Зарисовки армянские

Mar 30, 2007 13:19

Когда римская армия вторгается в Армению, она открывает для себя две вкусности - абрикосы (латинское название Armeniac) и армянскую же воду. И то, и другое - просто здорово, но вот совмещать не рекоммендуется.
Как пишут летописцы, армия "задержалась на месяц в садах армянских".
Чтобы уточнить, где именно: полегионно - под кустиками.

===

Буниат Себастаци совсем не собирался становиться великим армянским врачом. Всё, что ему требовалось - наваять научную работу.
На первом этапе, как и всякий серьёзный учёный XVII века, он десять лет собирает литературу. На втором - ещё пять лет её читает. На третьем этапе полагается сесть и написать добросовестную компиляцию...
И тут случается неприятность. Даже две.
Во-первых, мощное землетрясение в Персии.
Во-вторых, ватага российских спасателей под руковоством Стеньки Разина. Спасатели спасают из-под завалов всё, что только можно, имущество граждан и особо пригожих гражданок (ну помните песню, про спасённую в том походе персидскую княжну). Буниата Себастаци никто в набежавшую не кидает, но ситуация тоже не подарок. Дом разрушен, книги погибли, деньги и имущество спас Стенька Разин.
И начинает доктор помаленьку заниматься практикой. Теоретическая подготовка у него великолепная, здравый смысл на месте - пошёл клиент. И обосновался на новом месте, и дом построил, и медицинскую династию основал...
А книга? Книгу он-таки написал, но это была уже совсем другая книга. Хранится в Матенадаране - музее древних рукописей.

===

1770-ый год. Армянский купец Григорий Сафрас приводит в Персию судно с грузом сахара.
В порту обнаруживаются ещё три английских корабля с аналогичным грузом. Цена - 10 у.е. за центнер.
Сафрас предлагает 9.
Англичане спускают до 8.
Сафрас - до 7.
Англичане до 6. Типа по цене грязи - престиж дороже.
И тут Сафрас делает гениальный ход: скупает через подставных лиц весь груз трёх кораблей. А став монополистом, устанавливает невиданную цену в 11 у.е. за центнер. И народ покупает - а куда ж ты денешься?
Деньгу зашибает чудовищную, но теперь возникает вопрос - как унести ноги?
Шаху как раз позарез требуются наличные (помните у Высоцкого "и вассалы восстать норовять"?), так что происходит обоюдно выгодный обмен - сколько-то центнеров сахароусловных единиц - на алмаз "Дерианур" (400 карат). Алмаз конечно не Сильмарилл и даже не Аркенстон - куча трещин и дефектов - но "мы люди негордые".
В Голландии алмаз гранят, отчего он усыхает раза в два.
После чего реализуют за 250 тыщ рублей (сколько это в ценах 1770-го года).
Покупает алмаз ещё один армянин - придворный ювелир Иван Лазарев, проводит минимальный апгрейд, и немедленно продаёт светлейшему князю Орлову. Уже за 400 тыщ.
Мог смело просить и миллион - у светлейшего проблема. Зовут проблему Гришей Потёмкиным. Сам светлейший его с императрицей и познакомил, куриоз, мол, пародист крутой - чьим хошь, мол, голосом говорить может. Выяснилось, что он ещё много чего может. Что царицу удовлетворить, что Крым завоевать, что потёмкинских деревень понастроить. В общем, многоталантливая личность.
Светлейший ему уже и глаз выбивал - а всё равно не помогло, вылетает Орлов из фаворитов, как пробка из шампанского. Подарить крутой бриллиант - для Орлова последний шанс вернуть фавор.
На презентации народ ходит вокруг, ахает - чудо-то мол какое. А княжна Голицына возьми да брякни: " Нет, господа, этот Орлов бесподобен!" (А уж как на дядюшку Оскара смахивает).
И всё - становится алмаз - "Орлов".
Вставляют его в скипетр, причём при профессиональной оценке устанавливается цена в 2,4 миллиона рублей.
И о прочих.
Орлова из фаворитов вышибают ("Не помог камень индийский, не помог").
Сафрас тихо умирает через пару лет "в богатстве и благополучии".
Иван Лазарев становится одним из основателей дворянского рода Лазарянов.

(все истории сперты у irukan

гитик, клио

Previous post Next post
Up