Гейша

Nov 19, 2024 17:20

За два вечера мы успели обойти, наверное, только десятую часть рынка Нишики, и снова нужно было бежать  - окучивать следующую часть нашего грандиозного плана. Да, я составила сумасшедший даже для здоровой ноги план "все-все-все за 9 дней", где это все было заранее заказано.

Следующим пунктом была встреча с гейшей, точнее, с майко (ученица и помощница гейши).  Встреча с настоящей гейшей стоит совсем другие деньги.
Встреча происходила в относительно современной части города, за мостом. Думаю, примерно послевоенные постройки или чуть позже.
Вот их сайт, если кому понадобится.
А сами билеты я заказала на клуке. Были возможности заказать "без ничего", с обедом кайзеки (много маленьких порций в маленьких тарелочках) или с мастер-классом для чайной церемонии.
Я почитала отзывы, и оказалось, что самыми довольными были те, кто заказал базовый вариант, без добавок. Обед стоил какие-то несусветные для Японии деньги, а в плане чайной церемонии я боялась, что будет все скомкано, поскольку на нее выделялось меньше времени, чем по идее должно быть, к тому же чайная церемония у нас была запланирована на завтра. Базовый вариант стоил подозрительно недорого для общения с гейшей, это удовольствие недешевое вообще. Оказалось, что они сделали по принципу лоукоста, нам предложили поменять за деньги место посадки ближе к сцене,  выбрать напитки и еду по несоразмерным ценам и еще много добавок за свои деньги.
Место мы поменяли, и правильно сделали, и заказали на двоих один напиток - сливовое вино :)  Вообще такие накрутки на еду и напитки необычны для Японии, там, как правило, нет "пляжных" цен, даже в аэропорту в дьюти-фри цены, как в обычном магазине.

В комнате стояло с десяток столов на двоих, покрытых красными скатертями. На части столов стояли подносы с приборами для чайной церемонии.
Вот появилась наша гейша, а точнее, майко. Невысокая девушка с плавными движениями, лицом-маской и погруженным в себя взглядом буддистской статуи. Ведущий назвал ее майко-сан - с большим уважением.




Майко, выступающая самостоятельно - продвинутая ученица и помощница гейши. Если вы не читали или не смотрели "Мемуары гейши", то очень рекомендую, потому что современная жизнь майко почти не отличается от той, что описана в книге - в довоенное и послевоенное время.
Майко в Киото становятся после окончания средней школы - в 15 лет (во времена "Мемуаров гейши" - в 10-12 лет), а в других местах, например, Токио - с 18 лет. Гейша в Киото называется гейко, а майко в других городах (Токио) тоже называется хангёку. Два часа езды на поезде - и совершенно другой диалект.

Немного справки, кто есть кто и кто не есть кто. Честное слово, еще полгода назад я ничего из этого не знала.

Гейша не имеет и исторически не имела отношения к сексуальным услугам, для проституции были выделены отдельные районы города (районы удовольствий) и ей занимались другие девушки (юдзо, и проститутки высшего класса - ойран). Гейши - "женщины искусства", они разливали посетителям саке и развлекали посетителей разговорами, простыми играми, танцами, пением и игрой на музыкальных инструментах. В начале 20 века гейши были более западно-ориентированные, прогрессивные, а после войны вернулись к традиционной форме, и сейчас представляют собой "старую добрую" традиционную культуру Японии. Гейш принято приглашать на корпоративы управляющих предприятий и прочие сборища миллионеров, которые устраиваются в чайных домах. Услуги гейши очень дороги, ужин с гейшей начинается с тысячи долларов на человека (да, я узнавала). Гейши часто выступают на фестивалях, открывают спортивные игры и являются лицом и гордостью Японии. Один из символов Киото - именно образ майко.
Еще один способ увидеть гейшу за разумные деньги - традиционный театр Gion Corner, где они появляются в части представлений.
Майко - помощница и ученица гейши, майко не может сама работать в чайных домах, может только сопровождать гейшу. В нашем случае эта культурная встреча, видимо, не является приемом гостей в чайном доме, поэтому майко может появляться самостоятельно.

У майко и гейши, а также проституток и гейш разная форма одежды и причесок.
У проституток более массивные украшения на голове, тогда как гейши украшения на голове не носят. У майко более легкие и "сезонные" украшения на голове. Здесь у нашей майко летние, июньские украшения на голове.
Самое главное отличие ойран от гейши и майко - завязка пояса. У проституток пояс завязан спереди (так легче развязать), а у гейш  - сзади. На традиционных японских принтах вы найдете именно девиц легкого поведения с поясом, завязанным спереди.

Вообще правильное одевание кимоно, а тем более такого сложносочиненного, как у гейш  - непростая задача, и в одиночку никак не справиться.
В окие (доме гейш) есть женщины-одевальщики, которые специализируются именно на этом.
Кимоно майко и гейш тоже не простые, это не тот (чертовски красивый) ширпотреб, который предлагают на съем, это очень дорогие изготовленные по заказу шелковые одежды, которые служат много лет и передаются из рук в руки. И здесь тоже есть различие между майко и гейшей - у майко кимоно разноцветные, с рисунком, тогда как у гейши кимоно более однотонные. Кимоно майко принадлежат окие, тогда как у гейш могут быть свои кимоно.
Есть разница и в длине рукава - майко носят кимоно (фурисодэ) с очень длинными рукавами, тогда как у гейши рукава более короткие (но все равно свисают). Гейши носят воротничок под кимоно белого цвета, а майко - цветные, часто красные, здесь у девочки белый с фиолетовым, под цветовую гамму кимоно.
У майко прическа, как правило, из своих волос, а гейши носят парики. Гейшей майко становится примерно в 20 лет, и может оставаться гейшей до глубокой старости, ограничения по возрасту нет. Единственная причина, по которой "исключают" из гейш - если гейша выходит замуж.

