О Боге и Человеке

Mar 22, 2016 13:36

У меня с Диаконом Андреем возник достаточно интересный и принципиальный спор на тему того, можно или нельзя ставить Бога выше людей? Причиной тому послужило высказывание Патриарха Кирилла, который «призвал защитить православие от «глобальной ереси человекопоклонничества»».

Диакон Андрей придерживается следующего мнения: Бог стоит, цитата, «перед семьёй, ребёнком и родителями. Об этом Спаситель прямо сказал в Евангелии, и толкования на эту тему очень понятны». Мне кажется, что это крайне сомнительная и опасная стезя. Как я заметил там же в комментарии, во всем хороша мера. Из человека не следует делать идола, так же, как идола не следует делать из Бога. Идолов вообще лучше не делать. Дело в том, что если "Бог превыше всего", то кто говорит за Бога? Что если дьявол? В Библии, при наличии желания и воображения, можно найти "очень понятные" оправдания чему угодно. Вот, например, знаменитый эпизод с Авраамом, хорошо разобранный в свое время Кьеркегором. Напомню, что там произошло:

Согласно библейскому рассказу (Быт. 22:1-19), Бог призвал Авраама принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор». Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. Придя на место, Авраам «устроил жертвенник», связал Исаака, «положил его на жертвенник поверх дров» и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь), когда ангел воззвал к нему с неба:

Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. (Быт. 22:11-12)

Далее вместо Исаака в жертву был принесён баран, а Господь поклялся:

благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
(Быт. 22:16-18)

Это все очень замечательно. Вот, говорит Кьеркегор, настоящая вера. Вера, до которой мало кто из нас может подняться. Бог сказал Аврааму - «принеси сына в жертву», и Авраам, не раздумывая, взял сына и готов был принести в жертву. Бог «отменил» распоряжение, и заменил сына на барана, и все стало еще лучше.

А если бы не стало? Где, в самом деле, критерий, по которому мы можем определить, говорит ли с нами Бог, или дьявол? Было бы легко, если бы история исходила не из Библии - мы могли бы сказать, что «Бог никогда такого не прикажет, а если приказывает, значит это не Бог». