Флотоводное

Sep 22, 2009 12:13

Сделка с правосудием

Как всем известно, Испания в XVI веке была тёмной необразованной страной, где лютовали инквизиторы и иезуиты. Именно из-за этого векового мракобесия Филипп II в бытность свою королём Англии начал масштабную программу строительства британского флота, именно из-за этой ограниченности университет Саламанки стал первым в Европе официально преподавать теорию Коперника, именно из-за этого консерватизма при испанском короле действовал специальный государственный орган, занимающийся поиском талантливых изобретений и финансированием их испытаний. Какие потрясающие военные изобретения приносили в этот орган - это отдельная история, а сейчас коснёмся всего одного эпизода.
Филипп II, что тоже всем известно, занимался не только тем, что читал Эразма, Дюрера, Мирандолу, Коперника и другие 14000 томов своей библиотеки. В промежутках между чтением он обращал гневный взор на Англию и мечтал о том, как тень испанской тирании накроет всю Европу и особенно этот проклятый прогрессивно-демократический остров. Не хватало самой малости, а именно хорошего флота. Поэтому одним из основных желаний Филиппа было заполучить все эти английские ноу-хау (в то время он ещё смутно представлял, насколько хорошо испанские подданные могут саботировать приказы испанского короля).
А в то время, как король строил зловещие планы насчёт морских псов королевы Лиз, один англичанин угодил в испанскую тюрягу на неопределённый срок. Там ему не понравилось. Настолько не понравилось, что он вспомнил о своих национальных чертах и решил обменять государственную тайну на свободу. Через своего друга-лоцмана, служившего у испанцев, английский моряк сообщил, что может раскрыть кучу секретов британского корабельного дела. Друг сообщил, что за это его согласны помиловать. Несколько дней англичанин передавал лоцману чертежи и записи.
Помилования он не дождался. В конце концов друг просто исчез. Прошло немало времени, прежде чем англичанин каким-то образом сумел выйти из тюрьмы. Тогда он узнал, что его друг просто-напросто подавал все полученные военные тайны от своего имени, вообще не упоминая о сидельце, и был за полезные сведения щедро вознаграждён.
Жаль, неизвестно, произошла ли тёплая встреча друзей много лет спустя. Надеюсь, они встретились, обязательно встретились.
(antoin)

===

Штурм Сан-Хуана

Ранним утром 24 сентября 1625 года дозорные, стоящие в бастионе Сан-Фелиппе-дель-Морро, расположенном в пуэрториканской крепости Сан-Хуан, увидели бесконечную вереницу парусов, идущую по направлению к бухте Бокерон. Корабли бросили якорь в трех милях от берега, а небольшой бьялк под белым флагом проследовал к пристани города. Парламентеры под барабанный бой вручили бумагу для губернатора Пуэрто-Рико Хуана де Аро.
Оказалось, что корабли принадлежали голландской Вест-Индской компании, командир отряда капитан Бодевийн Хендрикс выставил губернатору ультиматум, в котором требовал сдать город. Вот его полный текст:

«Губернатору дону Хуану де Аро.
Вы должны знать о причинах нашего прибытия, а так же о наших намерениях. Поэтому я, Бодевийн Хендрикс, генерал голландского отряда, от имени Генеральных Штатов моей страны и Его Высочества принца Оранского требую сдать на нашу милость крепость и гарнизон. В случае невыполнения моего требования я предупреждаю, что после штурма города мы не оставим в живых ни стариков, ни детей, ни женщин, ни мужчин.
Надеюсь на ваше благоразумие,

С уважением,
Бодевийн Хендрикс»

Аро был опытным воякой, участвовавшим в первой войне с Голландией, и ультиматумами разных оборванцев его было не испугать. Тотчас же была объявлена тревога, срочно вооружилось местное ополчение, из арсеналов достали ядра и порох. Меж тем голландская эскадра (17 кораблей, 2000 солдат) проследовала в бухту Пунталья к югу от города, где высадился десант в 1500 человек и 6 орудий.
Гарнизон Сан-Хуана насчитывал всего лишь 330 солдат и 56 орудий, большая часть из которых стреляла последний раз в 1595 и 1598 годах, во время нападения на Пуэрто-Рико Френсиса Дрейка и Ричарда Клиффорда (*). Лафеты многих пушек сгнили, семь кулеврин просто взорвалось при первом же залпе.
Кроме того - запасы провианта в гарнизоне насчитывали 1200 буханок хлеба, 46 бушелей кукурузы, 130 кувшинов оливкового масла,10 бочек сухарей, 300 головок сыра, 1 бочку муки и 200 куриц. В общем - на город с населением около 1200 жителей запасов практически не было. Ночью отряд, посланный губернатором, сумел купить на хуторах и провести в город 50 свиней и 20 одичавших лошадей, но и это не решало проблемы.
Пытаясь выиграть время дон Хуан попросил дать ему несколько дней на сношения с вице-королем Вест-Индии, голландцы обещали не атаковать город три дня, но сами основательно готовились к штурму, сгружая на берег все необходимое.
30 сентября пришел Хендриксу вручили ответ от Аро:

«Я читал вашу писульку, и искренне удивлен, что вы просите меня, ветерана боев во Фландрии, о такой вещи, которую я не осмелюсь произнести вслух. Уважаемый, я очень хорошо знаком с вашими методами и методами ваших соплеменников, а так же с тем, как вы умеете (или вернее - не умеете) воевать и осаждать города.
Если вы сдадите мне все свои суда, на которых вы приплыли, и связанные по двое, без оружия, войдете в город, я подумаю о том, чтобы сохранить вам жизнь. В любом другом случае всем вам грозит смерть.
Только мой Король и никто другой будет владеть Сан-Хуаном.

