ИРИС ДЫМНЫЙ, ИРИС НЕЖНЫЙ...

Jan 01, 2011 11:30


Флоренция, ты ирис нежный;
По ком томился я один
Любовью длинной, безнадежной,
Весь день в пыли твоих Кашин?
О, сладко вспомнить безнадежность:
Мечтать и жить в твоей глуши;
Уйти в твой древний зной и в нежность
Своей стареющей души...
Но суждено нам разлучиться,
И через дальние края
Твой дымный ирис будет сниться,
Как юность ранняя моя.
А.Блок, Июнь 1909



‘A Florentine Lily’ (1890), by Marie Spartali Stillman (1843-1927), the dedicatee of Vernon Lee’s ‘A Wedding Chest.

Флоренция - это потрясающей красоты город, название которого в переводе означает «цветущая».
Он известен с тех времен, когда еще Иисус не ходил по земле.
В 59 году до н. э. на месте нынешней Флоренции было основано поселение римских ветеранов, получившее название Флорентия («цветущая»). Тогда все окрестности Флоренции, как утверждают (хотя это, вероятнее всего, легенда) были просто усыпаны ирисом, той самой лилией, которая изображена на гербе этого города. Хотя тот ирис был белого цвета.



В дальнейшем это поселение превратилось в город, который в IV веке н. э. стал резиденцией епископа. Затем Флоренция попадала под власть Византии, остготов, лангобардов и франков.



Герб Флоренции представляет собою две алые лилии (разновидность ириса) на белом фоне (поле). Эти цветы увенчаны своеобразной трехконечной короной, боковые концы которой загнуты к низу, символизируя некое поклонение, уважение к цветкам лилии. История появления такого герба уходит своими корнями в средние века.
Вначале ирис (лилия) были знаком отличия франкского двора, позже она стала олицетворять королевские семьи Франции, а еще немного спустя, с великого позволения Людовика ХI, этот цветок появился на гербе семейства Медичи, собственно, которые и являлись правителями Флоренции.



Знаменитый золотой флорин

Но тут возможна и другая хронология событий - ведь известно, что каждый император склонен преувеличивать роль своей империи.
Но все-таки, как же так произошло, что лилия покраснела?



Всему причиной противостояние между гибеллинами и гвельфами.

Войны, кровопролитные стычки между этими двумя лагерями происходили постоянно, по различным причинам. Даже лилия, символ города, здесь оказался камнем преткновения. Истинным символом Флоренции была лилия, но белого цвета, а не алого.
Когда гвельфы все же одержали победу над гибеллинами, в 1268 году, они изменили цвет ириса (лилии) на гербе города. Может, чтобы доказать в символах цвета значение победы над тиранией - и жертвы, понесенные народом? Мне не хватает знаний, чтобы утверждать что-либо.



В таком виде он, герб Флоренции, и дошел до наших дней.

Страстью длинной, безмятежной
Занялась душа моя,
Ирис дымный, ирис нежный,
Благовония струя,
Переплыть велит все реки
На воздушных парусах,
Утонуть велит навеки
В тех вечерних небесах,
И когда предамся зною,
Голубой вечерний зной
В голубое голубою
Унесет меня волной...
Июнь 1909



Но я точно знаю, что лилия, или ирис, вообще никакой цветок никак не может быть ни символом империи, ни республики. Его только влюбленным посылать, а не государственным мужам в свои гербы ставить.
Поэтому этот цветок сам является символической стилизацией, имеющей особую нагрузку. Тут важны и листья-мечи, и похожее на цветок строение. Но правильнее будет считать это не цветком, а скрытым изображением оружия.
Но для народа, хоть и итальянского, важна форма, а не содержание.



Кессоны на потолке Аудиенц-зала

В Палаццо Веккьо, который был построен первоначально в качестве Народного Дворца, есть Аудиенц-зал с изображением герба Флоренции на золотом кессонированном потолке, и Зал лилий, который когда-то был объединён с Аудиенц-залом в одно целое. Даже двери здесь впечатляют, в особенности мраморная дверь, ведущая в Аудиенц-зал.



Потолок Зала лилий

На потолке Зала лилий изображён золотой цветок лилии на синем фоне - герб французских графов Анжу, помогавших флорентийским гвельфам в их борьбе с гибеллинами и способствовавших их окончательной победе.



Золотой флорин вручается особенно почетным людям, например, Шарлю Азнавуру, или Иосифу Бродскому.

Сегодня во Флоренции лилия, разновидность ириса, не менее почитаема, чем в те далекие времена.



С 8 по 13 мая во Флоренции проходит очень оригинальный Международный фестиваль ирисов. Каждый год садоводы многих стран собираются во Флоренции в Саду ирисов на Piazzale Michelangelo для участия в конкурсе.

Победитель среди ирисов должен быть победителем по цвету, аромату, форме, устойчивости к болезням. Специальный приз, так называемый Fiorino D'oro, будет присужден тому цветку, который ближе всего находится к изображенному на гербе Флоренции.



Фестиваль ирисов проходит здесь с 1954 года. Незабываемое впечатление оставит фестивали и те цветы, которые тщательно отбираются из поколения в поколение руками цветоводов.



Еще один интересный факт заключается в том, что флорентийский ирис известен в мире не только, как символ итальянского города. Из корней этого растения флорентийские парфюмеры, начиная с пятнадцатого века, изготавливали ароматизатор для королевских гардеробных.

" ...Все было прекрасно, все желанно, везде были у Ансельма близкие друзья, но каждый год мгновение величайшего чуда и величайшей благодати приносил мальчику первый ирис. Когда-то, в самом раннем детстве, он впервые прочел в его чашечке строку из книги чудес, его аромат и бессчетные оттенки его сквозной голубизны стали для него зовом и ключом к творению. Цветы сабельника шли с ним неразлучно сквозь все годы невинности, с каждым новым летом обновляясь и становясь богаче тайнами и трогательней.



И у других цветов были уста, и другие цветы выдыхали свой аромат и свои думы и заманивали в свои медовые келейки пчел и жуков. Но голубая лилия стала мальчику милее и важнее всех прочих цветов, стала символом и примером всего заслуживающего раздумья и удивления. Когда он заглядывал в ее чашечку и, поглощенный, мысленно шел светлой тропою снов среди желтого причудливого кустарника к затененным сумерками недрам цветка, душа его заглядывала в те врата, где явление становится загадкой, а зрение - провиденьем.

И ночью ему снилась иногда эта чашечка цветка, она отворялась перед ним, небывало огромная, как ворота небесного дворца, и он въезжал в нее на конях, влетал на лебедях, и вместе с ним тихо летел, и скакал, и скользил в прекрасную бездну весь мир, влекомый чарами, - туда, где всякое ожидание должно исполниться и всякое прозрение стать истиной." Германн Гессе



От снежно-белых до почти черных, эти цветы вобрали в себя все цвета радуги.
В переводе с латыни Iris означает радуга.
Цветки ирисов очень своеобразны: у них нет чашелистиков и лепестков. Форма цветка близка к строению орхидеи.
Околоцветник - трубчатый, с шестираздельным отгибом. Основания лепестков срастаются в трубку, внутри которой находится нектар.



Поэтому не удивительно, что цветок получил такое название: лепестки, а точнее, доли околоцветника, устроены так, что каждая деталь открыта обозрению. А в лучах солнечного света и при ярком электрическом освещении цветок ириса словно сияет изнутри, излучая свечение. Эта светящаяся аура обусловлена строением клеток, фокусирующих свет как миниатюрные оптические линзы.

Своё имя цветок получил в древней Греции по имени богини Ириды, которая как посланница богов сходила по радуге на землю, поэтому слово «Ирис» в переводе с греческого означает радуга.



Согласно мифам, Ирида считалась дочерью титана Тавманта /Thaumas и океаниды Электры/Electra. У древних греков и римлян Ирида являлась посредницей между богами, в частности, Герой, и людьми, как радуга, возникающая после дождя, соединяла небо и землю.
Поэтому всегда почиталась, как символ единства неба и земли, вестница богов на радужных крыльях, как ее называет Гомер в "Иллиаде". 
Символы самой богини Ириды - крылатые сандалии и керикейон, или кадуцей, как у Гермеса



http://sigils.ru/symbols/kadukey.html



Известно, что сплетенные змеи считались в Междуречье воплощением бога, исцеляющего все болезни. У греков керикейон был жезлом глашатая и считался атрибутом богов-вестников Гермеса и Ириды. Затем римляне переняли этот символ, сделав кадуцей атрибутом Меркурия. Согласно мифу, Меркурий обнаружил две змеи, которые грызлись друг с другом, он просунул между ними палку, и те слились воедино, отсюда прут или палка получили название кадуцея как знака мира, умиротворения и удаления яда войны при помощи мирных добрых слов.



.
Богиню Ириду в античном искусстве изображали в образе красивой крылатой девушки с кувшинчиком в руках. В нем, по легенде, Ирида носила воду на небо, чтобы наполнять ею дождевые облака.



Название этому цветку дал Гиппократ, греческий врач (около IV века до н. э.)
Карл Линней, который предложил единую систему научных названий растений, сохранил за ирисом его древнее имя.

В созвездии Цефея находится туманность Ирис (NGC 7023), названная так за внешний вид, вызывающий ассоциации с этим цветком.



Светом трепетной лампады
Озаряя колоннады
Белых мраморных террас,
Робко поднял лик свой ясный
Месяц бледный и прекрасный
В час тревожный, в час опасный,
В голубой полночный час.
И змеятся по ступени,
Словно призрачные тени
Никогда не живших снов,
Тени стройных, тени странных,
Голубых, благоуханных,
Лунным светом осиянных,
Чистых ириса цветов.
И в тоске, как вздох бездонной,
Лунным светом опьяненный,
Рвет оковы берегов...
И сраженный, полный лени,
Он ласкает мне колени,
И черней змеятся тени
Чистых ириса цветов...
(Тэффи)



История ирисов стала для нас почти легендой, о чем свидетельствуют некоторые артефакты. Так, на острове Крит в Кносском "дворце" было найдено немало фресок с изображением цветущих ирисов или лилий.
"Принц лилий", юноша в окружении чудесных цветов, лежащий сфинкс в зале, и даже птица и голубая обезьяна, датированы учеными около 4 000 лет.













Хотя есть гипотеза, что это подражание египетским рисункам со стилизованными лотосами - хотя цветы явно другие по форме.
А в I веке нашей эры греческий врач Диоскорид описал в своих трудах о лекарственных растениях лечебные свойства известного нам ириса. Первое печатное упоминание о цветах ирисах как о декоративных растениях опубликовано в книге ботаника Карла Клузиуса, вышедшей в Антверпене в 1576 году.

.      "... Всякое явление на земле есть символ, и всякий символ есть открытые врата, через которые душа, если она к этому готова, может проникнуть в недра мира, где ты и я, день и ночь становятся едины. Всякому человеку попадаются то там, то тут на жизненном пути открытые врата, каждому когда-нибудь приходит мысль, что все видимое есть символ и что за символом обитают дух и вечная жизнь. Но немногие входят в эти врата и отказываются от красивой видимости ради прозреваемой действительности недр. "



Историки заметили немало "тёмных" пятен, связанных с биографией или родословной этого цветка. Везде, где бы он не произрастал, вокруг цветка концентрировалось особо человеческое внимание. Изображение ириса "угадывается" через пелену веков на королевских знаменах, дверцах придворных карет, дворцовых портьерах и плащах юных пажей, на штандартах франкского короля V в. Холдвига.
Ирис являлся символом королевского дома Бурбонов (деспотическое правление которого над Францией и Испанией длилось более 200 лет).



Цветок этот получил на французский манер название fleur de lis/флер де лис - цветок лилии. Однако название это искажено современниками, склонны утверждать некоторые ученые, флер де лис предшествовало название "fleur de Louis" - "цветок Луи", королевский цветок, а не цветок лилии.
Цветок короля Людовика не обязательно был лилией, тем более, что "изображение лилии Бурбонов" свидетельствует в пользу ириса.
(А, вероятнее всего, это вообще не цветок.)



Следует отметить, что по последним исследованиям историков, искусствоведов и ботаников, геральдической лилией, эмблемой французского королевского двора, является не лилия, а ирис. В гербе Флоренции также изображен стилизованный цветок ириса.



У французов Ирис считается символом власти, он стал эмблемой старой французской монархии.  Слово "Ирис" имеет магическое звучание. Художники нашли в абрисе этого растения, в его структурных особенностях и строении линии необычную красоту и таинственную глубину. Если уже вспомнили Клода Моне, то как не сказать о прекрасных ирисах Винсента Ван-Гога!



Под зноем флорентийской лени
Еще беднее чувством ты:
Молчат церковные ступени,
Цветут нерадостно цветы.
Так береги остаток чувства,
Храни хоть творческую ложь:
Лишь в легком челноке искусства
От скуки мира уплывешь.
17 мая 1909



"...И Ансельм так любил его, что, подолгу глядя внутрь, видел в тонких желтых тычинках то золотую ограду королевских садов, то аллею в два ряда прекрасных деревьев из сна, никогда не колышемых ветром, между которыми бежала светлая, пронизанная живыми, стеклянно-нежными жилками дорога - таинственный путь в недра. Огромен был раскрывшийся свод, тропа терялась среди золотых деревьев в бесконечной глуби немыслимой бездны, над нею царственно изгибался лиловый купол и осенял волшебно-легкой тенью застывшее в тихом ожидании чудо. Ансельм знал, что это - уста цветка, что за роскошью желтой поросли в синей бездне обитают его сердце и его думы и что по этой красивой светлой дороге в стеклянных жилках входят и выходят его дыхание и его сны." Германн Гессе



Как говорят, сколько народов, столько и обычаев.
Из-за плоских, как мечи, листьев ирисов немцы называют его меч-лилия, а у нас самым распространенным именем остается петушок и касатик (правильнее было бы писать "косатик" - от слова "коса"; но многочисленные русскоязычные упорно считают, что название цветка может происходить от слова "милый, дорогой"! когда же уже искоренится у нас это дремучее невежество).
У христиан ирис стал символом страдания и боли. Его острые листья как бы олицетворяли страдания сердца Богоматери.



