Островок свободы

Dec 18, 2018 18:41

Пишет телеграм-канал «Ершовизмы»: «Судя по последним заявлениям великого вождя сцены литовки текстов из серебренниковского "Лета" - это не только прошлое русского рока, но и будущее русского рэпа». Конец цитаты.

Справедливо замечено, но лишь в том случае, если у русского рэпа в принципе есть будущее. Гуф, Оксиморон, Элджей, Слава КПСС (Гнойный), Фараон, Баста и другие - эти парни сегодня звучат, и даже питерская интеллигенция нередко говорит о них, отмечая талант отдельных кадров. Однако повальную моду на русский рэп мы уже проходили. Абсолютно та же возрастная целевая аудитория в конце девяностых болела рэпом в лице Дэцла, Лигалайза, Шеффа, Дельфина, «Мальчишника», «Bad balance’а» и других. Покупка дециметровых антенн исключительно ради настройки канала «MTV» в квартирах, видеоклипы, широкие штаны, вязаные шапки на головах в летний зной и даже эксгумированная из могилы 80-х мода на брейк-данс. И хотя мало кому из тогдашних рэперов приходило в голову рифмовать проблемы молодёжи посредством матерной ругани, эта волна захлестнула юные головы похлеще сегодняшних Баст и Фараонов. Оказывается, не матом единым набирается бешеная популярность. Тот же Дэцл ни одного непечатного слова не произнёс в своих текстах, несмотря на то, что ни о какой морали и «духовных скрепах» тогда никто не слышал, «Роскомнадзор» ещё не придумали, цензуры не существовало. А самой хулиганской выходкой на сцене считался показ среднего пальца. На пике популярности у рэперов окончательно сорвало башню, и с наступлением 2000 года они торжественно и пафосно провозгласили наступление эры хип-хопа.

Но не тут-то было. Словно в подтверждение слов Бориса Гребенщикова: «Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет», русский рок внезапно всем показал, что он не просто дышит, но живёт и здравствует. Начало XXI века, 2001-2002. «Король и шут» - лидер номинаций «Группа года» и «Альбом года». Верхние строчки в хит-парадах. Не знал в то время ни одного одноклассника, у кого бы дома не было кассет с альбомами этой команды. Юные существа обоего пола сходили с ума по страшным сказкам авторства Андрея Князева в исполнении одиозного беззубого Горшка под мелодичный панк-рок с незабываемыми гитарными соло. Апофеоз - два мощнейших концерта «Короля и шута» в октябре 2003 года в «Олимпийском» при полном аншлаге. «Олимпийский» - самая знаковая площадка для отечественных рок-команд, сбор которой является верным показателем того, что группа стала легендарной. Отмечу особо, что вплоть до конца своего существования (2013) группа придерживалась выбранной концепции и была аполитичной.

Середина нулевых. Второе дыхание Константина Кинчева. «Алиса» в обновлённом составе, с заметно утяжелённым звуком, откатала грандиозный тур по России и Украине с альбомом «Изгой». Тяжёлый, концептуальный, глубокий, поэтичный, боевой, агрессивный «Изгой» - это целая отдельная эпоха в истории группы, как и в случае с альбомом 1991 года «Шабаш». В свет выходит DVD-диск с юбилейным концертом группы «Мы вместе 20 лет», а образ Кинчева на сцене при голом торсе, в джинсовых шортах и высоких сапогах становится мемом в истории русского рока образца нулевых.

Холодная война Кинчева с Шевчуком на фоне мировоззренческих, политических, творческих разногласий. Скрытые намёки и попытки задеть друг друга за живое, отражённые в текстах песен обоих. Шевчук марширует с «несогласными» из «Другой России», протестуя против назначения Медведева президентом РФ, а Кинчев в одной из песен презрительно называет происходящее «близоруким маршем» и «вялой вознёй», явно намекая на очкастого Шевчука. При том сам Кинчев по сей день страдает неизлечимым ПГМ.

Егор Летов, сойдя с ума от переполнявшего протеста, ударяется в леваки, присоединившись к нацболам, становится соратником Лимонова, орёт со сцены песни советских лет в стиле «Ленин такой молодой», облечённые в аранжировки панк-рока. В одной из собственных песен обещает всем «сплясать на ваших сраных могилах», но уже в начале 2008 года умирает сам от алкоголизма.

Прорыв десятилетия - питерская команда «Пилот». Молодой, талантливый и загадочный поэт Илья Кнабенгофф с мрачным псевдонимом Чёрт при помощи и поддержке Кинчева вылетает на большую сцену и прочно на ней закрепляется. После каких-то нелестных высказываний в адрес фанатов «Алисы» со стороны Кнабенгоффа Кинчев называет своего крестника «говнюком» и прекращает с ним сотрудничество. Тем не менее альбом 2004 года «Рыба, крот и свинья» остаётся самым крутым в истории группы.

