Aug 24, 2018 07:46
Если в Вильнюс мы въезжали по воздуху и по реке, то в Клайпеду мы въехали на поезде. Поезд отправлялся в 6:50 утра. Удивительно, но нам удалось поднять детей в такую рань.
Я плохо себе представляла литовские поезда. У нас в Израиле электрички немецкие - все сиденья со столиками, а здесь в вагоне только два столика с сиденьями, а остальные сиденья как в самолете, сплошным рядом, с маленькими откидными столиками на спинке сиденья спереди. Причем, с одной стороны они идут вдоль движения, а с другой почему-то против, и целый блок пассажиров едет спиной вперед.
Я тоже ехала спиной вперед, расположив семью за столиком. Мимо проносился нейшнал джиографик на тему северных стран: зеленые леса, изумрудные луга, бесконечные пространства, украшенные редкими островерхими домиками. Что-то среднее между советскими летними дачами и немецкими деревнями.
Поезд останавливался, объявляя остановки. "Ад сергей, дурис ушседаро," - звучало на каждой из них - "Осторожно, двери закрываются". Я пожалела безвестного Сергея - сначала ему ад, а потом еще дурис.
Ближе к Клайпеде в окнах появились советские товарные вагоны. Именно те круглые, из детства, перевозящие нефть и жидкий газ. "С горки не спускать" - на вагонах все так же написано по-русски. Помниться, мы считали вагоны товарняков - у какого поезда окажется больше, тот и выиграл. Попадались и совершенно бесконечные поезда, так что сбиваешься со счета - он все громыхает и громыхает рядом с тобой, и кажется, никогда не кончится, пока не обогнет кругом весь земной шар.
В Клайпеде мы добрались на автобусе до пункта съема машин - со всеми нашими чемоданами, баулами и оравой шумных детей мы со стороны напоминаем цыганский табор. Агент съемного бюро куда-то испарился посреди рабочего дня, и чемоданы вместес нами отправились в соседнее кафе - совмещать поздний завтрак с ожиданием. В этом кафе я, наконец, попробовала знаменитые литовские цепеллины - что-то вроде большого разваренного пельменя из картофельного теста с мясом. И поняла, что это совсем не мое: слишком уж похожи на ненавистный мной холодец - и запахом, и вкусом. Вот литовские блины и оладьи не в пример вкуснее! Например, гречневые блины из разваренной и поджаренной до хруста гречневой каши.
Наконец, съемная машина соизволила произойти, и мы поехали в наш очередной апартамент.
Надо сказать, апартамент в Клайпеде я сняла совершенно особый - квартира с роскошной винтажной мебелью в стиле арт-нуво. Нет, он на удивление не стоил дороже других, просто я заказывала все части путешествия за полгода вперед.
Квартира эта действительно роскошна. Похожа скорее на музей, на флигель королевского дворца - что-то подобное мы видели в принцессином замке в Глубока-над-Влтавой. Я пытаюсь удержать детей, чтоб не испачкали и не сломали всю эту старину - всамделишную. Часть мебели здесь действительно старинная, ей не меньше ста лет. Посреди салона на выцветшем старинном ковре стоит обеденный стол с витыми венскими мягкими стульями. Стульям, как я понимаю, менее 150 лет, это роскошная старая мануфактура, возможно, позже были перетянуты. Рядом стоят (в обоих смыслах :)) напольные часы примерно того же возраста, а на стене висит совершенно музейного вида картина в старинной раме, достойной лучших мастеров. Я позже покажу фотографии. Часть мебели здесь - 50-60х годов 20 века, но другая часть - именно что дореволюционный винтаж, причем великолепно сохранившийся. И вся обстановка под стать - старинный торшер и портьеры с кистями, зеркало в деревянной оправе с колоннами. В спальне - кровать из рассохшегося цельного дерева с набалдашниками; деревянное резное китайское панно с аистами - клянусь, я видела такое в каком-то музее.
