В 2007 году доминиканка Лори Бринк (Laurie Brink, O.P.) поделилась своими размышлениями о будущем женских монашеских орденов в США - «Жизнь на границе: стремление к святости в XXI веке» (A Marginal Life: Pursuing Holiness in the 21st Century). Размышления оказались настолько смелыми, что еще и сегодня вызывают беспокойство Конгрегации вероучения... Вот основные выдержки:
В свете моего опыта, бесед с другими монахами и критического размышления над знаками времени я отмечаю четыре различных основных направления, в которых, по-моему, движутся монашеские конгрегации. Ни одно из них не хуже и не лучше других.
1. Смерть с достоинством и благодатью
2. Соответствие ожиданиям других
3. Путешествие в новую неизвестную страну
4. Примирение ради миссии
Каждый из этих вариантов стремится к центру, которым для нас как христиан является Иисус. Для нас как католиков этот центр еще точнее очерчен Церковью - это Церковь-Традиция, Церковь-Таинство, Церковь-Иерархия и Церковь-Народ Божий.
1. По первому сценарию некоторые монашеские общины отважно выбрали смерть с достоинством и благодатью. Они приводят в порядок свой дом, продолжают жить в соответствии со своей харизмой и понимают, что то, чем они были, в будущем не найдет продолжения. Они не приглашают и не принимают новых кандидатов. Они признают, что хорошо служили Церкви, а теперь освобождают место новым веяниям Духа Святого. Они понимают, что их общины родились с определенной целью и самоотверженно и воодушевленно пытались этой цели достичь. Любой ценой сохранить общину, ставшую никому не нужной, не было бы желанием их основателей. Они признают достижения, оплакивают неизбежное, готовятся к похоронам и рады, что другие придут на их место. Это путь Сарры из Книги Бытия.
2. Не каждая конгрегация отказывается от «призрачного» существования. Некоторые выбирают то, что поколение назад с негодованием отвергли бы их члены. Эти общины признают, что атмосфера в институциональной Церкви изменилась, что она отошла от заветов Второго Ватиканского собора, что по-видимому консервативные юноши и девушки желают идти к святости традиционным путем, любой ценой стать святыми, по слову Иоанна Павла II. Они надевают хабит и носят его с жаром. Они вновь вводят у себя благочестивые практики, например, адорации и чтение Розария. Они возвращаются в школы, учить Закону Божию. Это путь Марии, сестры Марфы.
3. Очень трудно обсуждать третий вариант, названный у меня Путешествием. Он предполагает движение за пределы Церкви, даже за пределы Иисуса. Путешествующая община уже не принадлежит церкви. Они переросла рамки институциональной религии. Ее поиски святого укоренены в Иисусе Христе, но глубокие размышления, учеба и молитва открыли ее для духа Святого во всем творении. Монашеские названия, институциональные ограничения, церковные власти уже не подходят этой общине, которая во многих отношениях является пост-христианской. Такие монахини по-прежнему придерживаются евангельских ценностей и почитают их, но в то же время признают, что эти ценности не являются исключительной собственностью христианства. Буддизм, духовность американских аборигенов, иудаизм, ислам и другие религии устанавливают похожие нормы правильного поведения внутри общины, бережного отношения к земле и правого почитания Божественного. Иисус - не единственный сын Божий. Спасение не ограничено христианами. Мудрость можно найти как в традициях Церкви, так и за ее пределами. Это путь библейской Агари.
4. На пороге XXI века религиозным общинам открыт еще один путь - стать посланниками Христа, начать примирение. Сначала с нашей церковной иерархией, от которой мы терпим оскорбление, угнетение, пренебрежение и подавление. Если у женских монашеских общин есть будущее с сохранением нашего достоинства как образа Божия (и в этом мы равны нашим братьям), с уважением обетов, данных нами при крещении, с почитанием нашей самоотдачи в служении миссии Иисуса, сначала нам необходимо примириться с институциональной Церковью. Этот путь будет дорого нам стоить. Поскольку во многих отношениях мы стоим между мирянами и клиром, поскольку мы фактически являемся профессионалами в Церкви и для Церкви, именно мы должны протянуть руку во имя единства и прощения. Я понимаю, что эту руку покусают или, в лучшем случае, не заметят. Но это не отменяет того, что Дух Святой не случайно поставил нас на этом перепутье. Всем нам нравится называться пророками, оценивать свои действия как пророческие. Что ж, настоящий пророк не гонится за титулом, а настоящее пророчество дорого обходится. Сможем ли мы встать на путь Мириам, Деборы, Амоса, Исайи, Иеремии и Екатерины Сиенской?
Отсюда