Теория дает много, но к таинствам Старого она не подводит нас ближе. Во всяком случае, я убежден, что Он не играет в кости (из письма А. Эйнштейна М. Борну 4.12.26)
xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" /
Дан 7: 1--8
Ветхий днями и судья.
Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его -- как чистая волна; престол Его -- как пламя огня, колеса Его -- пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. И у прочих зверей
отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок.
Дан 7: 9-12
Сын человеческий
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему;
владычество Его -- владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня. Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него
об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного:
"эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут
владеть царством вовек и во веки веков". Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами,
и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих. Я видел, как
этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями,
и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.
http://www.youtube.com/watch?v=LWJbKVNuoXI&feature=player_embedded -музыка прекрасно дополняет картины поэта, мне понравилось
«Великий архитектор» (англ. The Ancient of Days, букв. Древность дней, Ветхий днями) - картина английского художника и поэта Уильяма Блейка.
Название картины «The Ancient of Days» буквально переводится с английского как «Ветхий Днями». Это словосочетание использовалось в качестве имени Бога (арамейский: Atik Yomin; Септуагинта: Palaios Hemeron); Вульгата:Antiquus Dierum). В Библии оно встречается в книге пророка Даниила.
Вариант трактовки из вики - сомнительный...
Главный персонаж картины - Бог в момент творения. Он чем-то напоминает фигуры с фресок Сикстинской капеллы работы Микеланджело, однако если Микеланджело остаётся в рамках традиции, то работа Блейка находится на грани ереси. Бог-отец предстаёт как воплощение зла, жестокий создатель законов и ограничений. Мистик Блейк презирал все инструменты, так почитаемые последователями Ньютона и всеми теми, кто по мнению Уильяма Блейка создал заговор с целью уничтожить всю поэзию в жизни.
Поэтому Бог на его картине не устанавливает порядок, а ограничивает и обозначает пределы воображения. Блейк изображает самого Бога ограниченным, заключённым в пространство внутри солнца. Только развивающиеся локоны волос и бороды, вырывающиеся из зловещего красного круга, говорят о возможности вырваться в загадочную темноту - мир духа, освобождённого воображения, в котором, как считал Блейк, можно обрести истинное счастье.
"ДОСТОПАМЯТНОЕ ВИДЕНИЕ
Прогуливаясь меж языков Адского пламени и вкушая наслаждения Гения,
кои Ангелы почитают за смертную муку и безумье, собирал я Адские Притчи;
полагая, что сколь речения народа отражают его нрав, столь же Притчи Ада
указуют сущность Диавольской премудрости, и куда лучше, нежели описанье
костюмов и служб.
Пришедши в себя, т. е. в пучину пяти чувств, где хмурый утес
нависает над миром сим, увидел я окутанного черными тучами могущественного
Диавола парящим у отвесной стены; жгучими молниями он вытравливал надпись,
днесь постигнутую и прочитанную человеками на земле:
Откуда знать тебе в своей темнице чувств, что в
каждой птице,
В небе круг чертящей, - скрыт бесконечный Мир
Блаженства?"
" Как слыхал я в Аду, древнее пророчество, что по прошествии шести
тысяч лет мир сей пожрется огнем, истинно.
Ибо Ангелу с мечом огненным уже ведено оставить стражу у древа
жизни; и как свершится сие, пожрется все творение и явится бесконечным и
священным, как ныне развращено оно и конечно.
Придет же сие чрез очищение чувственных наслаждений.
Но сперва нужно избавиться от самой мысли, что есть человеку тело
отдельно от души его; и сие сделаю я сам, печатая сатанинским способом с
помощью кислот, кои в Аду целебны и благотворны, растворяя внешние покровы,
обнажая потаенное бесконечное.
Если б расчищены были врата восприятия, всякое предстало бы
человеку, как оно есть - бесконечным.
Ибо человек замуровал себя так, что видит все чрез узкие щели пещеры
своей."
