокойнее: меньше ответственности. Получается этакий перпетуум мобиле. Хотя - вот что странно - зачем идти в исламские учёные или, скромнее говоря, "требователи знаний", когда ты боишься ответственности? К примеру, если я боюсь высоты, я никогда не пойду в промышленные альпинисты. А если я не терплю грязных рук, то вряд ли пожелаю работать на шиномонтаже. Но это уже другой вопрос и иная пища для размышления. Мы же в данном случае подытожим, что, как это ни прискорбно, создание и издание единых книг с фетвами для русских мусульман - такая же утопия, как "вселенский исламский собор".