Итак, как я уже
писала, беременность у меня была достаточно беспроблемной. Однако в конце пути меня поджидало немало неприятных переживаний. На сроке в 36 недель у меня внезапно стали подтекать воды. Случилось это в пятницу, 13-го. Испугалась я, конечно, порядком. Во-первых, я не была уверена, что это именно они, во-вторых, если они, то еще слишком рано рожать, в-третьих, дело было ночью, а Горан как назло работал в другом городе. И у меня еще сумка в роддом даже до конца не собрана! В общем, я скорей в интернет, начиталась там советов про то, как проверить, воды это или нет, судорожно дособирала сумку, дождалась утра и стала звонить родственникам, чтобы отвезли в больницу. Ночью беспокоить никого не стала из-за того, что нам на курсах объясняли, что срочно в роддом нужно ехать, если есть два признака из трех: воды, схватки, пробка. У меня был только один, поэтому я так рассудила, что спешить не стоит.
Тем не менее, когда в Кодре меня посмотрел Станишич, он принял решение оставить меня в больнице. Мотивация была такая - вод еще достаточно, а рожать рано. Будем тянуть и выжидать как можно дольше - хотя бы пару дней для начала. В итоге пролежала я там до родов 9 дней, то есть дождалась наступления 37 недель, когда ребенок считается полностью доношенным. При этом тест на воды мне не делали, а купить такой в аптеке Черногории не представлялось возможным - везде делали круглые глаза и не понимали, что нам нужно.
Все это время мне ставили капельницы с антибиотиком и периодически проверяли на аппарате КТГ (на сербском - ЦТГ). Столько антибиотиков, сколько я приняла за эти дни (и после родов тоже), я совершенно точно не принимала за всю свою жизнь. Но тут выбирать не приходилось, т.к. ребенку могла угрожать инфекция. Параллельно я консультировалась с врачом в России, мне подтвердили, что в этой ситуации действовали бы так же - тянули бы до 37 недель, а потом стимулировали роды.
Воды подтекали все это время, но процесс родов так и не запустили. Мне периодически делали УЗИ, чтобы удостовериться, что вод достаточно, и брали кровь на инфекции. К моменту выхода из больницы в моих венах на руках буквально не осталось живого места.
Тут, чтобы разбавить страсти, напишу, что зато у меня были комфортнейшие условия в плане быта. Вот моя палата, в которой я лежала до родов, и пара блюд из местной «столовой».
Палата одноместная, в ней есть туалет и душ, очень удобная кровать с поднимающимся изголовьем, а аппарат КТГ привозили прямо туда. Медсестры все просто лапочки, у меня даже было желание сфотографироваться с ними перед возвращением домой, чтобы Максим потом мог посмотреть на добрых тетенек, которые сначала заботились о его маме, а потом и о нем самом :)) Есть там одна неоднозначная дама, Линда, о ней уже легенды ходят. По поводу меня она тоже пару раз косякнула, но были и моменты, когда она казалась мне наиболее профессиональной из всех.
Еду можно заказывать любую, все приготовят и принесут. Посещения возможны с позволения доктора. Так что ко мне приходил и Горан, и подружки, и родня. Ну, в послеродовую палату уже только Горан, там более строгие требования к посещениям. Забегая вперед, раз уж зашла тема про палаты, скажу, что ребенок с самого начала находится в одной палате с матерью. Если ей совсем уж худо или хочет отдохнуть - его могут забрать в соседнюю комнату. Вот так выглядела моя палата (слева еще аппарат КТГ):
После родов со мной дежурила еще обязательно детская сестра, их было две посменно, и обеих я вспоминаю с теплотой. Особенно сестру Драгану, которая вовремя сделала мне адский массаж груди. Буквально спасла. Они мне и советы давали, и помогали с прикладыванием малыша, и смесь готовить учили, и памперс надевать, в общем, полный обучающий комплекс начинающей мамаши, так сказать :))
Кстати, в Кодру, в отличие от Клинического центра, можно не брать ночнушку для себя, но нужно брать одежду для ребенка. В Клиническом все наоборот - дети лежат в стандартных одежках, а ночнушки не выдают.
Но все же вернусь к самим родам. Когда наступили заветные 37 недель, доктор предложил мне стимулировать начало процесса. С одной стороны я уже была морально готова к этому (нельзя же мне еще пару недель антибиотики вливать), с другой у меня было мнение российского врача, которое совпадало с намерениями Станишича. Подвергать сомнению решения местных врачей меня вынуждал предыдущий опыт, который я описывала
здесь, а также всякие разные другие нехорошие истории.
