Открытие мемориала погибшим летчикам

Jul 04, 2017 04:22




14 сентября 1941 года бомбардировщик СБ 1-го ДРП под командованием заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Александра Артемьевича Щеголихина совершал полёт в районе деревни Клиники недалеко от Ярославского шоссе.
Сейчас это посёлок Софрино Пушкинского района Московской области.
Этот полёт, возможно, отличался от стандартного вылета. Обычно экипаж СБ состоит из трёх человек, но сегодня на борту бомбардировщика их было четверо - к экипажу был прикомандирован авиатехник старшина Толстых Иван Иванович. Чем он должен был заниматься на борту во время полёта, остается тайной.


Возможно, когда-нибудь с истории этого самолёта снимут гриф секретности, и детали полёта станут известны. Но на данный момент известно только, что сбитый СБ упал в лесу примерно в километре от деревни Клиники. Экипаж погиб.



бомбардировщик СБ

Когда жители Клиников и ДСК "Научные работники", видевшие падающий самолёт, оказались на месте крушения, оно уже было оцеплено солдатами...



архивная фотогрфия места падения самолета

Погибшие летчики были похоронены в ближайшем городе, Пушкино, но до мая 2017 года на мемориальной доске значилось только три фамилии. Так получилось, что про воздушного стрелка младшего сержанта Вихвелина Петра Августовича "забыли". В военной суете это случается сплошь и рядом. Но приходит время, и ошибки исправляются.
Несколько лет назад, благодаря Игорю Михайлюку, занимающемуся поиском погибших самолётов, история этого СБ продолжилась.



Так было...

Я при этом не присутствовал и знаю о происходящем только со слов других людей. Как-то получилось, что, поднимая бойцов в Смоленской и Калужской областях, я не увидел того, что было у меня "под носом". Всю жизнь я ходил через лес мимо маленького озерка-болотца и от родителей знал, что в войну здесь упал "наш самолёт". Но я был уверен, что уж здесь-то работы поисковика не требуется. Как выяснилось, я ошибался.
Мой сосед по даче и приятель по детским играм Александр Немиров получил от Михайлюка уточненную информацию по самолёту и экипажу и решил, что необходимо исправить старую ошибку - на могиле героев должна была появиться фамилия "забытого". А потом было решено установить на месте гибели самолёта мемориальную доску.
Собственно, я как поисковик и руководитель Поискового отряда "Линия фронта" включился в работу над проектом на данном этапе. Саше приходилось преодолевать бюрократические сложности - заменить мемориальную доску на государственном кладбище, да ещё на воинском захоронении, даже за свой счёт - задача непростая, если вы не являетесь родственником. На все согласования ушло около полугода. После этого были собраны деньги, скидывались кто сколько мог: местные жители, бойцы моего отряда, просто неравнодушные люди; заказана новая каменная табличка. И Саша с Виктором Рыбьяковым, активистом проекта "Прерванный полёт", к 9 мая 2017 года заменили старую табличку на новую.



Так стало...

Первый этап был завершён. Пришло время мемориала. Время и короед, бесновавшийся в Московской области несколько лет назад, превратили густой лес в уродливую вырубку. Тем не менее озерцо-болотце - место, где стоять мемориалу - нашлось довольно легко. Встал вопрос: что именно мы хотим сделать? На что крепить мемориальную доску? После ряда обсуждений пришли к выводу - нам нужен камень. Большой камень. Правда, с такими в наших краях дела обстоят неважно. Ледник в своё время "не дотащил" их до Софрино, а те, что были, давно подобрали предприимчивые люди, продающие камни для ландшафтного дизайна.
Тем не менее камень нашёлся. Свой район я знаю очень неплохо и знал, где лежит подходящий нам валун, который, за невозможностью к нему подъехать, не был утащен на продажу.
Нет, в принципе к нему подъехать можно было, но для этого нужна армейская техника. Или смекалка и необходимость утащить именно этот валун.




Какое в этом году лето в Московской области знают многие. Вода стоит даже там, где её сроду не было. Так что попытки добраться к валуну на подготовленной «буханке» не увенчались успехом. А имеющийся в арсенале квадроцикл стоял разобранный в ожидании запчастей. Время поджимало...
Вы видели «Бурлаков на Волге»? Наверное, им было проще. Но разве трудности останавливают целеустремлённых людей?