В Древнем Египте ирисы считались символом красноречия, а на Востоке они символизировали печаль.
Арабы в глубокой древности высаживали на могилах дикий ирис с белыми цветами.



“Irises, Water Plants, and Tortoise” by Ueda Kôfu, Japanese, 1759-1831 Edo period.

В японском языке одними иероглифами обозначают название ириса и слова "воинский дух".
 5 мая в традиционный день мальчиков японцы украшают свои дома ирисом, из него и померанца готовят чудодейственный напиток "Майский жемчуг", который по преданию должен вселить в душу юноши отвагу.





Жгут раскаленные камни
Мой лихорадочный взгляд.
Дымные ирисы в пламени,
Словно сейчас улетят.
О, безысходность печали,
Знаю тебя наизусть!
В черное небо Италии
Черной душою гляжусь.
Июнь 1909



Род ирисов насчитывает около 250 видов, распространенных в умеренных и субтропических широтах Европы, Азии и Америки
Несколько веков назад белоцветковый ирис, вывезенный из Аравии, распространился по миру.
В средневековой Италии крупноцветковый флорентийский ирис, возделываемый ради ароматичного корневища, считался декоративным и экономически ценным растением .
Наибольшей популярностью у садоводов пользуются бородатые ирисы, создано около 35000 сортов. В декоративном садоводстве выращиваются также мелкоцветные сибирские и японские ирисы.







У бородатых ирисов на нижних лепестках располагается "бородка" - полоска нежных ворсинок, часто контрастирующая с окраской цветка. Цветок "двухэтажный", шесть лепестков располагаются в два яруса : три куполом поднимаются наверх, а три мягко приспускают концы вниз . По цвету и богатству оттенков ирисы соперничают с радугой, к тому же они ещё и комбинируют цвета.







Корень королевы Елизаветы как приворотное зелье.
Он же касатик флорентийский, он же фиалковый корень, а проще говоря - одна из разновидностей ириса.
Магическое использование: Носите с собой корень, чтобы найти свою любовь. Добавляйте измельченный порошок касатика флорентийского в мешочки с сухими травами и воду для купания для того, чтобы привлечь внимание любимого человека. Вместе с лавандой и бутонами роз положите в мешочке в одежду, чтобы она пропиталась ароматом любви. Небольшое количество фиалкового корня используется в составе любовных благовоний, которыми следует окуривать дом перед свиданием.



"...С восхищением наблюдал он те полные значения цветные фигуры, которые часто появлялись из пурпурного сумрака, когда он закрывал глаза: синие или густо-красные пятна и полукружья, а между ними - светлые стеклянистые линии. Нередко с радостным испугом Ансельм улавливал многообразные тончайшие связи между глазом и ухом, обонянием и осязанием, на несколько мгновений, прекрасных и мимолетных, чувствовал, что звуки, шорохи, буквы подобны и родственны красному и синему цвету, либо же, нюхая траву или содранную с ветки молодую кору, ощущал, как странно близки вкус и запах, как часто они переходят друг в друга и сливаются.



Все дети чувствуют так, но Не все с одинаковой силой и тонкостью, и у многих это проходит, словно и не бывало, еще прежде, чем они научатся читать первые буквы. Другим людям тайна детства близка долго-долго, остаток и отзвук ее они доносят до седых волос, до поздних дней усталости. Все дети, пока они еще не покинули тайны, непременно заняты в душе единственно важным предметом: самими собой и таинственной связью между собою и миром вокруг.

Ищущие и умудренные с приходом зрелости возвращаются к этому занятию, но большинство людей очень рано навсегда забывают и покидают этот глубинный мир истинно важного и всю жизнь блуждают в пестром лабиринте забот, желаний и целей, ни одна из которых не пребывает в глубине их "я", ни одна из которых не ведет их обратно домой, в глубины их "я"... " Германн Гессе

http://www.tbisonline.com/Iris4U%20web.pdf

http://www.socji.org/Web%20Galleries/Gormley05172005/Album1.htm японские ирисы





фотки, nature, культура, интересное

Previous post Next post
Up