ИУДА :: Ужаснися, солнце!

Apr 23, 2011 11:43


 В Библии написано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3:15,16). - это об Иисусе Христе.

"О нрава несытнаго, и дерзости безчеловечныя! Питающаго продает, и Его же любляше Владыку, предайте на смерть: воистинну онех сын беззаконый, и с ними пагубу наследова. Но пощади, Господи, души наша от таковаго безчеловечества, Едине в долготерпении неизреченный"  - а это об Иуде Искариоте.



Judas' Kiss, from the Verdun Altar.
Enamel plaque in champleve technique on gilded copper (begun 1181) Klosterneuburg, Austria

Великий четверг полностью посвящён воспоминаниям об омовении Иисусом ног своих учеников, Тайной вечере, молитве в Гефсиманском саду и предательстве Иуды Искариота.



Painting inscription: "Angels supporting a dial, which indicates the hours of the different scenes of the Passion."

Страсти Христовы кратко:
Арест Иисуса Христа 
Поцелуй Иуды 
Отречение апостола Петра 
Суд Пилата 
Бичевание Христа 
Крестный путь 
Распятие Христово 
Слова Иисуса на Кресте

132 
Знай, что, едва предательство свершила,
Как я, душа, вселяется тотчас
Ей в тело бес, и в нем он остается,
Доколе срок для плоти не угас.

sappie che, tosto che l'anima trade

come fec'io, il corpo suo l'è tolto
da un demonio, che poscia il governa
mentre che 'l tempo suo tutto sia vòlto.

The Passion of the Christ I



Giotto di Bondone (1267-1337), Cappella Scrovegni (Arena Chapel), Padova. No. 31 Scenes from the Life of Christ: 15. The Arrest of Christ (Kiss of Judas). (1304-06) Fresco painting, 200 x 185 cm.

Предательство - ужасный грех перед Богом. Иуда предал Иисуса и таким образом погубил себя. Он не увидел, как исполнилось Евангелие, и как Иисус воскрес. Иуда, как раб сатаны, покончил жизнь самоубийством. Но все остальные ученики Иисуса получили огромную милость через смерть и воскресение Иисуса. Они стали верными свидетелями Иисуса до края земли и совершали дела спасения, как написано в книге Деяний.

Ночь с четверга на пятницу признана самым ужасным моментом в церковной истории, так как именно в это время Иисуса осудили на смерть.

Великая пятница признана самым скорбным днём, днём траура.



Я восходил на все вершины,
Смотрел в иные небеса,
Мой факел был и глаз совиный,
И утра божия роса.

За мной! За мной! Ты молишь взглядом,
Ты веришь брошенным словам,
Как будто дважды чашу с ядом
Я поднесу к своим губам!

О, нет! Я сжег свои приметы,
Испепелил свои следы!
Всё, что забыто, недопето,
Не возвратится до Звезды -

До Той Звезды, которой близость
Познав, - сторицей отплачу
За всё величие и низость,
Которых тяжкий груз влачу!
Александр Блок



Judas' Kiss   Robert Schoeller's painting            Oil on Linen

"Нрав твой льсти исполняется, беззаконный Иудо: недугуя бо сребролюбием, приобрел еси человеконенавидение.
Аще бо богатство любил еси, почто ко Учащему о нищете пришел еси?
Аще же и любил еси, вскую продал еси Безценнаго, предав на убиение?
Ужаснися, солнце, возстени, земле, и движащися возопий: незлобиве Господи, слава Тебе" (3 стихира на стиховне).

Здесь говорится о парадоксе, который можно увидеть и в себе: если ты любишь богатство, то почему ты пришел к Тому, Кто учит о нищете?
А если ты Его любил, то почему ты Его продал, да еще так дешево, как беглого раба?



Голова Иуды.
Н. Н. Ге. 1863 г. Холст, масло. 48,5×38,2.
Этюд для картины „Тайная вечеря“ (1863, ГРМ)

Псалом 108

1 Начальнику хора. Псалом Давида.

