Это, между прочим, куда более глубокий и интересный вопрос, и он как нельзя более актуален. Вопрос этот был поднят еще Солженицыным в "Круге первом", и именно его актуальность, возможно, объясняет всю эту истерику вокруг мальчика - а именно, должен ли рядовой гражданин отождествлять свое правительство, свою власть, со своей Родиной, и что он должен
(
Read more... )
My 2c:
--"Но, позвольте", - подумает наш немец - "Фюрер, конечно, идиот, нелюдь и враг Рейха, но жены-то наши и матери при чем? Их то мне всяко нельзя перестать защищать! Не могу же я, даже не разделяя воззрения фашистов, наплевать на свою Родину и свой народ, и войти в сговор с врагом!"--
Известный феномен. Напоминает аналогию Дадзая. Писатель Дадзай Осаму сравнивал Японию во второй мировой войне с отцом семейства-алкоголиком, набрасывающимся на прохожих, унижающим окружающих, третирующим и избивающим жену и детей и вызывающим отвращение и ненависть всех вокруг. Однако, когда художества папаши привели к тому, что пришли соседи посильнее, повалили его в пыль и стали избивать, это не могло не вызвать желание сыновей встать на его защиту - каким бы он ни был.
--Только сильные духом, только наиболее достойные способны этому противостоять.--
Это так. Однако справедливо и то, что именно эти достойные и должны быть моральным критерием и нравственным ориентиром, приложимым ко всем остальным. И остальных надо судить той меркой, которую выковали лучшие. Конечно же, в идеале, ориентир должен прикладываться к себе самим субъектом, а не извне. Однако, возникает резонный вопрос - что делать, когда ориентир существует, а субъект в упор не желает его видеть, гогочет, веселится и не желает прикладывать его к себе?
--Только у них есть право на свою точку зрения, на свою позицию. Остальные ее не заслужили, они плывут по течению. Их не стоит осуждать, их нужно пожалеть.--
Вот уж нет. Жалеть надо жертв, а не людоедов. Когда «плывущие по течению» начинают улюлюкать чужим страданиям и радоваться крови - они не просто плывут по течению, а становятся сами теми самыми людоедами. Жалеть их нельзя. Это как уравнивать палача и жертву, похоронив их в одной братской могиле.
Reply
У Солженицына там тот же самый персонаж - дворник, представитель народа, который и высказал формулу «волкодав прав, а людоед - нет», - так вот, тот же персонаж рассказывает, как вначале воевал за белых, а потом за красных. И на удивление автора, «как же так можно?» он отвечает, что для него главное - семья, и он пытался, как мог, спасти семью, а сражаться со всей этой стихией не мог. Поэтому пришли белые, призвали - и он воевал за них. А пришли красные, разбили белых, и он стал воевать за них. Защита семьи для него была главной целью.
Конечно, если кто-то участвует в преступлениях, он виновен. Но большинство просто следует за толпой, и считать их виновными нельзя. Миллионы немцев поддерживали свой вермахт, улюлюкали и кидали зиги, но что сделали союзники, когда разбили фашизм? Стали их кормить, дали работу, дали план Маршалла. И это правильно. Я читал, что в ФРГ даже многих судей оставили на местах! Потому что кем их было заменять? Это же целый народ! Антифашистов были единицы.
Reply
Leave a comment