Как-то мимо хижины Э-линь проходил один странствующий монах. Он много слышал об отшельнице, и вот теперь не мог побороть соблазна проэкзаменовать ее. Дело в том, что сам он был чрезвычайно образованным человеком и лишний раз продемонстрировать это считал своим долгом.
Зайдя в хижину Э-линь, монах застал девушку за работой. Тихо напевая, она готовила ка
кое-то зелье из трав.
- Принимай гостя, Э-линь! - торжественно провозгласил монах. - Я был бы не против отведать твоих яств!
- Вода в кувшине, лепешки в глиняном горшке, - ответила девушка и не стала прерывать свою работу.
- Да я смотрю, ты невоспитана! - возмутился монах таким негостеприимством. - Видно, лесное обитание не располагает к душевной тонкости. Не одичаешь ли ты совсем в этой глуши?
- А не скажешь ли, какие цветы растут по левую сторону дорожки, ведущей сюда? - спросила девушка, решив отложить свою работу.
- Я не обратил внимания, - немного смутился монах. - И вообще я не видел никаких цветов.
- Ты проходил мимо и не увидел! Как же ты можешь утверждать, что видишь меня?
- Но можно ли заметить все, что вокруг? К тому же меня не интересуют такие мелочи, как какие-то цветы. Я занимаюсь поисками глубины!
- И ты никогда не думал о том, что глубокое начинается с мелкого, а далекое - с близкого? А вот если б ты зашел и поприветствовал меня так: «О, Э-линь, хризантемы у твоей дорожки цвета спелой ржи: воистину, цветы - лучшая фантазия дождя и солнца!» Если б ты поприветствовал меня так, то нашел бы и меня совсем другой.
Монах вышел от отшельницы разочарованным. Он не любил чувствовать себя пристыженным.
ОБЕЗЬЯНИЙ ЦАРЬ
Жил обезьяний царь в пределах царства Сун.
Кормил любовно стаю подданных сто лун.
Желанья стаи ставил выше, чем свои,
И так текли за годом год, за днями дни…
И обеднел тот царь, а корма стало мало...
Решил он стаю обмануть, чтоб не восстала,
Да так сказал: - А что, как стану я давать
Наутро три каштана, к вечеру же... пять?
В законном гневе обезьяны: - Как он смеет!?
- А, если утром пять, и три когда стемнеет?
Переспросил он, интуиции уж внемля,
И обезьяны улеглись тотчас на землю...
Хитрый старик
Жил в одиночестве один старик. По вечерам близ его жилища собирались поиграть мальчики. Игра всегда сопровождалась громкими воплями. Старику это надоело и однажды вечером он пригласил мальчиков к себе. Он рассказал им, как ему нравится слушать детские голоса, и обещал каждому 50 центов, если они пообещают прийти и завтра. Ребята пришли и играли еще веселее и шумнее. Старик заплатил им и обещал в следующий вечер заплатить снова. Но следующим вечером мальчики получили уже не по 50 центов, а по 25 центов. На третий вечер старик заплатил по 15 центов и объяснил, что у него кончаются деньги. "Подумайте, пожалуйста, - попросил он, - а не согласились бы вы завтра прийти снова и поиграть за 10 центов?" Крайне разочарованные мальчики заявили, что больше вообще не придут. Стоит ли за какие-то 10 центов тратить столько сил?"
Деньги - зло.
- Ребе, я не понимаю: приходишь к бедняку - он приветлив и помогает, как может. Приходишь к богачу - он никого не видит. Неужели это только из-за денег? - Выгляни в окно. Что ты видишь? - Женщину с ребёнком, повозку, едущую на базар… - Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь? - Ну что я могу там видеть? Только себя самого. - Так вот: окно из стекла и зеркало из стекла. Стоит только добавить немного серебра - и уже видишь только себя.
Бесценный дар
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: - Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. - Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
"Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
"Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.
"Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?" - спрашивали они.
На что последовал ответ: "Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать".
Самурай по имени Нобусиге пришел к Хакуину и спросил: "Правда ли, что есть рай и ад?"
"Кто ты?" - спросил Хакуин.
"Я - самурай", - ответил воин.
"Ты - солдат! - воскликнул Хакуин. - Что за начальник держит тебя в своем войске? У тебя лицо, как у нищего".