Боже хвалы моей! не премолчи,

2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;
3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;
4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;
5 воздают мне за добро злом, за любовь мою - ненавистью.

6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.

7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;
9 дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою;
10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;
11 да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;
14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,
16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;
17 возлюбил проклятие, - оно и придет на него; не восхотел благословения, - оно и удалится от него;
18 да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;
19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.

20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!

21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,
22 ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.

23 Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.
24 Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.
25 Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами.

26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,
27 да познают, что это - Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.

28 Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.
29 Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.
30 И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,
31 ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.



The Juda’s Kiss  Jake Saunders

Псалом 108 один из Мессианских псалмов.
Давид, будучи пророком описал переживания Иисуса Христа за столетия до распятия.
В нём описывается плач Господа о пустой религиозности народа израильского, приведшей Его на Голгофу.
И в основном плач о предавшем Его ученике, бывшем апостоле Иуде.

Тут важно отметить отношение Иисуса к этической стороне именно в денежных отношениях. Суть ее высказана в притче о фаписеях и динарии кесаря. На эту тему совершеннейший шедевр создал гений Возрождения Тициан, где сумел передать как благородство Христа, так и низость и коварство фарисея.
Тициан выбрал для сюжета своей картины евангельский текст, который повествует о споре Иисуса Христа с фарисеями:
Тогда фарисеи пошли и совещались как бы уловить Его на словах, и, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И посылают к нему учеников своих с иродианами. Они же пришедши говорят Ему:
-Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо, но истинно пути Божию учишь. Итак, скажи нам: как Тебе кажется, позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Давать ли нам, или не давать?

Но Иисус, видя лукавство их, скaзал:
-Что искушаете Меня, лицемеры?
Покажите Мне монету, которою платится подать.- Они принесли Ему динарий.
И говорит им: чье это изображение и надпись ?
Говорят Ему: кесаревы.
Тогда говорит им: -итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.



Уже само сближение лиц Христа и фарисея выявляет нравственный конфликт между ними во всем его напряжении. Одно лишь сопоставление тонких, благородных пальцев Спасителя с грубой, узловатой рукой фарисея дает яркое представление о различии их духовного облика. Именно цветом выявляет Тициан психологическую суть личности.

Цвет тел у них тоже различен: у Спасителя оно светлое и нежное, у фарисея - грубое и коричневатое. Но прекраснее всего именно контраст тона рук: белая, нежная рука Христа выделяется на ярко-красном фоне его хламиды, рука фарисея изображена на синем фоне мантии Спасителя.
Христос несет в себе всю полноту возвышенных идеалов Ренессанса и в физическом и в духовном совершенстве человека. Благородство и душевная чистота, нравственная строгость и мягкая доброта раскрыты в спокойном, полном достоинства повороте головы, чуть печальном взгляде и одухотворенных чертах лица.

Образ фарисея является воплощением самых низменных черт человеческой природы: корысти, лицемерия и т.д. Этот контраст последовательно проведен Тицианом в колористическом решении картины. Синий и красный цвета одежд Христа излучают золотое сияние, в то время как белый хитон фарисея кажется безжизненным и погасшим.

Взгляды их не встречаются, хотя фарисей жадно ищет глаза Христа. Но проницательный, слегка печальный взор Спасителя направлен мимо него...



Иисус и Иуда

В отношениях Иисуса с Иудой Искариотом ясно видно не только Его человеколюбие, но и умение пользоваться Писаниями, как и ограниченность Его ведения. Очевидно, что Иуда Искариот был одним из самых способных Его учеников, а значит, и одним из тех, кто был ближе всего к Нему. Он был человеком, на которого полагался Господь, а на еврейском языке “полагаться” также еще означает и “надеяться”, “уповать” - надеяться на защиту, укрытие. Как будто Иисус полагался на Иуду в тяжелые для Него времена. Далеко не о многих Иисус мог сказать: “ты… был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой” .Слова “близкий мой” подразумевают духовную близость между людьми.