"Я чувствую себя принцессой", - сообщает Вика, восседая на королевском стуле. А я усаживаю детей завтракать за барной стойкой в современной кухонке - не дай бог зальют своим корнфлексом столетний ковер.
После заселения в квартиру мы поехали на набережную Клайпеды - здороваться с истинными ее жителями, с теми, хранит город и встречает туристов - со скульптурами.
Встретили танцующую перед театром драмы Анике из Таравы; затем дошли до поворотного моста между берегом и пирсом. Мост был открыт, пропуская лодки, и нам пришлось подождать. Затем два здоровых мужика стали, как на старых морских рисунках, крутить поворотный вал, закрывая мост. Судя по расписанию возле моста, это действо происходит дважды каждый час с 1855 года - с тех пор мост остался неизменным.
Надо сказать, что особенность Клайпеды в том, что до 1923 году она была немецким городом. Город назывался Мемель. И только потом ее захватила Красная Армия, она получила название Клайпеда и стала частью советской Литвы. В городе действительно чувствуется дух старых приморских немецких городков, довольно органично перемешиваясь с русско-советской историей. Вдоль пирса стоят фахверковые здания, превращенные в рестораны или гостиницы.
На пирсе мы встретили Привидение. Легенда гласит, что в 1595 году (немцы и литовцы любят точность) охранник замка Мемельбург неожиданно увидел привидение. Мистический гость поведал охраннику, что в городе вскорости будет нехватка зерна и дров. Так оно и случилось.
О привидении в отзывах написано, что оно "пугающее" и напоминает гаррипоттеровских дементоров. Возможно, так выглядит ночью; в свете дня мои дети, наоборот, с удовольствием залезали внутрь привидения и строили стррашные рожи.
Далее на пирсе мы поприветствовали мальчика с собакой; мальчик махал пилоткой, и Элинор немедленно залезла на постамент, чтобы примерить пилотку - она оказалась ей впору, а с мальчиком она была одного роста. Дети все по очереди посидели на собаке, как я ни пыталась их согнать - несчастная одинокая собака вечно ждет уплывшего хозяина, рядом высеченные слова "Люби, надейся, жди", а тут на ней катаются всякие дети, включая великовозрастную Вику.
Далее рядом с кафе "Fat cat" мы разыскали в переулке Сосисочного Кота с лицом усатого джентльмена. Дети снова уселись верхом, теперь уже на коте, и я тоже не выдержала. Так что можно сказать, что я в Клайпеде я каталась верхом на коте. Кот призван выполнять желания; интересно, будет ли он благоволить тем, кто его оседлал?
После кота мы пошли искать Волшебного Мышонка; мышонок легко нашелся по толпам туристов, окружавших его. Немецкие бабушки и дедушки выстраивались в аккуратную очередь, чтобы нашептать желание мышке на ушко. Мы уселись в ближайшем к мышу кафе подождать, пока туристы иссякнут. В перерыве между экскурсиями я все же сфоткала маленького исполнителя желаний и пожелала, чтоб наше путешествие благополучно дошло до конца. Как хорошо, что мыш не принимает записочек, иначе он был бы завален бумажными горами.
В кафе мы наелись очередных литовских тортов - заказанная фирменная уха почему-то не приплыла. А может, рыба испугалась тортиков - местная выпечка действительно знатная, и мы почти в каждом кафе приносим в жертву свою талию.
Последним пунктом этого дня был клайпедский дракон. Из пасти дракона капает вода на гигантский отпечаток ноги. С отпечатком ноги связана клайпедская легенда о двух братьях, которые через местные болота отправились искать выход к морю. Один из них смог найти желанное, а другой исчез в болотах. Рядом с предполагаемым местом гибели второго брата был найден огромный след, поэтому было решено, что брата проглотил дракон. Рядом с морем был основан город, а название дано в честь этой истории: "топкий след".
Литва - 2018