Нобусиге так рассвирепел, что начал вытаскивать свой меч, но Хакуин продолжал:
"У тебя есть меч! Но, наверное, он слишком туп, чтобы снести мне голову".
Когда Нобусиге вытащил меч, Хакуин заметил:
"Тут открываются двери в ад."
При этих словах самурай понял, что хотел показать ему учитель, вложил меч в ножны и поклонился.
"Здесь открываются врата рая", - сказал Хакуин.
Когда меч рассекает воздух, его никогда не поздно остановить!
Однажды, когда великий мастер Бокудэн плыл на лодке по озеру Бива, молодой самурай стал задирать и высмеивать его, вызывая на поединок.
"Какая у вас школа?" - спросил самурай. "Школа искусства побеждать без меча", - ответил Бокудэн.
Они решили драться на маленьком острове посреди озера, чтобы не причинить вреда другим попутчикам. Как только лодка причалила к островку, молодой самурай первым выпрыгнул на берег.
Тогда Бокудэн взял весло, оттолкнулся и стал удаляться от острова, на котором остался молодой задира.
"Вот моя школа побеждать без меча", - сказал на прощание Бокудэн.
дзен-буддизм - притча учит побеждать умом а не силой
- Как отличить истинное чувство собственной значимости от ложного? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- Представьте себе караван верблюдов, идущий по пустыне, - предложил Насреддин. Кем вы себя ощущаете?
- Первым верблюдом! - воскликнул один из учеников.
- Хвостом последнего, - сказал другой.
- Безжалостным солнцем, - молвил третий.
- Погонщиком, - проговорил четвертый.
- Барханом, - предположил пятый.
- Аллахом, сотворившим пустыню и караван, - вымолвил шестой.
- Я есть я, - заявил седьмой ученик, - и причем тут верблюды?!
* * *
Однажды сосед зашел к Ходже Насреддину в весьма расстроенных чувствах.
- Я сегодня подумал, - сказал он, - зачем вообще молиться, просить Аллаха о том, о сем... неужто Он Сам не знает, что мне лучше или хуже?
- Аллах точно знает, - ответил Ходжа. - Вопрос в том, знаешь ли это ты.
* * *
- Учитель! Не слишком ли щедро разбрасываешь ты перед нами семена Вечной Мудрости? - спросили ученики.
Это плевелы, - успокоил их мастер.
* * *
- Ты живешь в своем доме, сказал сосед Ходже Насреддину, - ездишь на ишаке на базар, беседуешь с учениками в чайхане. Но свободен ли ты в этом?
- Свобода благоверного - в Коране, - ответил мудрец. - Свобода ветра - в пространстве. Свобода орла - в крыльях. Свобода узника - в цепях и решетке. Разница лишь в уровне комфорта.
Однажды, прямо на голову Насреддину, шедшему по узкому переулку, с крыши дома упал какой-то человек. С тем человеком ничего не случилось, но мулла попал в больницу.
- Какой урок извлекли вы из этого происшествия, мастер?"- спросил Насреддина один из его учеников.
- Откажись от веры в неизбежность, даже если причина и следствие кажутся неизбежными!
Избегай теоретических вопросов наподобие этого: "Сломает ли человек себе шею, если упадет с крыши?"
Упал он, а шею сломал себе я!.
Человек, летящий на воздушном шаре, обнаружил, что потерялся. Он спустился немного ниже и заметил на земле женщину. Спустившись ещё чуть ниже, он обратился к ней:
- Простите, не могли бы вы помочь? Я договорился с другом встретиться час назад, но не знаю, где сейчас нахожусь.
- Вы находитесь на воздушном шаре в 30 футах от поверхности Земли, между 40 и 41 градусом северной широты и между 59 и 60 градусом западной долготы ответила женщина.
- Вы, должно быть, программист?
- Да, а как вы догадались?
- Вы мне дали абсолютно точный ответ, но я совершено не представляю, что делать с этой информацией, и я всё ещё потерян. Откровенно говоря, вы мне совершенно ничем не помогли.
- А вы, наверное, менеджер?
- Да. А вы как догадались?