Подходит к концу история такой легенды, как «Ария», в её золотом составе - с Валерием Кипеловым. Последний основывает группу имени себя и успешно продолжает карьеру, по праву оставаясь королём вокала на рок-сцене. «Ария» тоже продолжает творчество с новым вокалистом, но, как говорится, она «уже не та».

Попытки Бутусова создать что-то новое в своём творчестве. Объединение с гитаристом «Кино» Юрием Каспаряном, исполнение песен Цоя на концертах. Поняв, что публика упорно желает видеть его в солистах легендарного «Наутилуса», Бутусов в конце концов сдался, вернув своей группе старое название. В те же годы (2007) уходит в мир иной автор большинства текстов «Наутилуса» Илья Кормильцев.

Не смолкает в узких кругах квартирных концертов и так называемый андеграунд. Хотя, казалось бы, какое может быть подполье при полной-то свободе творчества и высказываний? Тем не менее, определённая тусовка: «Чёрный Лукич», Роман Неумоев, Александр Непомнящий, «Тёплая трасса» и т.д. продолжает хранить верность традициям, зарабатывая популярность в тесном кругу ценителей «поэзии не для всех», устраивая свои мини-фестивали в обход официальной сцены, хозяева которой, по их мнению, продались, променяли духовность на бабло, поют на подтанцовках у режима и т.п.

«Наше радио» успешно приватизирует бренд «Русский рок». Отныне таковым является только то, что крутят на данной радиостанции, а всё остальное - «попса». И это несмотря на то, что «Наше» денно и нощно популяризировало всяких Чичерин, «Мумий троллей», «Зверей», Танцы минус», но в то же время не допускало до своего формата «Пурген», Коррозию металла», «Сектор газа», «Бахыт компот» и других.

Нелишним будет вспомнить и про моду начала десятилетия на движение скин-хедов и их обособленную «правую» рок-сцену. В авангарде таковой стояла, разумеется, группа «Коловрат», которая в очень редких случаях отыгрывала концерт в российском городе целиком, не будучи прерванным визитом «маски-шоу» при очередном рейде на нацистов. А творчество лидера группы Дениса Герасимова практически целиком оказалось не в хит-парадах, а в списке экстремистских материалов. Став корифеями статьи 282 и всего, что около неё, большинство ребят из этого движения ушли в настоящее подполье и в настоящее время практически не видны…

Так или иначе, история всегда повторяется, подчиняясь какому-то необъяснимому закону цикличности. Вместе с ней повторяются мода и пристрастия людей, в частности молодёжи. Поскольку символами эпохи моих юных и студенческих лет были совсем другие коллективы и персоналии, я не могу заглядывать вперёд и предпринимать попытки предугадать будущее русской культуры, неотъемлемой частью которой является творчество людей, имеющих внутреннюю свободу. Нынче уже не важно, в каком жанре они эту свободу выражают: в тяжёлом роке или в хип-хопе. Я давно отстал от моды на музыкальные направления и не собираюсь тратить своё время на то, чтобы пытаться за ней поспеть. Если верить свидетельствам очевидцев, современные молодые русские рэперы, как некогда рокеры, установили вокруг себя прочный вакуум, закрепившись на островке свободы, создав анклав посреди государственного сумасшествия, маразма, мракобесия, дна и грёбаного стыда. Похоже, эта автономность и стала причиной их популярности, а впоследствии - неприязненного отношения к ним со стороны тех, у кого на молодёжь совершенно иные планы относительно того, чем следует ей промывать мозги. Даже в наше относительно либеральное время мы тянулись к кумирам, закалённым в тисках тоталитаризма, прошедшим через цензуру, литовку текстов, постановку на учёт, судимости, насилие, унижения, карательную психиатрию. Нетрудно в таком случае понять стремление к свободе нового поколения, которому приходится в разы сложнее с ужесточением контроля за их развитием, общением, играми и самовыражением. Это, конечно, совсем иная музыка и поэзия. По содержанию текстов это зачастую абсолютно аморальное искусство в сравнении с тем, которое досталось нам. Но мы вынуждены констатировать, что оно продолжает набирать популярность, а его исполнители - полные стадионы. Если автор приведённой в начале цитаты прав, то усиление на рэперов давления лишь укрепят их позиции, поскольку в таком случае они приобретут ореол мучеников за идею и, разумеется, станут примером для подражания.

мнение, счастье, стихи, эта страна, политика, Россия, творчество, 2018, воспоминания, наблюдение, публицистика, поэзия

Previous post Next post
Up