Замок Сан-Фелиппе-дель-Морро,
30 сентября 1625 года
Хуан де Аро.»

На следующий день началась бомбардировка города. В общей сложности голландцы сделали в общей сложности 150 залпов, но никаких повреждений они укреплениям города нанести не смогли. Однако голландцам удалось захватить испанское торговое судно, неосторожно подошедшее к крепости. Событие произошло на виду у всего города, но ни гарнизон, ни жители не могли ничем помочь неосторожному капитану.
В ночь на 4 октября де Аро произвел вылазку с 80 солдатами, нидерландцы были захвачены врасплох, испанцы смогли заклепать и увезти с собой 2 орудия, погибло 23 голландских матроса. С этого дня вылазки идальго стали постоянными, они наносили большой урон осаждающим, осадные работы сильно замедлились. 21 октября Хендрикс написал еще одно письмо губернатору, предупреждая, что после захвата города он попросту сожжет его. Де Аро ответил в том духе, что на Пуэрто-Рико достаточно лесов и камня, чтобы отстроить новый город. Так же испанский губернатор предлагал Хендриксу запросить в Голландии подкрепления, поскольку разбить отряд в 2000 голландцев, имея 300 человек гарнизона, по мнению ветерана Фландрии - обычное дело. «А я, - продолжал дон Хуан, - хотел бы отличиться, и разбить со своими тремястами храбрецами целую голландскую армию».
На следующий день голландцы пошли на штурм, и смогли захватить город, кроме цитадели Сан-Фелиппе-дель-Морро. Во исполнение своего обещания Хендрикс сжег около сотни зданий, большей частью деревянных, и начал готовиться к штурму последнего бастиона испанцев.
Но человек предполагает, а бог располагает. Де Аро еще в начале сентября послал капитанов Амизгута и Ботелло вглубь острова, с задачей набрать небольшой отряд и идти помощь гарнизону Сан-Хуана. 1 ноября 200 ополченцев во главе вышеназванных кабальеро с таким пылом атаковали голландцев, что те полностью очистили город и отошли к своим кораблям. Устрашенные лихой атакой, голландцы вообразили, что имеет дело с равным по численности испанским отрядом и на военном совете решили уплыть с острова. Осада стоила нидерландцам 400 человек убитыми и более 500 раненными. Испанские потери - 30 человек убитыми.
Перед отплытием Хендрикс обратился к де Аро с просьбой позволить ему закупить провизию у пуэрториканцев, но губернатор категорически ему отказал.
Действия де Аро, Амизгуты и Ботелло вызвали восхищение Оливареса и Филиппа IV. Губернатор Сан-Хуана получил в награду 2000 дукатов и стал кавалером Ордена Сантьяго; капитан Амизгута стал обладателем 1000 дукатов, а позже был назначен губернатором Кубы; Ботелло так же получил 1000 дукатов и земли во владение в Мэйне.

(*) 22 ноября 1596 года Френсис Дрейк и тяжело больной Джон Хокинс с эскадрой в 26 кораблей атаковали Сан-Хуан (Хокинс скончался в этот же день от лихорадки на своем флагмане «Гарланд»). Захватив предместные районы, Дрейк так и не смог взять саму цитадель, более того - его корабль попал под огонь крепости Сан-Фелиппе-дель-Морро. Англичане были отбиты, при отходе они сожгли все дома в предместьях, и уплыли к Порто-Белло, где Дрейк заболел и умер.
15 июня 1598 года Сан-Хуан смог захватить английский корсар Джордж Клиффорд. Войска Клиффорда даже контролировали некоторое время весь остров, испанцы прятались в джунглях и вели партизанскую войну. Вскоре началась эпидемия болотной лихорадки и англичане поспешно покинули эти места. Сразу же после этого случая испанское правительство послало дополнительно в Пуэрто-Рико 400 солдат и 46 орудий.

(george_rooke)

===

Об испанском флоте

Секретарь британского Адмиралтейства Сэмюэл Пипс, 1684 г.
"В Испании всем, в том числе и флотом, заправляют церковники, и это при том, что в море они никогда не бывали. Дворяне оккупировали все значимые должности в Армада Эспанья, но и они ничего не понимают в ремесле моряка. Если дела у идальго будут идти таким образом - Испании в нынешнем виде скоро придет конец. Вообще трудно найти еще хоть одно государство, где такое количество идиотов (Пипс употребляет итальянское слово stupido) и стяжателей дорвались до власти."

(george_rooke)

гитик, guerra, клио

Previous post Next post
Up