В рамках
кинорулетки, посвященной Британской новой волне, спасибо коллеге
altereos.
Режиссер: Clive Donner
По пьесе Гарольда Пинтера
В ролях: Роберт Шоу, Дональд Плезенс, Алан Бейтс
Действие происходит на чердаке пустующего дома где-то в трущобах Лондона. Астон (Шоу) - смотритель этого дома. живущий там же на захламленном чердаке. Он приводит к себе нищего безумного старика (Плезенс). За ними наблюдает брат Астона Мик. Сначала подсматривет исподтишка, а после начинает активно троллить гостя.
Типичный фестивальный фильм-метафора. Астон символизирует добро или, если хотите, Бога, Мик - зло или Дьвола, старик - человеческую душу. Захламленный чердак - нашу жизнь. Это экранизация пьесы, поэтому в наличии единство места, действия и времени. И место, как вы уже догадались, тот самый чердак.
Сперва ждешь какого-то хичкоковского нуара, глядя как Мик, выглядящий как частный детектив, следит за Астоном. Вот Астон приводит к себе старика, который, не умолкая, несет бред, и мы ищем в действиях Астона скрытый смысл, потому что не может же он в самом деле подобрать на улице бомжа, приютить его. Довольно скоро понимаем, что может. Астон действительно делает для старика что-то хорошее, просто потому. что старик в этом нуждается. И ничего больше. И он терпит поток сознания безумного бомжа-расиста, дарит ему ботинки и одежду, расчищает от мусора кровать, стелит чистое белье...
Мик между тем страшно ревнует брата, всячески пытается привлечь его внимание, используя гостя. И в этом тоже какой-то свой взгляд на сущность и отношения Бога и Дьявола. Ну и методы обоих. Бесконечные интриги и манипуляции Мика против сдержанной основательности Астона. Ну и старик - ведь никакой симпатии и даже жалости он не вызывает, но все же живое существо, которое нуждается, чтобы кто-то о нем позаботился, каким бы он ни был. Астон заботится. Мик ревнует, а старик охотнее ведется на манипуляции, чем на спокойное добро, и Мик успешно его дрессирует методом кнута и пряника. Жизнь продолжается.
Смотреть фильм, конечно, тяжеловато. Весь построен на диалогах, в которых по большому счету нет никакого смысла (реально можно не вслушиваться, что они говорят). Но при всем при том они дают очень четкое представление о происходящем. Ну и честно говоря, наш драматург Вампилов, творя на той же территории, создавал гораздо более яркие вещи. Вспомнить хотя бы "Двадцать минут с ангелом".
7/10