"Коренной" - координатор проекта - Саша Немиров

Всё-таки камень был вытащен из своего глиняного ложа и через размокшее поле доставлен к машине. Далее его привезли к вырубке, но мероприятие оказалось под угрозой срыва. По вырубке, перепаханной лесовозами, через огромные пни и коряги УАЗ проехать не мог. Непредвиденные расходы - всего две тысячи рублей - и равноколёсный трактор (дважды чуть не застряв) доставил валун на место. Камень был поставлен, как нужно.
Неделю спустя, 1 июля 2017 года, состоялось открытие мемориала, подготовка к которому заняла столько времени. На камень устанавливали памятную доску, изготовленную ребятами из "Прерванного полёта" - с именами и фотографиями.
Саше Немирову удалось связаться с родственниками командира экипажа старшего лейтенанта Щеголихина и авиатехника Толстых. Новость стала для них шоком. Они не знали о месте гибели и захоронения своих родных. Знали, что где-то в Московской области. И всё. Конечно, они сразу согласились приехать на открытие мемориала. Смог приехать даже 82 летний сын Александра Щеголихина, Владимир Александрович, с семи лет воспитывавшийся в детском доме, и внуки Татьяна и Сергей Щеголихины. И внучка с правнуками авиатехника Ивана Толстых - Галина Владимировна, Александр и Сергей. Щеголихины ехали из Нижнего Новгорода, Толстых из Новомосковска Тульской области. Но разве расстояние является преградой в таком деле? Вот грязная война и политические игры - да. Родственники Юденко не смогли приехать с Украины, а у Вихвелина родственников обнаружить не удалось.
Накануне прошел сильнейший ураган с ливнем, и в день установки мемориала ждали их повторения, но обошлось. Как сказал Виктор: "У нас только один раз была плохая погода, когда ставили мемориал". И сейчас, словно осознавая важность момента, непогода отступила, светило солнце и было жарко.
Сначала Витя Рыбьяков и Толя Елисеев (человек, с которого, можно сказать, началась история движения "Прерванный полёт") устанавливали на камне основу для мемориальной доски, я расчищал место вокруг и убирал остатки порубки, мой товарищ косил траву и обозначал дорожку к мемориалу, Саша поил чаем приехавших.



Виктор и Толя монтируют на валун "основу"

Когда вся подготовительная работа была закончена, он повел приехавших на место. К сожалению, не только для техники, но и для людей дорога к мемориалу трудно проходима. Сын старшего лейтенанта Щеголихина вынужден был остаться в машине. Он понял, что не сможет преодолеть траншеи и валы, оставшиеся от тяжёлой техники.
Несмотря на развешанные объявления, местных жителей пришло очень мало, в основном члены семей тех, кто работал над мемориалом. Были представители Пушкинского Совета Ветеранов и корреспондент газеты «Маяк».
В их присутствии была установлена памятная табличка, и мемориал был открыт. Семья Толстых посадила около памятника цветы. Гвоздики, принесённые пришедшими, прикрыли собой обломки того самого самолёта, положенные к основанию камня...



родственники погибших летчиков Александра Щеголихина и Ивана Толстых

...Ещё предстоит много работы, чтобы облагородить место вокруг мемориала, установить указатели и "натоптать тропинку". Но это будет потом, позже.
А пока ещё две семьи нашли своих родственников. Ещё один подвиг бойцов РККА увековечен для потомков.



На могиле. Слева сын, внук и внучка А. Щеголихига, справа внучка и правнуки Ивана Толстых

Вечная память героям:

Заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Александр Артемьевич Щеголихин 27.01.1909 ‑ 14.09.1941
Штурман отряда старший лейтенант Юденко Владимир Миронович 1.11.1909 ‑ 14.09.1941
Авиатехник старшина Толстых Иван Иванович 1913 - 14.09.1941
Воздушный стрелкок младший сержант Вихвелин Петр Августович 1918 ‑ 14.09.1941




Поисковый отряд, "Прерванный полет", герои, мемориал летчикам

Previous post Next post
Up