В переводе 70-ти ( церковнославянский) слова, “то же, что я”, переведены как “равнодушный”, т.е. человек с такой же, с равной душой. А если принять во внимание, что Иисус был образом Божиим , то это говорит об очень многом. На еврейском языке слово, переведенное здесь как “друг”, так же переводится как “старейшина”, “князь”, “руководитель” . А это говорит о том, что Господь всегда был готов слушать старейшин и учиться у них.



Так что здесь видно не только человеколюбие  Иисуса, но и Его желание найти в ком-нибудь поддержку, подкрепление. Слова, “с которым мы разделяли искренние беседы” подразумевают, что Иисус часто советовался с Иудой . Они “ходили вместе в дом Божий”. В глазах возникает картина двоих, немного отделившихся от остальных двенадцати, идущих на какой-нибудь праздник и увлеченно беседующих друг с другом по дороге людей. Иуда был одним из тех, кто очень высоко вознесся, а потому и падение его было весьма сильным.

* * *

Я коротаю жизнь мою.
Мою безумную, глухую:
Сегодня - трезво торжествую,
А завтра - плачу и пою.

Но если гибель предстоит?
Но если за моей спиною
Тот - необъятною рукою
Покрывший зеркало - стоит?..

Блеснет в глаза зеркальный свет,
И в ужасе, зажмуря очи,
Я отступлю в ту область ночи,
Откуда возвращенья нет...



Очевидно, что вся духовность Иуды была всего лишь маской, была поверхностной и наносной, даже несмотря на то, что в Псалтири и написано, что Иисус воспринимал ее за чистую монету, получая удовольствие и поддержку от общения с ним. А потому можно представить себе глубочайшее разочарование Иисуса, когда Он под конец увидел сущность его, увидел, что “уста его мягче масла, а в сердце его вражда; слова его нежнее елея, но они суть обнаженные мечи”. Как “масло”, так и “елей” являются образами слова.

Нужно подумать, основываясь на евангельском тексте, что за причина была у Иуды предать Христа? Возможно, Иуда разочаровался в своем Учителе. Ждал от Иисуса чего-то другого. Некоторые исследователи считают, что само прозвание его - Искариот - происходит от арамейского слова шикарайья, которое, в свою очередь, восходит к латинскому sicarius - «кинжальщик».

Искариот - это искаженное греч. греч. σικάριος (sikários) («сикарий»; «вооруженный кинжалом», «убийца»), как иногда называли зелотов - участников освободительной борьбы против римского владычества в Иудее .

Отсюда можно предположить, что Иуда, как и Симон Канонит, был зилотом, сторонником вооруженной борьбы с римлянами, лишившими иудеев независимости.
Известно, что некоторые зилоты, или кинжальщики, присоединились к Иисусу, видя в Нем Мессию, например Симон Зилот. Присоединился к Иисусу и Иуда, надеясь, что этот Мессия сделает именно то, чего он, Иуда, ждет от него: освободит страну от римлян, восстановит могучее царство в Иудее и станет тем царем, которого они, патриоты иудейской земли, так ждут.



Но Иисус идет по другому пути, отсюда - разочарование. Иуда, прежде обожавший своего Учителя, отворачивается от Него и либо начинает его ненавидеть (в подобных ситуациях это часто бывает) и предает Его как не оправдавшего надежд, либо (есть сторонники и такой точки зрения!), не до конца разочаровавшись в Учителе, пытается подтолкнуть Его к решительным действиям, сыграть роль катализатора, активизировать события, сделать будущее настоящим...

Так что здесь Иисус признает, что несмотря на то, что речи Иуды были и замешаны на слове Божием, а потому были приятны и мудры, однако они все-таки были не искренни. В этом месте звучит трезвое предупреждение быть осторожным в употреблении знакомых слов Писаний, ибо они могут обернуться всего лишь фасадом духовности, за которым скрывается далекая от праведности сущность. А потому намного более важной получается кроткая, грубая, несовершенная вера и преданность остальных одиннадцати.