- Вы не знаете, где находитесь и куда направляетесь. Поднялись вы туда, благодаря воздуху. Вы дали обещание, которое не представляете, как выполнять, и ожидаете, что люди, которые находятся ниже вас, решат ваши проблемы. И, наконец, сейчас вы в том же самом положении, в котором находились до встречи со мной, но почему-то теперь в этом оказалась виновата я.
Старый человек сошёл с горы, неся ящик под мышкой, и зашагал по тропинке, ведущей к морю.
Некоторое время спустя он подошёл к двум мужчинам, копавшим яму в песке. Рядом лежал третий, мёртвый.
Убив его и ограбив, они собирались закопать его.
- Вы убили этого несчастного? За что?
Судя по одежде, он был беден.
- Почти ни за что, это и обидно! Куда справедливее было бы, если бы кошелёк этого путника был полон золотых монет. Увы, злая судьба посмеялась над нами - там оказалось лишь немного мелочи.
- Эй, старик, а что ты прячешь в своем ящике? - подозрительно спросил второй убийца.
- Ничего, что могло бы иметь какую-нибудь цену. Я хочу бросить его в море.
- Дай сначала в него заглянуть,
- Нельзя.
- Мы сами решаем, что можно, а что нельзя.
- Этот ящик нельзя открывать!
Они приблизились к старику с двух сторон.
- Отдай ящик!
- Нет.
Один из убийц ударил старика камнем по голове, а второй тем временем выхватил у него ящик.
- Так-то лучше, - сказал первый убийца.
- Предупреждаю вас, - сказал старик, с трудом поднимаясь на ноги.
- Если вы откроете этот ящик, то совершите ужасный поступок, который уже никогда нельзя будет исправить!
- Мы сами разберёмся, что к чему. Убийцы хотели было разрезать верёвку, которая плотно стягивала крышку, но старик взмолился:
- Подождите немного! Сначала я расскажу немного об этой вещи. Оба мужчины переглянулись и кивнули: - Хорошо, рассказывай.
- Это - ящик Пандоры. В нем спрятаны все несчастья, которые только можно себе представить. Пандора, жена Эпиметея, однажды уже выпустила многие из них на Землю.
- Ха. Похоже на глупую выдумку.
- Мне сказали об этом боги и велели бросить ящик в море. В нём осталось ещё одно несчастье, хуже всех остальных вместе взятых.
- Ха! Убийцы разрезали веревку и открыли крышку. Золотое сияние вырвалось наружу. Словно фонтан, оно взмыло в воздух, и изнутри его послышался восторженный крик:
- Свобода! Наконец, после всех этих веков заточения, я вновь стала свободной! - Убийцы озадаченно переглянулись.
- Кто ты, о чудесное существо? - спросил один из них.
- Меня зовут Надежда, - ответило невидимое существо из глубины золотого сияния.
- Теперь я отправлюсь путешествовать по Земле и во всех её мрачных уголках буду внушать людям чувство, что они могут стать лучше, чем есть. Золотое сияние поднялось ещё выше и отправилось на поиски самых мрачных мест на Земле.
Оба убийцы повернулись к старику и увидели, что тот изменился. Его борода исчезла, и он превратился в могучего молодого мужчину. Две змеи обвивали его посох.
- Даже боги не могли предотвратить этого, - сказал он с горечью.- Вы навлекли несчастье на себя своими же руками. Вспомните об этом, когда светлая Надежда обратится в прах в ваших руках.
- Нет, - сказали они, - видишь, в нашу сторону идёт ещё один путник? Мы можем опустошить его кошелёк и возместить наши потери за этот день.
- Глупцы! - сказал молодой человек и, повернувшись, быстро зашагал назад в горы.
Проходя мимо Геркулеса, он по-дружески приветствовал его, но предупреждать не стал. Он не хотел лишать двух преступников надежды.
Мулла-проповедник вошел в зал, где он хотел прочитать проповедь. Зал был пуст, и только в первом ряду сидел молодой конюх. Мулла, сомневаясь, должен ли он говорить, спросил у конюха: "Кроме тебя, здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?" Конюх ответил: "Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно дам ей поесть".
Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов, и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил: "Как тебе понравилась моя проповедь?" Конюх ответил: "Я уже сказал, что я простой человек и не очень-то понимаю все это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади, кроме одной разбежались, я все равно ее накормлю. Но я не дам ей весь корм, который у меня есть."
