Давайте же расставим точки над и, назовем вещи своими именами, и перестанем играть в слова и делать из себя и других идиотов:
Кого мы в 45 году «освободили»? В лучшем случае только себя; хотя, если быть до конца честными, даже и себя - вряд ли. По крайней мере не до конца.
В официальной советской мифологии, широко распространенной и по сей день, в 1945 году советские войска принесли в Европу «освобождение», и, тем самым, сослужили ей огромную службу. «Но почему же прибалты и восточные европейцы так неблагодарны?» -спрашивают сегодня с удивлением. «Почему снимают они с пьедесталов советские танки, разрушают памятники «воинам-освободителям»»?
Давайте, однако, будем честны с собой и другими.
Самообман вреден, а попытки обмана окружающих еще и глупы и контрпродуктивны, особенно когда «окружающие» видят этот обман, и прекрасно понимают, что за ним стоит.
За чем же шли наши отцы и деды в Европу? Хотели ли они «освободить ее»? Что вообще такое «освобождение»?
До июня 1941 года нашим дедам было абсолютно плевать на Европу. Никто не беспокоился о судьбе французов или голландцев, когда их страны оказались под немецкой пятой. Никто не спешил освобождать поляков. Наоборот - начата была агрессивная кампания против той же Польши, против Прибалтики и Финляндии.
Ни у кого не возникнет сомнения, что, когда немецкие войска перешли границу СССР в июне 1941 года, они ВТОРГЛИСЬ, и это была агрессия и попытка порабощения. В 1944-1945 году эта территория, территория СССР, была ОСВОБОЖДЕНА; впрочем, и тут с некоторым исключением - ситуация с Прибалтикой не столь однозначна. Незадолго до этого Прибалтика была насильственно присоединена, причем присоединена под ложными предлогами, мошеннически.
Прибалтам вначале соврали, что введут туда войска лишь ради «безопасности СССР», и на их независимость покушаться не собираются. Позднее, однако, получив возможность безнаказанного произвола, советы устранили независимость прибалтийских государств, а их руководство цинично арестовали и отправили в советские лагеря. Не знаю, как вам, мне стыдно за это. И без разницы, что там СССР «построил» после присоединения - насилие нельзя оправдать тем, что насильник потом купил жертве платье, или научил ее танцевать. Насилию вообще нет оправдания.
Нельзя сказать, чтобы немцы были чем-то лучше советов, и надо признать, что их собственная оккупация в 1941 году ничуть не восстановила, а скорее еще более сократила независимость прибалтийских государств. Тем не менее и события 1945 года не стали для прибалтов «освобождением» - хрен редьки не слаще.
Что же касается Восточной Европы, то и здесь реальность далека от пропагандистских штампов. Никто не ставил своей целью «освобождать» Польшу или Чехословакию. Никто не мечтал дать свободу венграм или румынам. Тем более не собирались «освободить» немцев или финнов. Цель была проста: разгромить Германию и обеспечить безопасность советского режима. Не России, не даже СССР, а именно коммунистического режима. С этой целью советские солдаты отдавали свои жизни.
Волновала ли кого-то судьба поляков или финнов? Нет, ничуть. Все определили стратегические соображения: поляков «освободили», а финнов нет, и произошло это благодаря их географической расположенности: поляки оказались на пути к Берлину, а финны лежали в стороне, и тратить на них силы показалось излишним. Кроме того, и в 1939 году финны показали себя твердым противником, отстояли свою независимость, утратив, однако, часть территории. В 1945 году эту территорию, уже безо всякого оправдания (никакой угрозы со стороны Финляндии после 1945 года быть не могло, да и ее сделали нейтральной) все-таки снова отобрали, но не смогли (желание-то было!) отнять всю остальную финскую независимость.
И эти гнилые яблоки приносят свои плоды и сегодня: ни для кого не секрет, как относятся к россиянам прибалты и восточные европейцы, как «любят» русских финны. И отношение это - результат политики советского режима в 1939-1985 годах. Политики, которую попытался изменить только Михаил Горбачев, но вся возможная выгода от его действий совершенно утрачена в результате всего, что было сказано и сделано после этого. В результате болтовни о «предательстве» Горбачева, о «неблагодарности» восточных стран за «советские благодеяния». Нет ничего глупее, чем поработить кого-то, потом отпустить на волю, и тут же начать в этом каяться и рассказывать, как его «не следовало выпускать», и выпустили «по ошибке». Если до 1989 года нас ненавидели за порабощение, но ничего не могли с этим сделать, то после этого стали не только ненавидеть, но и демонстрировать свою ненависть.
Отсюда теперь и запрет на въезд в Прибалтику, и отношения с Польшей, и все остальные последствия, корень которых даже не в украинских событиях, которые стали катализатором, а в том ОТНОШЕНИИ к этим странам, которое продолжалось с конца 80-х.
Меж тем нам следовало не просто признать, что в отношении этих стран была совершена несправедливость, но и решительно от нее ОТМЕЖЕВАТЬСЯ. Признать преступность сталинского режима. Признать преступность присоединения Прибалтики. Еле-еле согласились взять ответственность за Катынь, да и то с камнем за пазухой, полунегласно, тайно и с оговорками. А меж тем следовало не просто покаяться, но и найти и наказать оставшихся в живых виновных! Тех, кто угнетал прибалтов. Тех, кто расстреливал поляков. Многие из них были еще живы в начале 90-х, да и сейчас, возможно, некоторые еще живы.
Но россияне не отмежевались от преступлений советского режима. Более того, они продолжают оправдание этих преступлений, и с лицемерной циничностью упрекают прибалтов и восточных европейцев в том, что те снимают с пьедесталов ненавистные им танки поработителей! Что не хотят признать свое порабощение за «освобождение»!
Грехи отцов падают на головы детей, и если от них не избавиться, они так и будут лежать на нас свинцовым грузом. У россиян был шанс искупить свою вину, отмежеваться от советских фокусов, и от ядовитой идеологии, которая за ними стояла. НО, видимо, эта идеология не была им навязана. Видимо, это - в крови самих русских людей. Во всяком случае, это часть той культуры и мировоззрения, которые все еще прославляют многие сегодняшние россияне.
Освобождение других надо начинать с освобождения себя. Если сам ты раб, то и результатом твоих деяний может стать только рабство.
Я занимался этой темой в Оксфорде, и это все было изложено здесь, в ЖЖ, вот ссылки:
Порабощение («Советизация») Прибалтики:
https://ja-va.livejournal.com/191104.htmlПорабощение («Советизация») Восточной Европы:
https://ja-va.livejournal.com/191494.html В заключение - цитата из Солженицына:
«Нашему поколению не избежать заплатить за ошибки старших.
Топнуть ногой и крикнуть "моё!" - самый простой путь. Неизмеримо трудней произнести: "кто хочет жить - живите!" Как ни удивительно, но не сбылись предсказания Передового Учения, что национализм увядает. В век атома и кибернетики он почему-то расцвёл. И подходит время нам, нравится или не нравится, - платить по всем векселям о самоопределении, о независимости, - самим платить, а не ждать, что будут нас жечь на кострах, в реках топить и обезглавливать. Великая ли мы нация, мы должны доказать не огромностью территории, не числом подопечных народов, - но величием поступков. И глубиною вспашки того, что нам останется за вычетом земель, которые жить с нами не захотят.
С Украиной будет чрезвычайно больно. Но надо знать их общий накал сейчас. Раз не уладилось за века - значит, выпало проявить благоразумие нам. Мы обязаны отдать решение им самим - федералистам или сепаратистам, кто у них кого убедит. Не уступить - безумие и жестокость. И чем мягче, чем терпимее, чем разъяснительнее мы будем сейчас, тем больше надежды восстановить единство в будущем.»
АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ, часть Пятая, глава 2, (Написано в 1968-м, опубликовано в 1974-м)