Но я - человек. И, паденье свое признавая,
Тревогу свою не смирю я: она всё сильнее.
То ревность по дому, тревогою сердце снедая,
Твердит неотступно: Что делаешь, делай скорее.

Доверительные и близкие отношения Иисуса с Иудой можно объяснить и Его неведением, однако можно рассматривать это как пример отношений к грешнику, как надежду сверх надежды на его покаяние. Некоторые полагают, что слова, “что делаешь, делай скорее”, были сказаны Иисусом в надежде на покаяние Иуды.



С самого начала Иисус знал, что кто-то должен предать Его: “Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его… для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего” Господь знал, что не все призванные Богом, могут прийти к Нему, знал неверующих. И все же Он отодвигал далеко на задний план Свое знание об Иуде, заменяя его любовью и надеждой.



The Last Supper Valentin de Boulogne 1625-1626

Умыв ноги ученикам во время последней трапезы, перед тем, как начать Свою прощальную беседу, Иисус неожиданно заговаривает о том, что «один из вас» Его предаст. «Тогда ученики начали озираться друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит» (Ин., 13:22) РВ,   а Петр подаёт знак любимому ученику, «чтобы тот спросил, кто это, о ком Он говорит». Иисус не указал на будущего, а по сути, уже состоявшегося предателя, но, «обмакнув кусок, подал Иуде» (Ин., 13:26). «Псомион» (уменьшительное от «псомос») или buccella (опять-таки деминутив!) в латинском переводе у блаженного Иеронима - это даже не кусок, но именно кусочек пресного хлеба, скорее всего почти незаметно или просто незаметно для остальных отломленный Иисусом от того куска, который Он держал в руке, потому что ел Сам.



Jesus with the Eucharist (detail), by Juan de Juanes, mid-late 16th century.

Зачем подает его Иисус Иуде? Не для того ли, чтобы указать ему на то, что Он знает о его намерении и готов не только простить, но и забыть все, если тот остановится. Иуда, «приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» (Ин., 13:30). Вероятно, он понял, что имел в виду его Учитель, и именно поэтому «тотчас» («эутюс») вышел, надо полагать, ощущая, что, задержавшись на два-три мгновенья, уже не сможет привести в исполнение свой план, ибо Иисус уже почти остановил его, подав ему этот одному ему понятный и полный особенной, если так можно выразиться, ненавязчивой нежности знак любви.



Judas Iscariot (right), retiring from the Last Supper, painting by Carl Bloch, late 19th century

Воет ветер леденящий,
Пусто, тихо и темно.
Наверху горит окно.
Всё равно.

Как свинец, черна вода.
В ней забвенье навсегда.

Из Ин 13,18-21 видно, что Христос окончательно убедился в том, что именно Иуда Искариот является Его предателем лишь во время последней вечери:
“Я знаю, которых избрал (сейчас). Но (обратите внимание на то, что это говорится как бы после некоторой заминки) да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб (признак общения, явленного тем, что Иуда вместе с Иисусом опустил свою руку в блюдо ) поднял на Меня пяту свою.
(известно, что “показать кому-нибудь на Ближнем Востоке свою пятку, означает выказать знак презрения” (E.F. Bishop, Evangelical Times Vol. 70 p. 331).

"Теперь сказываю вам (говорит о том, что раньше Он не мог об этом сказать с полной уверенностью), прежде нежели [то] сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я (намек на Ис 41,23 и тому подобные места, доказывающие, что Яхве действительно является Господом Богом потому, что может предсказывать будущее; способности Иисуса Христа предрекать будущее говорят о том, что Он не хотел видеть в Иуде предателя)…



The Last Supper by Bouveret, 19th century.

Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно (как будто говоря, что теперь это действительно стало истиной) говорю вам, что один из вас предаст Меня”. Таким образом внезапное осознание происходящего объясняет боязнь Христа Иуды, о которой говорится в Мессианском пророчестве, записанном в Ис 51,12,13: “Я, Я Сам - Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает (Иуды)… и забываешь Господа, Творца своего”, Который и испытывал Иисуса Христа страхом перед Иудой.

