Это я сама с собой разговариваю китайскими сказками, чтобы уяснить и вывести из подсознания в сознание всякие банальные истины. И вот очередная:
Однажды у юноши по имени Цинь Пинь спросили:
- Счастлив ли ты, молодой Цинь Пинь?
Цинь Пинь, который в это время сажал рис на родительском поле, ответил:
- Я не счастлив и не несчастлив.
А затем думал Цинь Пинь три дня и три ночи. И на исходе трех дней собрал котомку, попрощался с родителями и пошел по свету счастья искать.
Вот закончились у него взятые из дома припасы, целых три дня у юноши во рту не было ни крошки хлеба, ни рисового зернышка, и на исходе трех дней добрался он до деревни, где стоял трактир и попросил плошку риса.
- Чем ты заплатишь мне, юноша? - спросил трактирщик.
- У меня нет денег, - ответил Цинь Пинь.
- А что ты умеешь делать?
- Я умею сажать и собирать рис!
- Ха-ха-ха, - рассмеялся трактирщик. - Весь этот рис в моей кастрюле уже посеян и собран!- И вышвырнул юного Цинь Пиня вон из трактира.
Пошел Цинь Пинь прочь из той деревни, а как вышел на окраину, лег скоротать ночь под деревом. Там наутро нашел его пастух, отвел домой и накормил досыта.
Уселся разморенный от сытости Цинь Пинь у крыльца пастухова дома и думает: "Это ли не счастье?!"
И устроился Цинь Пинь к пастуху в подпаски: целый день пасет коз и овец, и вечером ждет его сытная похлебка, а утром свежая лепешка.
Научил его пастух нехитрой игре на рожке - ходит Цинь Пинь и выводит разные звуки на разные лады.
Так все лето Цинь Пинь пас овец. А на исходе лета дочь пастуха спросила:
- Счастлив ли ты, Цинь Пинь?
Призадумался Цинь Пинь и ответил: "Не счастлив я и не несчастлив."
А на следующее утро взял свою котомку, жена пастуха дала ему лепешек в дорогу и пошел Цинь Пинь дальше счастья искать.
А когда кончились лепешки, зашел в придорожный трактир и попросил чашку риса.
- Чем ты мне заплатишь, юноша? - спросил трактирщик.
- Я умею растить рис, пасти овец и играть на рожке - ответил Цинь Пинь.
- Ха-ха-ха, - засмеялся трактирщик. - Играть на дудке и я могу. А весь этот рис в этой кастрюле уже давно собрали и все эти бараньи туши на кухне уже никогда не выйдут на травку!
Вышел Цинь Пинь из трактира несолоно хлебавши и побрел по дороге дальше. Шел три дня и видит - горшечных дел мастер сидит в своем доме у окна и на гончарном круге кувшин лепит.
- Нужен ли тебе помощник? - спросил Цинь Пинь гончара.
Гончар внимательно посмотрел на него и говорит:
- Возьми холщовый мешок и пойди на гору У-Джун, что в двух днях пешего пути отсюда. Отыщи там козью пещеру с узким входом, возле которой растет одинокая сосна. В той пещере набери в мешок красной глины - нежной, как рисовое тесто, и гладкой, как щека девушки. Из этой драгоценной глины я леплю самую тонкую и дорогую посуду. Если выполнишь все это - возьму тебя в подмастерья.
Дал гончар юноше плошку риса и три лепешки, потому что видел, что силы того уже на исходе. Насытился Цинь Пинь и снова подумал: "Это ли не счастье?" Тогда взял он холщовый мешок и отправился на гору У-Джун. Шел два дня, а затем стал пещеру с красной глиной искать. Обошел всю гору У-Джун вдоль и поперек - нет пещеры! Обошел всю гору снизу вверх и сверху вниз - нет ни пещеры, ни одинокой сосны. Отчаялся Цинь Пинь и повернул уже было обратно. А повернув обратно, ступил на каменный уступ, за который зацепилась низенькая, тонкая, кривая от ветра сосенка. А под тем уступом - расселина, да такая узкая, что едва человек может протиснуться. Но так изголодал и исхудал юноша Цинь Пинь, что легко проник в пещеру и набрал там драгоценной красной глины, точно такой, как мастер рассказывал: нежной, как рисовое тесто и гладкой, как щека девушки. "Это ли не счастье?!" - думал Цинь Пинь, с полным мешком спускаясь с горы.