Пути или камни
Однажды пассажир, путешествующий на корабле, заметил бесчисленное множество больших и небольших подводных скал, которыми было усеяно море. Обратившись к рулевому, он спросил: - Господин рулевой, как вам удаётся пройти среди множества скал? Вы, наверное, знаете здесь каждый камешек, чтобы миновать его. - Нет - ответил рулевой - камней-то я не знаю, но я знаю самые глубокие места, где можно безопасно провести корабль.
Есть одна старинная история об одном Юноше, обратившемся за помощью к мудрецу, чтобы он помог решить ему его личную проблему.
- Я пришел, учитель, потому что чувствую себя таким никчемным, что у меня просто руки опускаются. Мне говорят, что я ни на что не гожусь, все делаю плохо, что я неуклюжий и недалекий. Как мне стать лучше? Что мне сде лать, чтобы меня больше ценили?
Учитель, не глядя на него, сказал:
- Как жаль, что я не смогу помочь тебе.Сначала мне нужно решить свою собственную проблему. Возможно, потом ... - И, сделав паузу, добавил: - Если бы ты захотел помочь мне, я бы закрыл эту тему быстрее, а затем, может быть, смог бы оказан, помощь тебе.
- с-с удовольствием, учитель, - пробормо тал, запинаясь, юноша, снова убедившись, что им пренебрегают, а его просьбы откладывают на потом.
- Хорошо, - сказал учитель. Он снял кольцо с мизинца левой руки и, протянув его юноше, добавил: - Возьми коня, который стоит за дверью, и скачи на рынок. Мне нужно про дать это кольцо, чтобы заплатить долг. 3а него нужно выручить как можно больше, но Мини мальная цена - одна золотая монета. Поезжай и возвращайся с деньгами как можно скорее.
Юноша взял кольцо и уехал. Как только он попал на рынок, он начал предлагать кольцо торговцам, которые разглядывали его с инте ресом, пока юноша не говорил, сколько он просит за него.
Услышав о цене в одну золотую монету, одни смеялись, другие поворачивались к нему спи ной, и только один старик был настолько любе зен, что взял на себя труд объяснить ему, что золотая монета - это слишком ценная вещь, чтобы отдать ее за какое-то кольцо. Желая помочь Юноше, кто-то предложил ему сереб ряную монету и медную посудину, но он строго следовал инструкции не продавать меньше чем за одну золотую монету и не согласился.
После того как Юноша предложил купить это кольцо всем, кто встретился ему на рынке, а их было больше сотни, огорченный своей неудачей, он сел: на коня и вернулся обратно.
Как бы ему хотелось иметь золотую моне ту, чтобы отдать ее учителю, освободить его от хлопот и получить наконец его совет и помощь.
Юноша вошел в комнату.
- Учитель, - сказал он, - мне жаль, но невозможно выполнить твою просьбу. Может быть, я бы получил за кольцо две или три сереб ряные монеты, но не думаю, что мне бы удалось обмануть кого-либо по поводу истинной стои мости этого кольца
- То, что ты сказал, - очень важно, мой юный друг, - ответил учитель улыбаясь. _ Сначала мы должны узнать истинную стоимость кольца. Садись снова на коня и скачи к ювелиру. Кто, как не он, может знать это? Скажи ему, что ты хотел бы продать кольцо, и спроси, сколько он даст за него. Но независимо от названной им цены не продавай его. Привези кольцо обратно.
Юноша снова отправился в путь.
Ювелир рассмотрел кольцо при свете свечи, под лупой, взвесил его и сказал юноше:
- Скажи учителю, что если он хочет про дать его прямо сейчас, я не смогу дать ему за кольцо больше пятидесяти восьми золотых монет.
- Пятьдесят восемь монет? - воскликнул удивленный юноша.
- Да, - ответил ювелир. - Я знаю, что со вре менем он мог бы получить за него около семиде сяти монет, но если продать нужно срочно ...
Юноша в сильном волнении полетел к учи телю, чтобы рассказать о случившемся.
- Сядь! - сказал учитель, выслушав его. Ты, как это кольцо, - драгоценность, единст венная и неповторимая. И оценить тебя может только настоящий специалист. Почему тебе все время хочется, чтобы любой невежа сразу определил твою истинную ценность?
И после этих слов он снова надел кольцо на мизинец левой руки.