(У. Блейк, Бракосочетание рая и ада)
http://lib.ru/POEZIQ/BLAKE/blake1_1.txt Запад ли, Восток...
Везде холодный ветер
Студит мне спину.
(Басе)
У края бездны я стою.
Спиною к ней.
В душе не шелохнется лепесток сомненья.
можно добавить...
Загадочная картина английского поэта-мистика, как и все его наследие, была сначала забыта, а сейчас стала богатой почвой для догадок и интерпретаций.
Религия, вера, установленные ими закон и порядок, сопровождали весь творческий путь поэта, были естественным предметом его размышлений. В этой картине Блейк касается самого важного: Ancient of Days - «Ветхий Днями» - это вариант имени Бога в разных религиях мира Больше всего черт взял Ветхий днями Блейка, считается, от ветхозаветного Яхве.
Ветхий днями - значит бессмертный. Чаще это имя в христианстве ассоциируется с Богом-отцом, но встречаются и случаи, когда так описательно называют Бога-сына.
Блейковский Ветхий днями нетрадиционен для ортодоксального христианства. Он изображен на фоне Солнца, вызывая в памяти языческих богов-демиургов, вид его сосредоточен и грозен. Помимо Ветхозаветного Яхве, в этом образе часто видят демиурга гностиков. Разобраться в этом тем труднее, что Блейк говорил: «Все религии одинаковы». Возможно, и Ветхий днями на картине творит левой рукой неслучайно: может быть, Блейк сознательно изобразил Яхве «правополушарным», т.е. иррационалом, интуитом etc.
Но, возможно, на картине Блейка изображен Уризен?, изобретенный самим Блейком, персонаж его собственного мифологического мира. Уризена Блейк чаще всего описывал или рисовал как старца с белыми волосами, иногда - с инструментами архитектора: Уризен - это творец мира, как созидательно-разрушительная мощь сознания
"I work upwards into the future" (Я работаю ввысь в будущее).
Однако не кажется ли он персонежем скорее гротескным, в который вложен весь сарказм и едкая насмешка поэта? уж очень он изображен странно - слабым и как-бы тающим в реальности ... разум, напуганный и медленно исчезающий в огромном мире недоступной ему реальности...
Еще в 1790 году Уильям Блейк написал пророческую поэму «Бракосочетание Неба и Ада» (“Marriage of Heaven and Hell”) . Тогда ему было 33 года - знаковый возраст.В ней Богу, олицетворяющему рациональный порядок, противостоит Дьявол, воплощающий в себе творческую, преобразующую энергию, присущую человеку. «Добро безвольно - им помыкает Рассудок. Зло же алчно и проистекает из Энергии». Отсюда следует разделение людей на Животворящих - служителей Энергии и Пожирателей - служителей Разума.
Грядущий Апокалипсис, по Блейку, это гибель старого мира в очистительном огне воображения и творческой энергии, которые «РАСЧИСТЯТ ВРАТА ВОСПРИЯТИЯ/ DOORS OF PERCEPTION». Это будет означать КОНЕЦ ВЛАДЫЧЕСТВА УРИЗЕНА - КНЯЗЯ ЗВЕЗД.
Бог Уризен (англ. Urizen, возможно Your Reason, то есть «Твой разум) в блейковской мифологии обозначает полностью рациональное (левополушарное) восприятие мира, противоположное эмоционально-образному (правополушарному) восприятию.
Складывается ощущение, что Уильям Блейк знал о природе разума нечто большее, чем известно нам. Однако он указал конкретный путь. «Расчистить врата восприятия» в очистительном огне воображения и творческой энергии можно только с помощью искусства.
с Адамом
Ньютон, служивший пугалом для Уильяма Блейка, Ньютон, “отец современной науки”, в блейковском пантеоне фигурирует в качестве символа зла и обмана
Циркуль - символ рационализма. Даже колоссальным напряжением рационалистический сверхчеловек, Ньютон, не смог осветить мир. Мрак его давит. Сверхчеловек согнулся в три погибели. Его мышцы так напряжены, что неприятно смотреть. Как иным - на культуриста на сцене.
