Режиссер: Пол Гринграсс
В ролях: Мэтт Деймон, Джулия Стайлз, Алисия Викандер, Томми Ли Джонс, Венсан Кассель.
Ники Парсонс (Джулия Стайлз), бывшая црушница, которую сбил с пути истинного проклятущий Борн, не хочет жить спокойно, заныкавшись в какую-нибудь дыру. Она помогает Кристиану Дассаулту, экранному воплощению Сноудена, разоблачать бывших коллег. И вот она в каком-то исландском подвале взламывает базу данных ЦРУ и похищает файлы всех госдеповских секретных проектов (коих, судя по списку, было восемь) от недоброй памяти Трэдстоуна до загадочного свежачка "Глубокий сон". Но ЦРУ в лице начальницы департамента киберзащиты Хизер Ли (Алисия Викандер) не дремлет, и на хвост Никки садятся все спецслужбы во главе с директором ЦРУ Дьюи (Томми Ли Джонс).
Вы спросите, при чем тут Борн? Он себе тихо мирно в глуши зарабатывает на боях без правил, в коих он дока, и ему больше дела нет до интриг Управления. Но Никки вычитала в украденных файлах какую-то мегаважную информацию про детство Джейсона, и конечно же Борн без нее ну никак не проживет, поэтому надо срочно отправиться к нему в гости и привести на хвосте все ЦРУ и суперубийцу (Венсан Кассель) в придачу.
Казалось бы, что еще можно добавить к истории несчастного Борна? Первый фильм был великолепен (собственно, там и литературная основа была мощная - Лэдлэм мастер своего дела). Но уже в первой части вроде бы поставили все точки над i - Борн вспомнил, кто он такой, отомстил бывшему начальству и исчез с новой любовью. ну ладно, такой задел не мог остаться без продолжения, и склепали вторую и третью часть, не такие сильные, но все равно качественные политические боевики. И да - к концу трилогии Джейсон узнал все подробности проекта "Трэдстоун" и лично прикончил всех причастных к этому проекту. Ну кроме покаявшихся Никки и Памеллы Ленди. И ясно ведь, что тема исчерпана, и четвертая часть посвящена другим тема и другим людям. Но ведь свербит в мозгах и других интересных местах студийных боссов. Такие деньги уплывают! И вот они высасывают из пальца новых персонажей и отца Борна и уговаривают каким-то чудом Гринграсса и Деймона вновь залезть на эти галеры...
Беда "Джейсона Борна" в том, что ни у кого из героев нет в этой истории ни малейшей разумной мотивации. Ну кроме Дьюи и спеца-Касселя. Но Дьюи ничем не отличается от прочих црушных боссов, кураторов Трэдстоуна (и кураторов этих можно до бесконечности выдумывать новых, доставать их как кроликов из шляпы или деревянных женщин из матрешки). Кассель вроде как единственный пероснаж с живой болью и реальными причинами для ненависти к Борну. Но это изгадили, сделав его злодеем из юных лет Джейсона.
Хизер Ли мечется из одной крайности в другую, то она увлеченно охотится на Борна, то вдруг ни с того ни с сего его столь же увлеченно защищает, потом вдруг начинает интриговать со страшной силой, а заканчивает и вовсе (СПОЙЛЕР!!!) убийством директора ЦРУ, что для интриги как-то крутовато). Гениальная же ее идея завербовать вновь Борна, после всего "хорошего", что он наворотил, уполовинив личный состав Управления и слив прессе его жуткие тайны...
Самому же Борну. как уже говорилось, вроде бы нечего хотеть от ЦРУ. Сценаристам приходится пинками его гонять по сюжету. Забавно, что многие люди в кадре начинают анализировать возможные мотивы Джейсона, и звучит это как мозговой штурм сценаристов, которым надо эти мотивации изобрести.
Они там пытались вплести еще одну линию с новым проектом, явно насмотревшись сериала "Подозреваемый", потому что идея там именно в том, чтобы следить всегда за всеми с помощью современных информационных технологий, социальных сетей в частности. И мы знаем (из того же "Подозреваемого"), что эту задумку можно очень красиво развернуть, но фильм настолько не об этом, что непонятно нафига это было вплетать, все равно же вовсе не раскрыли тему.
В итоге все персонажи кроме гениального Томми Ли Джонса, ходят весь фильм с каменными мордами (в случае Касселя это сюжетно оправдано, да и такой "мертвой" физиономией он умудряется играть). Почему талантливая Викандер и уж тем более умница Мэтт Деймон такие отмороженные (Стайлз я никогда особо не любил) - да именно потому, что играть им тут нечего. Ну Деймон с тем же отмороженным лицом еще умумдряется иногда истерить. Да-да, Истерящий Борн - это уже песня. А уж с выражением "как вы все меня достали!" и вовсе красиво.
Реализма (ну или иллюзии реализма), которым был хорош первый фильм, уже и в помине нет. Борн был показан крутым, но живым парнем. которому больно, когда его бьют. Здесь же он падает с пятого этажа, а потом, чуть полежав на асфальте для приличия, уходит как ни в чем не бывало, даже не шатаясь. Потом ловит пулю в живот и еще минут двадцать активно функционирует, гоняется на машинах, разнося вдребезги вегасовский Стрип, дерется с тоже подраненным Касселем и ничего.
Возможности ЦРУ в поиске человека на земном шарике воистину мистические, непонятно только, почему они их смогли применить к нсчастной Никки, но не к Борну, которого в лицо больше народу знает, чем Деймона.
Драки, погони и прочие составляющие боевика в наличии и сделаны неплохо, кому именно это требуется, тот будет доволен. Моему приятелю понравилось, он на сюжет в боевиках не запаривается, дурной привычки сравнивать с первыми частями франшизы не имеет. Мнетоже надо от дурных привычек избавляться.
Резюмирую - бодрая и зрелищная чушь собачья. 6.5/10