В общем, я согласилась. Единственное, хотелось сделать эпидуральную анестезию, а о ней следует договариваться заранее. В Кодре совершенно чудесный анестезиолог (по многим отзывам), но оказалось, что в тот день, когда мы хотели назначить роды, у него как раз Слава, поэтому он не может. В этом месте все, кто не знает, что такое Слава, должны сильно озадачиться. В двух словах - это как бы именины семьи, точнее носителей определенной фамилии, день прославления святого покровителя этой семьи. Среди православных черногорцев - самый главный праздник, на который даже по закону положен выходной день.
Вот так, благодаря черногорской традиции, наш Максим получил красивую дату рождения - 22.11. Потому что именно на этот день (следующий после этой Славы) всё в итоге и назначили. Накануне я изо всех сил ходила по лестницам, пытаясь вызвать начало родовой деятельности (уж больно не хотелось стимуляции), но ничего так особо и не началось. Примерно в 13 ч мне подключили капельницу с окситоцином. Некоторое время ничего не происходило, поэтому мне постепенно увеличивали дозу, схватки поначалу были очень слабые. Раскрытие все никак даже не начиналось. Дозу все увеличивали. Схватки все усиливались. В результате, как я потом поняла, они были уже настолько сильными, что тут-то бы и подключить эпидуралку, но вот незадача - ее подключают только когда началось раскрытие. А оно у меня так и не случилось. Совсем.
К слову, все схватки я переносила лежа на кровати, с катетером в вене. Никаких там вам фитболов или джакузи. Линда еще и кричать мне не давала :(( Типа ребенка напугаешь. Только говорила - дыши, дыши. Хорошо хоть на курсах дышать правильно научили.
В общем, в 20 ч врач решил стимуляцию мне отключить и делать экстренное кесарево. При этом у меня в организме, видимо, было уже такое количество окситоцина, что схватки было не остановить - они стали только сильнее и чаще. А к этому времени как раз пришел Горан, его сказали позвать, потому что кесарево здесь делают под общим наркозом, и получается, что ребенка первым видит отец.
Он застал как раз самую жесть - когда я металась по кровати с этими схватками, переносить которые у меня уже не было никаких сил - ни моральных, ни физических. Сначала-то я это все терпела с правильным настроем, а тут уже стало понятно, что я мучаюсь бессмысленно. Они еще так часто были, мне кажется, каждые полминуты, я только и мечтала о том, чтобы меня поскорее вырубили.
Таким образом, в итоге мои роды прошли по самому дурацкому сценарию, я перенесла и родовые схватки, и стимуляцию, и в итоге сама родить не смогла, получила кесарево. После него я ненадолго очнулась уже в палате, только успела спросить у Горана, все ли в порядке с малышом, и снова отключилась. Проснулась уже в 5 утра (операция была в 22:20 накануне), в стеклянном боксе рядом увидела впервые своего ребенка.
Кстати, в тот момент я была там единственной роженицей, поэтому не пришлось сомневаться, что это именно мой ребенок :)) Перепутать его было просто не с кем :))
До конца дня мне не давали ни есть, ни пить, вот это была жесть. Последний раз-то я перекусила еще утром предыдущего дня. Но это все быстро забылось на самом деле. Сейчас, когда я оказываюсь в Кодре, у меня возникают только положительные эмоции. Ведь я всю беременность почти каждый день ходила туда на уколы, а потом провела в общей сложности две недели безвылазно. Написала это и подумала, что по идее мои эмоции должны быть отрицательными. Но мне нравилось беременное состояние и уколы эти не напрягали, они были какой-то такой традицией. И от двух недель в Кодре у меня вообще не осталось ощущения, что я лежала в больнице. Просто сравниваю с российскими больницами, в которые я попадала дважды...
Ну и не маленькая такая ложечка дегтя во всем этом зефире - цены. Естественные роды в Кодре стоят 1500 евро, кесарево - 2500 евро, эпидуральная анестезия - 400 евро. Пребывание до родов тоже оплачивалось дополнительно. Но вот я читаю отчеты про роды в нашем Клиническом центре и не жалею ни об одном евроцентике, отданном на это благое дело. Все-таки не часто я рожаю. За 38 лет со мной такое случилось впервые :))