Майские тезисы

May 16, 2012 15:22

Известного церковного диссидента Ханса Кюнга пригласили в Маннгейм на празднование 50-летия Второго Ватиканского собора, а он отказался. И обосновал так:

Центральный комитет немецких католиков пригласил меня на «гала-собор» во время «католического дня» в Маннгейме. Среди прочего мне предложили сотрудничать с куриальным кардиналом Вальтером Каспером во время праздничного вечера по случаю 50-й годовщины открытия Второго Ватиканского собора. На этом празднике я был бы единственным участником Собора, при этом мы с Йозефом Ратцингером, Папой Бенедиктом XVI, - последние активные соборные богословы.

Это приглашение делает мне честь, и лично я глубоко почитаю кардинала Каспера - но неужели при современном положении Церкви кому-то хочется праздновать, особенно вместе с представителем римской курии? Я объяснил свой отказ так: «Думаю, нет никаких оснований для торжественного празднования, скорее уж для покаянных размышлений или заупокойной службы. Во всем мире католики скорбят о развитии нашей Церкви в последние 30 лет, и немало их по этой причине за последние годы повернулось к Церкви спиной».



Конечно, и я радуюсь добытым в упорной борьбе достижениям Собора, воплощающим основные запросы Реформации и Просвещения: чтение и почитание Библии, службы на народных языках; переоценка мирян, свобода религии и совести, терпимость и права человека; открытость иудаизму и другим мировым религиям, секулярному миру и его ценностям.

Но все это не нравится кардиналу и Папе Йозефу Ратцингеру, ориентированному на средневековье в литургике, богословии и экклезиологии. Все более нагло он в теории и практике перетолковывает соборные документы. Он препятствует реформам, которые римский бюрократический аппарат блокировал еще во времена Собора (сексуальная мораль, целибат священников, рукоположение женщин, разведенные второбрачные) и сознательно ставит под удар душепопечение и общины. Поездка Папы в Германию в 2011 году показала: Ратцингер не хочет никаких структурных реформ в Церкви и препятствует дальнейшему экуменическому сближению. Так что эта поездка оказалась контрпродуктивной.

Этот Папа даже осмелился многократно противопоставить себя Вселенскому собору, который по каноническому праву является верховной властью в Католической церкви. Он рискует единством Церкви, когда без предварительных условий принимает незаконно рукоположенных епископов традиционалистского Братства Пия Х, хотя они отрицают основные решения Собора. Так он стремится «вернуть назад» врагов Собора, чтобы получить несколько сотен лефевристских священников.

А епископы, которые, по духу Собора, должны быть коллегами Папы? Их много раз унижали и поражали в правах, но они всегда со всем согласны. В любом случае, едва ли кто-нибудь из 5000 носителей этого звания посмел противоречить преемнику Петра, как в свое время Павел «лично противостал» Петру, потому что он не действовал в соответствии с евангельской истиной, как говорится в Послании к галатам.

Как объяснить это единообразие? В основном, усовершенствованная римская процедура отбора кадров, приведение каждого епископа к личной присяге духовному вождю в Риме и постоянный надзор над епископами со стороны нунциев и доносчиков дали возможность сделать из живо обсуждавшейся во времена собора коллегии епископов послушный бюрократический аппарат. Он напоминает структурой власти номенклатуру руководящих кадров в тоталитарных и диктаторских системах, где тоже никто не осмеливается высказать мнение, отличное от мнения начальника.

Епископская конференция Германии, припертая к стенке клерикальными сексуальными скандалами и 180000 покинувшими церковь только в 2010 году, неохотно и без обязательств втянулась в широкий процесс диалога. Но этот процесс все более оказывается псевдодиалогом. К 40-й годовщине Вюрцбургского синода немецких епархий (1971-75) мы будем до 2015 года дискутировать на четыре расплывчато сформулированные темы, по году на каждую. Говорить участники могут обо всем (почти обо всем), но принимать решения им не позволено. Народ Божий хотят не принимать всерьез, а убаюкивать, а отказ от реформ маскировать речами в Маннгейме. Вот почему я не приму участия в «праздничном гала-соборе».

Что же могут сделать сами христиане для попечения о душах? Отважная австрийская «Священническая инициатива» выражает в своем «Призыве к неповиновению» только то, что многие священники и без того делают ежедневно. Она ясно заявляет: епископам мы не обязаны повиновением, поскольку они сами не повинуются основным требованиям Евангелия, поскольку ставят церковные законы выше блага общин и попечения о душах. По словам апостола Петра, Богу надо повиноваться более, чем людям. Нынешний же преемник Петра путает непослушание себе лично и непослушание Богу.

Вместо гала-соборов сверху нужны церковные реформы снизу! Многие священники и диаконы могли бы присоединиться к австрийской «Священнической инициативе». В приходах можно создавать группы для требования реформ и поддержки реформаторских движений. Приходы без постоянного священника пусть не ограничиваются Литургией Слова, пусть служат Евхаристию без священника, а библейскую молитву Тайной Вечери может произносить представитель мирян или все присутствующие хором.

Раскол между католическими и протестантскими общинами должен исчезнуть, пусть проводится все больше совместных мероприятий и богослужений. В епархиальных и национальных рамках следует обращать к епископам требования реформ и больше не довольствоваться их ничего не говорящими заявлениями. А епископы должны передавать Папе предложения реформ от клира и народа со своими рекомендациями.

Интернет уже сейчас - средство связи всех реформаторских сил; как при политических переворотах он может служить распространению мыслей и действий. Только тогда, когда мы ясно назовем проблемы и найдем их причины, мы сможем «отважиться начать сначала», как гласит девиз «католического дня».
Отсюда

ratzinger, secundum, kueng

Previous post Next post
Up