Потрясение Давида, когда он узнал, что Ахитофел неожиданно переметнулся от него, было образом тех чувств, которые были испытаны Иисусом, после того, как Он узнал о предательстве Иуды.

* * *

Идут часы, и дни, и годы.
Хочу стряхнуть какой-то сон,
Взглянуть в лицо людей, природы,
Рассеять сумерки времен...

Там кто-то машет, дразнит светом
(Так зимней ночью, на крыльцо
Тень чья-то глянет силуэтом,
И быстро спрячется лицо).

Вот меч. Он - был. Но он - не нужен.
Кто обессилил руку мне? -
Я помню: мелкий ряд жемчужин
Однажды ночью, при луне,

Больная, жалобная стужа,
И моря снеговая гладь...
Из-под ресниц сверкнувший ужас -
Старинный ужас (дай понять)...

Слова? - Их не было. - Что ж было? -
Ни сон, ни явь. Вдали, вдали
Звенело, гасло, уходило
И отделялось от земли...

И умерло. А губы пели.
Прошли часы, или года...
(Лишь телеграфные звенели
На черном небе провода...)
И вдруг (как памятно, знакомо!)
Отчетливо, издалека
Раздался голос: Ecce homo!
Меч выпал. Дрогнула рука...

И перевязан шелком душным
(Чтоб кровь не шла из черных жил),
Я был веселым и послушным,
Обезоруженный - служил.

Но час настал. Припоминая,
Я вспомнил: Нет, я не слуга.
Так падай, перевязь цветная!
Хлынь, кровь, и обагри снега!



В Мих 7 очень подробно прорекается о страданиях и смерти Господа. Так в стихах 5 и 6 явно намекается на Иуду: “Не верь (Иисус) другу (“друг мой и близкий мой”), не полагайся на приятеля (“человек… на которого я полагался”; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его”.

Ветхозаветные пророчества также дают возможность заглянуть в то, как происходило предательство. Еврейское слово, переведенное в Пс 54,14 как “то же”, в других местах, как правило, переводится словом “оценка”, или же цена, что, возможно, говорит о том, что Иудеи оценили голову Иуды точно так же, как и голову Иисуса.

Сатана стремился завладеть Петром и другими учениками (“Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас…” - сказано во множественном числе - Лк 22,31), дабы обратить каждого из Двенадцати, возможно, предлагая деньги за тайные услуги. Иуда в глазах Иудеев был оценен точно так же, как и Иисус, что говорит о том, какое высокое положение он занимал среди Двенадцати в глазах посторонних - такое же, как и Сам Иисус. Более того, есть намеки так же и на то, что его высоко ценили так же и Сам Христос, и остальные ученики.

Вновь у себя... Унижен, зол и рад.
Ночь, день ли там, в окне?
Вон месяц, как паяц, над кровлями громад
Гримасу корчит мне...

Дневное солнце - прочь, раскаяние - прочь!
Кто смеет мне помочь?
В опустошенный мозг ворвется только ночь,
Ворвется только ночь!



Kiss of Judas,   Caravaggio
1603  Oil on canvas, 133.5 x 169.5 cm, Dublin, National Gallery of Ireland
(обращают внимание сцепленные руки Иисуса и опущенные глаза - похоже, его внутреннее решение твердо, но далось ему с ьрудом)

Однако Иисус не был незаметной фигурой, и очень много людей знало, где Он бывает и проповедует. Он Сам говорит об этом:
«Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» (Мф., 26:55)
А из других мест Евангелия мы видим, что Иисус ежедневно появлялся в одних и тех же местах, так что схватить Его днем, вечером или ночью не составляло никакого труда.
Иак зачем указывать поцелуем на того, кто и так всем в городе прекрасно известен?
Предательство не нужно.
Иуда не был нужен для того, чтобы Иисус был схвачен. Он только выглядит человеком, который подталкивает своего Учителя к действию. На самом деле это не так. В отличие от предателя, который открывает ворота города, чтобы в него вошли вражеские войска, Иуда ворот не открывал. Он вообще предал не Учителя. Он предал свое ученичество, свою верность Учителю. Он отшатнулся от Него, присоединился к Его противникам и еще получил за это деньги.



