Jun 05, 2023 10:58
Режиссер: Гай Ричи
В ролях: Джейк Джилленхол, Дар Салим
Также на заднем плане маячат Джонни Ли Миллер и Александр Людвиг, ну и куча людей, которые в той или иной степени создают массовку. И это главная проблема кино, прежде несвойственная фильмам Гая Ричи: кроме главной парочки Джилленхол-Салим обратить внимание можно лишь на жену главного героя, все остальные образуют фон. Особенно это актуально для толп талибов, которые уж совсем обезличены, особенно если вспомнить злодеев любого ранга в других фильмах Ричи. Талибы - просто серая масса, которая раскатывает на убогих грузовичках и стреляет в воздух. Есть еще один особый талиб, который важно командует в телефонную трубку "взять их".
Ладно, по порядку: Джейк - мастер-сержант ВС США, служит в Афгане, разыскивает фабрики талибов по производству оружия и боеприпасов. Ему все вешают лапшу на уши, поэтому найти он способен разве что героиновый притон. Но вскоре их посетила светлая мысль дать информатору денег, и сразу все заработало. Почему-то его группу отправили зачищать злачное местечко без прикрытия, так что всех солдат немножко убили, кроме самого Джейка и переводчика из местных, прожжённого типчика, бывшего торговца героином Ахмеда. Ясное дело, что возвращение на базу по территории талибов оказалась, мягко говоря, непростым занятием, к тому же Джейка ранили, после чего Ахмед пер его по пересеченной местности как Шилов Лемке на своем горбу. В рецензиях удивляются, почему Ахмед проявил весь этот героизм, откуда взялась такая привязанность к американскому сержанту. Но этот как раз Ричи довольно четко объяснил (сюжет простенький, но очевидных логических дыр в нем нет, кроме совсем уж фантастических, будто взятых из боевиков-бэшек, боевых сцен): у Ахмеда была беременная жена, и они очень хотели уехать в Америку. Талибы же не церемонились с теми, кто помогал американцам. Ахмеда и всю его семью ждала мучительная смерть, и сдача сержанта его бы не спасла.
В общем, Ахмед справился, Джейк без сознания был переправлен в США. Переводчика почему-то не укрыли на базе (ясно почему, афганец для них - человек второго сорта, заботиться о нем незачем), и он с женой был вынужден скрываться по помойкам, спасибо, что его брат, крупный наркоторговец, мог ему как-то помочь. Джейка же на Родине замучила совесть, он преодолел бюрократический ад, чтобы добыть Ахмеду с семьей визу и сам отправился обратно в Афган, чтобы вытащить Ахмеда.
До той самой сюжето-образующей засады было даже интересно смотреть, жизнь и деятельность американских солдат в Афганистане все же относительно любопытна. Вояж Ахмеда с раненым Джейком уже более фантастичен (но вроде как снято по реальным событиям, так какая-то доля правды в этом потоке везения, выпавшем героям, есть), все же, что происходит после возвращения Джейка - бэшка-бэшка.
Интересно, что Ричи все же рефлексирует на темы побега американцев из Афганистана и их отношению к помощникам из местных, которых они просто бросили на растерзание талибам. Рефлексия эта хиленькая, но и за нее Гаю спасибо. У нас же отношение ко всему, происходящему в этой стране, особое. Занятно, что теперь талибы стараются с нами подружиться, невзирая на то, что было между нами пятьдесят лет назад. Видимо, ничто так не объединяет людей и государства, как ненависть к внешней политике США.
Итого: фильм не то, чтобы скучный, но Гай Ричи реально снимает всю эту бэшку на очень серьезных щах, при этом главную свою фишку - ярких главных и второстепенных персонажей - режиссер где-то потерял. Афган - вообще тема сложная, не надо было Риччи туда соваться. И уж точно не стоило показывать афганцев тупым серым быдлом. На таком фоне вся его рефлексия теряет смысл.
кино