Гейша - очень почетная и выгодная профессия, и большинство гейш предпочитают заводить любовников, но замуж - ни-ни.
И тем не менее гейш в Японии становится все меньше и меньше, сейчас есть около 800 гейш. И далеко не каждая майко становится гейшей. Почему - об этом дальше.
А пока - наша прекрасная майко-сан - танец с веером.


Движения танца примерно такие же, как у самурайского танца с веером, когда веер преображается в разные предметы.




Здесь короткое видео

Дальше у нас была чайная церемония. Майко медленными и точными движениями показвала, как наливать и размешивать чай, и те, кто заказал с чайными приборами, старались за ней повторять. Я, если честно, была рада, что мне не нужно было копошиться в своем чае, мне хотелось наблюдать во все глаза за движениями майко.
Про чайную церемонию я, наверное, расскажу отдельно, а вы можете посмотреть видео, мне кажется, достаточно понятно.
Хочу только сказать, что ее движения были отточенными, уверенными и от этого завораживающими, как у мастера кун-фу. Этакий мастер чайного кун-фу. Сплошное эстетическое удовольствие.




Tea 1

Tea 2

Tea 3

После чайной церемонии можно было задавать вопросы, и майко на них отвечала. Говорила она только на японском, а переводчик переводил на английский. В частности, мы узнали про прическу - майко раз в неделю идет в специальную парикмахерскую, где ей сооружают прическу, и дальше она не может расплести прическу и помыть голову самостоятельно, более того, она должна спать на специальной подушке под шею, свесив голову так, чтобы не попортить эту прическу. Примерно так, как девушки с прическами перед свадьбой, только у майко это длится несколько лет.
То есть майко не может ни самостоятельно одеваться, ни самостоятельно вымыть голову.
Что еще она не может? Довольно большой список того, что запрещено, пока майко готовится стать гейшей. Например, она не может самостоятельно выйти в супермаркет или пойти в кино. Мне это довольно странно, и это отличается от "Мемуаров гейши", там героиня бродила по всему городу, выполняя поручения и сама по себе.
Майко почти весь год живет в окие, домой ее отпускают только раз в год на неделю на праздники. Насколько я понимаю, она живет и обучается там на полном довольствии, но ей не платят никакую стипендию, и она не может самостоятельно зарабатывать, все идет на оплату за обучение окие. Даже то, что заработает майко на этой встрече, фактически пойдет окие.
Я задала майко два вопроса - правда ли, что майко нельзя пользоваться мобильным телефоном? Я вычитала это где-то в интернете. Оказалось, да, правда. У бедной девочки отнимают все удовольствия современной жизни, погружая ее в какое-то средневековье! Ей также нельзя пользоваться интернетом, то есть компьютером (реально ппц). Когда майко становится гейшей, ей разрешают пользоваться телефоном и интернетом. Гейш в Японии настолько мало, что им позволено абсолютно все.
Гейша продолжает жить в окие, сначала из своих заработков она возвращает долг за обучение окие, а затем начинает зарабатывать для себя.
Второй вопрос, который я задала - правда ли, что майко получает новое имя? Да, оказывается, правда. Бедным девочкам действительно меняют имя. В наше время это связано с документами - интересно, это только сценическое имя или действительно имя в документе? В любом случае, с момента, когда девочка становится майко - ее зовут по-другому.
Немудрено, что многие не выдерживают такого насилия над личностью, и не заканчивают обучение на гейшу.
Для меня все это - действительно, ужас-ужас, своим детям я такой "учебы" бы не желала.
Но Япония - другая планета. У Японцев другие культурные корни, и у них другое "нормально".
Я подумала еще, что такой сознательный отрыв от окружающей реальности мне еще напоминает монашество. Там тоже всевозможные запреты, и тоже смена имени в постриге. То есть майко - это такое современное послушничество, только не во имя Бога, а во имя традиций, культуры и красоты. Действительно, не каждый выдержит.

В конце представления были игры с майко. Здесь она играет с Максом в "компира фунэ-фунэ" (лодочка-лодка Компиры, бога-покровителя навигации) - двое играющих по очереди касаются лежащей тарелочки открытой ладонью, если один из игроков в свой ход взял тарелочку, второй должен коснуться места, где та лежала, кулаком. Перепутавший действия проигрывает. Проигравший должен выпить саке, которое наливает майко. При нас выиграл только один мальчик-подросток, все остальные участники проиграли и пили саке :)

В конце встречи майко раздала каждому зрителю по карамельке и маленькой записочке. В записочке на японском было написано имя майко - разумеется, имя гейши, а не оригинальное.

Вот мы сфотались с майко. Сорри, я тут замученная нафиг, после такого разнообразного дня (который начался с Фусими Инари).

Заметьте, что мы с майко практически одного роста, а ведь я маленькая. Она кажется выше из-за прически, но линия лба у нее ниже моей.
Нам объяснили, что майко может стать почти любая девушка, если она согласна на условия и может выучить киотский акцент, есть только одно ограничение - гейшей не может стать высокая девушка. Это, конечно, полная дискриминация высоких, с другой стороны - хоть где-то у  нас, низеньких, есть преимущество! В общем, по росту меня бы приняли...хотя я бы сама не захотела...впрочем, в те времена, когда я подходила по возрасту, все равно не было интернета!


Если интересно, вот статья о майко в Википедии.

Япония 2024

Previous post Next post
Up