30 Silver Coins Judas Iscariot

Похоже, что главной причиной падения Иуды стала его любовь к деньгам - точно так же, как и истиной причиной предательства братьями Иосифа было не желание его смерти, а жажда наживы. Плюс ко всему на предательство Иуды, помимо любви к деньгам, еще повлиял и сам  сатана - мысль о немедленном установлении Царства.



Афинская тетрадрахма, ок. 490 г. до н. э.

Иисус Христос поддержал Петра, сказав о том, что Он молился, чтобы противостоять этим искушениям (Лк 22,32). Весь же 108-й псалом является молитвой о наказании Иуды, просьбой Бога, чтобы Он утвердил его в ужасном отступлении: “молитва его да будет в грех” Последняя часть псалма  описывает страдания Иисуса Христа на кресте языком, имеющим много общего с псалмами 21 и 68 и, точно так же как и в них, в 108 псалме существует внезапная смена повествования, заканчивающаяся предвкушением восхваления Господа Бога “среди множества” . А это может говорить о том, что несмотря на то, что Господь Иисус и раньше сознавал грех Иуды, но страшная гнусность его, самая суть его, была в полной мере осознана Христом лишь на кресте.



После вечери ученики пошли на гору Елеонскую, в одно селение, называемое Гефсимания. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь. Петр сказал Ему: если и все (соблазнятся), я не отрекусь от Тебя



Тогда Иисус сказал ученикам [показывая человеческое свойство - что смерть страшит всех]: душа Моя скорбит смертельно. И, отойдя на вержение камня, помолился три раза, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И еще: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф. 26, 39).



Возвратившись же и найдя учеников спящими, Господь обратился к Петру, говоря: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? (Мф. 26, 40) - то есть: ты, обещавший идти (со Мной) даже на смерть, спишь вместе с другими.



Перейдя на другую строну потока Кедрон, где был сад, Иисус вошел в него с учениками Своими. Он имел обыкновение часто приходить туда, почему знал это место и Иуда (см.: Ин. 18, 1-3), который, взяв отряд воинов, пришел, и с ним множество народа, и, подойдя к Иисусу, дал им знак целованием.



The Kiss of Judas   Cornelis Engebrechtsz c. 1500

Если внимательно читать Евангелие, можно заметить: Иуда всегда во тьме, а вокруг Спасителя всегда свет. Иуда уходит в ночь, чтобы предать Иисуса. Когда Иуда приходит в Гефсиманский сад с теми, кто должен арестовать Иисуса, Тот восклицает, что наступает власть тьмы (Лк., 22:53). Именно таков зрительный и цветовой ряд у текстов об Иуде.



The Kiss of Judas, Jean Bourdichon c. 1500
Иисус успокаивает Петра, и исцеляет ухо раба Малха, которое тот отсек - для него предательство Туды уже не имеет никакого значения, все решено.



Наверное, именно то, что он предал свое ученичество, свою верность Учителю, свое «я», и оказалось для него невыносимым. Именно поэтому он пытается отдать деньги, полученные от старцев и книжников, пытается что-то изменить, но изменить уже ничего нельзя. Именно поэтому, бросив злополучные деньги, он ушел куда-то в темноту и там покончил с собой.



Совесть. Иуда. Николай Николаевич Ге

Мы должны понять, что Иуда - не какое-то воплощённое зло, слепое орудие в руках Бога или, наоборот, в руках сатаны. Иуда не режиссер евангельской драмы, как считают авторы известной рок-оперы «Иисус - Суперзвезда». Нет, Иуда - всего лишь маленький человек, который вписывается в ситуацию и извлекает из неё выгоду, пусть и небольшую. Вот в чём подлинный трагизм этой фигуры.