Но отрицается не сверхчеловек, а рационализм. То есть утверждается нечто противоположное: вседозволенность НЕрационализма. Вседозволенность чего-то, противоположного Разуму. - Внутренней жизни антиразумной. Революция духа, похоже, темного духа, непостижимого и непостигаемого.
Таким образом Блейк оказывается на стороне темной, скрытой, тайной, на стороне мрака! Это уж было слишком для его времени. Не зря про него пишут: «Блейк значительно отличался от других английских революционеров, хотя бы своей ненавистью к теизму, атеизму и материализму, и своим глубоким, хотя и недогматическим, религиозным чувством»
Но ведь и у Ветхого Днями тоже в руках этот жесткий ненавистный поэту инструмент...
немного цитат по теме:
Иисус сказал ученикам своим: Уподобьте меня, скажите мне, на кого я
похож.
Симон Петр сказал ему: Ты похож на ангела справедливого.
Матфей сказал ему: Ты похож на философа мудрого.
Фома сказал ему: Господи, мои уста никак не примут сказать, на кого ты похож.
Иисус сказал: Я не твой господин, ибо ты выпил, ты напился из источника кипящего, который я измерил.
И он взял его, отвел его [и] сказал ему три слова.
Когда же Фома пришел к своим товарищам, они спросили его: Что сказал тебе Иисус? Фома сказал им: Если я
скажу вам одно из слов, которые он сказал мне, вы возьмете камни, бросите
[их] в меня, огонь выйдет из камней [и] сожжет вас (Евангелие от Фомы 14).
Иисус сказал: Небеса, как и земля, свернутся перед вами, и тот, кто
живой от живого, не увидит смерти. Ибо Иисус сказал: Тот, кто нашел самого
себя, - мир не достоин его (Евангелие от Фомы 115).
"ДОСТОПАМЯТНОЕ ВИДЕНИЕ
Однажды увидел я объятого пламенем Диавола, который предстоял
Ангелу, восседавшему на облаке; и говорил Диавол: <Вот в чем служение
Господу: в почитании даров его в человеках, каждого по гению его, и в любви
к величайшим из них; кто клевещет и завидует им - ненавидит Бога, ибо нет
никакого иного Бога>.
Внимавший сему Ангел сначала посинел, затем, совладав с собою,
пожелтел, наконец побелел, порозовел - и с улыбкою ответил:
<Да ты идолопоклонник! Или Бог не Един? или не явился Он в Иисусе
Христе? или Иисус Христос не утвердил своих десяти заповедей? или человеки
не безумны, не грешны и ничтожны?>
Диавол ответил: <Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не
отделится от него глупость его. Будь Иисус Христос величайшим из человеков,
ты бы должен был возлюбить его превыше всех. Смотри же, как утверждал Он
Свои десять заповедей. Не Он ли глумился над Субботой, и тем самым над Богом
Субботы? не Он ли убил убиенных во имя Его? не Он ли отвратил закон от
блудницы? не Он ли присваивал чужой труд на пропитание Себе? не Он ли
лжесвидетельствовал, пренебрегая защитою пред Пилатом? не Он ли соблазнился,
когда молился об учениках Своих и когда велел им отряхнуть прах от ступней
своих, как откажут им в ночлеге? Я говорю: нет никакой добродетели без
преступления сих десяти заповедей. Иисус же был сама добродетель и поступал
согласно желанью, а не из правил>.
Пока он так говорил, я увидел, как Ангел, расправив крыла, обнял
пламя и был пожран, и вознесся, как Илия.
ДОБАВЛЕНИЕ: Сей Ангел, ставший ныне Диаволом, мой закадычный друг. И часто
вместе мы толкуем Библию в ее инфернальном, сиречь диавольском, смысле,
который откроется людям, если заслужат они того.
Есть у меня и Библия Ада, которую получат люди, хотят они того или
нет.
Волу и льву закон един - Насилье."