Содержится ли в Коране запрет музыки?

May 01, 2020 03:14

Признаться, я уважаю мнение тех единоверцев, которые считают музыку однозначным харамом и не делают в этом вопросе никаких исключений, как-то: музыкальное сопровождение заставок, рекламных роликов и фильмов (хотя кино они, наверное, тоже не смотрят никакое). Однако я не люблю, когда за Книгу Аллаха додумывают, вводя в неё то, что в ней напрочь отсутствует. Я, как и абсолютное большинство мусульман мира, не знаю арабского языка, но если верить онлайн-переводчикам, "музыка" по-арабски будет الموسيقى (аль-мусыка), а "песня" - أغنية (агния). Множественное число - الأغاني (аль-агани). Вы можете проверить сами, но ни того, ни другого слова в Коране не встречается. А додумывать за Коран не имеет право никто, какими бы заслугами перед уммой он ни обладал.

В то же время находятся переводчики Корана, берущие на себя такую смелость. Так, Эльмир Кулиев слово "музыка" в Коране умудрился найти. Аят 6 из суры "Лукман" он переводит следующим образом: "Среди людей есть такой, который покупает потешные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения".

Более архаичный перевод Османова куда ближе к истине и выглядит следующим образом: "Среди людей есть и такой, который собирает досужие россказни, чтобы по своему невежеству совратить [людей] с пути Аллаха, высмеивая этот путь. Подобным людям уготовано унизительное наказание". Данный аят имеет конкретную предысторию и связан с личностью мекканца по имени Ан-Надр ибн аль-Харис - араба-язычника, бывшего одним из ярых противников новой веры. Когда Пророк Мухаммад ﷺ проповедовал в Мекке Коран, ибн аль-Харис пытался заинтересовать целевую аудиторию увлекательными рассказами из арабской и персидской мифологии по типу "Тысячи и одной ночи" и говорил: "Что вы слушаете этого Мухаммада? Вот мои истории по сравнению с тем, что рассказывает он, куда более захватывающие!" Тем самым целью ставилась подмена Корана литературными произведениями, призванными увлечь слушателей и отвести их от изучения Откровения Аллаха. Поэтому те, кто сегодня утверждают, что литературный жанр со времён ниспослания Корана шагнул далеко вперёд и сегодня имеются более занимательные и полезные произведения, нежели Коран, становятся в положение человека, которому посвящён сей аят. С помощью беллетристики они хотят отвлечь мусульман от изучения и извлечения пользы из Книги Аллаха.

Однако я не встречал в своей жизни ни одного мусульманина, который бы утверждал, что музыка заменяет ему Коран и дарит более сладострастное наслаждение, вследствие чего он советует побольше слушать музыкальные композиции и поменьше читать Коран. Меломания воспринимается мусульманами не иначе, как мирское развлечение, не связанное с религией. Развлечение, которое если и вытесняет религию и отвлекает от поклонения, то не больше, чем все остальные: компьютерные игры, кинематограф, спорт, хобби и другие. То есть человеку, умеющему рационально использовать своё время и отдавать приоритет праву Аллаха, она не повредит. Чрезмерно же увлёкшемуся ею она навредит в той же степени, как киномания, игромания или книголюбство. Что касается влияния музыки на сознание, то на него так или иначе влияют все проявления массовой культуры, включая кинематограф и литературу. Однако я не знаю мусульман, запрещающих кино или книги. Основные претензии у наших собратьев именно к музыке. Хотя музыку, как я уже сказал, напрямую с религиозным поклонением никто не связывает и не смешивает, в силу чего приведённый аят здесь вообще не уместен. Словосочетания "исламская музыка" не существует в равной степени, как понятия "исламское электричество".

Следует, однако, отметить, что рассматриваемый вопрос касается только Корана. Что касается хадисов, то тут мы видим несколько иную картиру. Отношение Пророка ﷺ к поэзии (которая в песенном исполнении является частью музыки, поскольку рифмованные строки кладутся на звуки музыкальных инструментов) всем мало-мальски знакомым с Сунной и исламской историей известно. Если поэтов-мусульман он воспринимал спокойно, то языческих и иудейских поэтов, посмевших посвятить ему хоть одно сатирическое произведение, ждала печальная участь. По его приказу сподвижники их попросту убивали. Тот же Ан-Надр ибн Аль-Харис после пленения в битве при Бадре был казнён. Но это уже другая история.

литература, мнение, вера, стихи, история, заблуждения, Коран, творчество, последний пророк, Ислам, кино, поэзия

Previous post Next post
Up