Гелий Коржев. Иуда.



Иуда, предавший Иисуса его врагам, стал символической фигурой для обозначения всех предателей благодаря масштабу личности Иисуса, его учителя и жертвы. Так, например, крестьянин Рафсра, который выдал французам тирольского борца за свободу Андреаса Хофера и тем самым явился виновником его расстрела, получил прозвище «Тирольского Иуды».

Однако в легендах иногда чувствуется нечто вроде сострадания по отношению к предателю - ведь только его преступление сделало возможным спасение (смерть Христа на кресте). В «Navogatio Santi Brandani», книге о морском походе ирландского святого Брандана (ок. 484-577 гг.) к мифическим островам «Земли Обетованной» говорится о том, что душа Иуды один раз в году на один день получает «отпуск из ада» и появляется на одном из островов в каком-либо море на севере, чтобы охладиться от вечного огня. Это происходит потому, что однажды он подарил бедняку льняной платок. Но потом его душу снова хватают черти и уносят в ад.



В изобразительном искусстве Иуда часто бывает представлен с кошельком в руке, в котором находятся кровавые деньги - «тридцать сребреников». В других случаях изображается предательство Иисуса Христа Иудой, которого он показывает преследователям, целуя его («поцелуй Иуды»). Независимый и наивно-надвременной образ Иуды в сценах Страстей Христовых, где на логическую временную последовательность не обращается внимания, отражается в стихах, в которых представляющий эту фигуру произносит, обращаясь к фарисеям: «Я предам вам Иисуса Христа, который умер за нас на кресте...»



Гольбейн

Иуда - это не тот человек, которого христиане должны ненавидеть в течение двух тысяч и более лет, а человек, жизнь которого - предупреждение для каждого из нас. Ведь и мы можем оказаться в его положении, и мы можем так же предать свое ученичество, как он предал свое. Человек, предупреждающий нас об опасности, - вот кто такой этот маленький человечек из Галилеи, один из двенадцати учеников Иисуса.

Имя Иуды стало нарицательным, но, увы, в поверхностном понимании: для многих он почти как страшный злодей из готического романа или средневековой повести. Нет, это всего лишь раздавленный человек, каких много. Иуда гораздо современнее, чем можно подумать. Всмотревшись в этот образ, мы должны понять, что Иуда - человек вовсе не из далекого прошлого. В той или иной форме он живет в каждом из нас, и каждому необходимо преодолеть его в себе.



Несение креста. Босх.
Такое впечатление, что вокруг одни Иуды - ни одного человеческого лица...



«Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из  «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне - святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют Орудия Страстей.

ДАНТЕ

9 КРУГ (Ледяное озеро Коцит)

Страж: Гиганты (Бриарей, Эфиальт, Антей)
Томящиеся:
Обманувшие доверившихся:
Предатели родных
Предатели родины и единомышленников
Предатели друзей и сотрапезников
Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого
Вмёрзший в льдину Дит (Люцифер) терзает в трех своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Брута и Кассия)
Вид наказания: Вмёрзли в лёд по шею, и лица их обращены вниз.



Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные категории:
распущенность,
насилие и
ложь;
это три греховные наклонности, проистекающие из греха Адама. Этические принципы, на которых построен Дантов Ад, как и в целом его видение мира и человека, представляют собой сплав христианской теологии и языческой этики на основе Этики Аристотеля. Взгляды Данте не оригинальны, они были распространены в эпоху, когда основные труды Аристотеля были вновь открыты и усердно изучались.

.

Люцифера (он же Вельзевул, дьявол) Данте называет Дит (Dis), это латинское имя царя Аида, или Плутона, сына Кроноса и Реи, брата Зевса и Посейдона. По-латински Lucifer означает Светоносец. Прекраснейший из ангелов, он за мятеж против Бога был наказан уродством.

Люцифер Данте, наполовину вмерзший в лед (символ холода нелюбви), являет уродливую пародию на образы небес: три его лица - гротескная троица.

