MONET :: IRISES

Dec 31, 2010 18:07


Из-за всяких неполадок и недоразумений с такой отвратительной организацией, как "Воля", не успела написать о некоторых юбилеях моих любимых авторов. И прежде всего - это Клод Моне, в ноябре исполнилось 170 лет со дня его рождения. Импрессионисты, а особенно Моне были моей первой любовью. Я просто не могла оторвать глаз от репродукций с его картинами. Потом была книга Э.Золя "Творчество" - потрясающая своей точностью и откровенностью. Много чего было. И какое счастье теперь подробно рассмотреть его полотна, хоть и виртуально, прекрасные нимфеи и лилеи, мост, цветы, стога, пейзажи... Многие ставят его лилеи, пруд и японский мостик в любимом саду в Живерни.



Но сейчас мне хотелось бы вспомнить про его ирисы. По двум причинам: во-первых, я очень люблю эти цветы, и много времени провела, вглядываясь в их бархатную глубину, а во-вторых, они такие нарядные праздничные цветы - а у Моне к тому же неописуемо загадочные и таинственные.






Понимаешь ли, возможно,  все дело в том, что искусству нужно солнце, нужен  воздух,  нужна  светлая  юная
живопись, предметы и люди, переданные такими, как они существуют, освещенные
естественным светом... ну, я не могу это точно объяснить... Словом, живопись
должна  отображать  мир  таким,  каким  его  воспринимает  наше  современное
видение.



Цветок ириса
     почти завял -
     весенние сумерки
Масаока Шики (Сики),1867-1902







Художник умолк: он не мог подыскать нужных слов,  чтобы  сформулировать
неясные очертания живописи будущего, предвидение  которой  созревало  в  его
сознании.

- Да! Все видеть и  все  написать!  -  воскликнул  Клод  после  долгого
молчания. - Иметь в своем распоряжении все стены города, расписать  вокзалы,
рынки,  мэрии  и  те  здания,  которые  будут  построены,  после  того   как
архитекторы перестанут быть кретинами! Для всего  этого  потребуется  только
физическая сила да голова на плечах, в  сюжетах-то  недостатка  не  будет...





Понимаешь, жизнь как она есть, жизнь  бедняков  ч  богачей:  на  рынках,  на
скачках, на бульварах, в глубине переулков, населенных  простым  людом;  все
ремесла, заключенные в один хоровод; все страсти, во всей  их  обнаженности,
выведенные на свет божий; и крестьяне, и животные, и деревни!..  Если  я  не
тупица, я покажу все это людям! Руки у меня так и зудят! Да,  всю  сложность
современной жизни! Фрески, огромные, как Пантеон! Бесконечный поток полотен,
который опрокинет Лувр!



Снова с букетом ириса
 я тебя оставляю, прощаясь.
 Любовь моей ночи!
 И вдовушкой звездного света
 тебя нахожу, встречая...

Властитель сумрачных
 бабочек!
 Я иду по своей дороге.
 Через тысячу лет
 меня ты увидишь.
 Любовь моей ночи!

По тропинке лазурной,
 властитель сумрачных
 звезд,
 я своей дорогой последую.
 Пока не вместится в сердце мое
 вселенная.
                                   LORCA



Клод молча перевел глаза на  Фажероля.  Он  не  пал  духом  под  градом
насмешек, всего лишь побледнел да губы у него нервно подергивались; он  ведь
для всех был незнакомцем, бичевали не его самого, а его творение.  Он  вновь
взглянул на свою картину, затем медленно обвел взглядом другие,  висевшие  в
этом же зале. Все его иллюзии погибли, самолюбие было  глубоко  уязвлено,  и
все же, глядя на  эту  живопись,  столь  отчаянно  веселую,  с  необузданной
страстью ринувшуюся на приступ дряхлой рутины, он как бы вдохнул мужество  и
почувствовал прилив юношеского задора.





Он  утешился  и  ободрился:  никаких
угрызений, никакого раскаяния, наоборот, в нем возросло желание еще  сильнее
раздразнить публику. Конечно, в его картине можно найти много  погрешностей,
много ребячливости,  но  как  красив  общий  тон,  как  изумительно  найдено
освещение, серебристо-серое,  тонко  рассеянное,  наполненное,  во  всем  их
разнообразии, танцующими рефлексами пленэра!







Его картина была подобна взрыву
в старом чане для варки асфальта, из которого хлынула грязная жижа традиций,
а навстречу ей  ворвалось  солнце,  и  стены  Салона  в  это  весеннее  утро
заискрились смехом! Светлая тональность картины, эта синева, над которой так
издевалась публика, сверкала и искрилась, выделяя ее среди  других  полотен.
Не наступил ли  наконец  долгожданный  рассвет,  нарождающийся  день  нового
искусства?















france, world, art, гений

Previous post Next post
Up