Так попал Цинь Пинь в ученики к гончару. Научился лепить и обжигать посуду, а затем расписывать ее тонкими, как морозные узоры, завитками. Иной раз, разрисовывая очередную тарелку, говорил Цинь Пинь: "Это ли не счастье?!"
Так прошло целых три года. А на исходе трех лет спросил гончар своего подмастерья:
- Счастлив ли ты, молодой Цинь Пинь?
- Не счастлив и не несчастлив, - подумав, ответил юноша. А назавтра собрал свою котомку, попрощался с гончаром и снова вышел в путь.
Вот добрался Цинь Пинь до самой столицы. Видит: в столице знать живет в высоких домах, спит на пуховых кроватях, одевается в атласные одежды, носит сапоги из мягкой кожи. "Это ли не счастье?" - думал Цинь Пинь.
Пришел Цинь Пинь в императорский дворец и просит: примите меня в императорскую обслугу.
- А что ты умеешь делать, молодой Цинь Пинь? - спросил начальник императорской службы.
- Я умею делать все, чего ни попроси, - ответил Цинь Пинь. - А что не умею, тому научусь.
Понравился такой ответ начальнику императорской службы. И говорит он:
- Я приму тебя на службу, если сможешь меня удивить.
Вытащил тогда Цинь Пинь из котомки свой рожок и заиграл незатейливую мелодию, которую сочинил, пока пас овец. Заслушался начальник службы, загрустил и заулыбался.
Так стал Цинь Пинь прислужником короля. Поселили его в роскошных дворцовых покоях, одели в шелковые одежды, обули в мягкие сапожки и обучили сладким и учтивым речам. Пять лет служил Цинь Пинь императору и весьма поднаторел во дворцовых делах и всяких искусствах.
А через пять лет спросил его начальник службы: "Счастлив ли ты, Цинь Пинь?"
"Не счастлив и не несчастлив" - удивляясь сам себе, ответил Цинь Пинь чистую правду.
"Мне для счастья не хватает любви", - решил он. - "Ведь влюбленные всегда счастливы!"
Так познакомился Цинь Пинь с прекрасной Су Линь, тонкой и гибкой, как молодая ива и белолицей, как высокая луна.
И зажили они вместе, рука в руку, душа в душу, вместе смотрели на зимнюю вьюгу за окном, вместе любовались цветением вишни, вместе наслаждались плодами лета и красками осени.
А через семь лет спросил себя Цинь Пинь: "Счастлив ли я теперь?"
"Не счастлив и не несчастлив", - ответил с превеликим удивлением он сам себе.
В ту же ночь оставил Цинь Пинь императорскую службу, оставил красавицу Су Линь в высоком столичном доме, оставил все нажитое и даже одежды свои оставил, и сгинул с лица земли так, что никто не слышал о нем целых десять лет.
А через десять лет в его родной деревне объявился странник с длинною седою бородою.
Странник поселился на краю деревни, стал промышлять гончарством да учительством: кого учил грамоте и красивым речам, а кого различным искусствам.
И лишь одна старушка узнала его: да это же наш юноша Цинь Пинь, что пошел когда-то счастья искать! Нашел ли ты в странствиях свое счастье, о Цинь Пинь?
И ответил Цинь Пинь, и услышали его все, кто был рядом, а кто не услышал, тому потом передали. А ответил он так:
- О да, конечно, нашел! Счастье - оно как воздух: пока им дышишь, его не замечаешь. Его можно почувствовать в мгновении, как внезапное дуновение ветра. Его можно увидеть на растоянии, как видны в небе облака. Я был счастлив все это время: и когда пас овец, и когда работал у гончара, и когда изучал у императора придворные искусства, и когда любил прекрасную Су Линь. И я совершенно счастлив сейчас - у меня есть крыша на головой, умелые руки и способные ученики. В каждом миге есть повод для счастья, нужны только подходящие счастливые очки.
И с тех пор каждому, кто приходил к нему в дом, он дарил счастливые очки из рисовой бумаги. И счастье, растворенное в воздухе, рассеянное среди сменяющихся мгновений от восхода до заката, от заката и до восхода, немедленно становилось видимым и ощутимым.
Давным-давно жил Цинь Пинь, но по сей день жители той деревни каждый год дарят друг другу на Китайский Новый Год счастливые очки.
Не верите? Приезжайте, проверьте!