Красное
- цвет гнева как противоположности любви.
Среднее лицо жует и царапает Иуду Искариота

Бледно-желтое
-  цвет бессилия, импотенции / лености как противоположность всемогуществу.
Правое лицо жует Кассиуса

Черное
-  цвет невежества как противоположность мудрости; он делает ошибки, но ничему не способен научиться.
Левое лицо жует Брута, который ударил Цезаря, своего друга и отца.
6 крыл нетопыря соответствуют шести крыльям херувима.



В трех устах троеликого Демона казнятся самые гнусные, по мнению Данте, предатели: Иуда, Брут, Кассий. Центр мироздания, совпадающий с центром земли, скован льдами. Зло - в сосредоточии тяжести вселенной. Величайший грех есть вместе с тем и величайшее безобразие, окаменение, неподвижность, обморок сознания.

37 И я от изумленья стал безгласен,
                  Когда увидел три лица на нем;
                  Одно - над грудью; цвет его был красен;

43 Лицо направо - бело-желтым было;
                  Окраска же у левого была,
                  Как у пришедших с водопадов Нила

Они все три терзали, как трепала,
По грешнику; так, с каждой стороны
По одному, в них трое изнывало.

60 
Переднему не зубы так страшны,
Как ногти были, все одну и ту же
Сдирающие кожу со спины.
A quel dinanzi il mordere era nulla
verso 'l graffiar, che talvolta la schiena
rimanea de la pelle tutta brulla.

63 
«Тот, наверху, страдающий всех хуже, -
Промолвил вождь, - Иуда Искарьот;
Внутрь головой и пятками наруже.
 «Quell'anima là sù c'ha maggior pena»,
disse 'l maestro, «è Giuda Scarïotto,
che 'l capo ha dentro e fuor le gambe mena.



При путешествии по загробному миру Данте неоднократно проводит мысль, что в аду добро состоит в том, чтобы не быть добрым, не чувствовать сострадания к наказуемым грешникам:

«Здесь жив к добру тот, в ком оно мертво.
Не те ли всех тяжеле виноваты,
Кто ропщет, если судьи божество?» [9, Песнь ХХ, 28]



Фра Анджелико. Распятие, деталь

Страстная пятница посвящена воспоминаниям Спасительных Страстей Господня. Именно в этот день иудейские власти предали Иисуса, совершил ход на Голгофу, где его распяли и он умер.

Понтий Пилат, в честь празднования Пасхи у Иудеев, хотел помиловать одного преступника, он надеялся, что это будет Иисус. Но он ошибся, толпа выбрала разбойника.

Согласно иудейской традиции, в этот день в жертву приносили непорочного ягнёнка.
Распятие Иисуса символизировало жертвоприношение.
Так как кости ягнёнка не должны быть переломаны, Иисусу Христу не перебили колени.

В этот день в церквях прекращается колокольный звон, до второй половины дня - ничего не едят.



Альбрехт Дюрер

Именно в Великую пятницу церковь призывает подумать над тем, не похожи ли мы на тех людей, которые предали Иисуса, не поступаем ли мы против своей совести, пытаясь получить материальные блага.

То душа, на последний путь вступая,
Безумно плачет о прошлых снах.



Страстная неделя, Великая суббота

Великая суббота посвящена воспоминаниям о погребении Иисуса Христа.

В этот день священники переодеваются из тёмных одежд, которые они должны носить всю Страстную неделю, в светлые. Это переодевание символизирует победу добра над злом.



Robert Schoeller's painting "The Resurrection"

http://atheism.about.com/od/gospelcontradictions/p/JudasBetrayal.htm
http://en.wikipedia.org/wiki/Judas_Iscariot
http://tapirr.com/ekklesia/chistyakov/svet/16.htm

http://www.damian.ru/news/2007-09-25/obzor.html

духовне читання, world, любовь, божественное, tradition, art, моральный выбор, учитель

Previous post Next post
Up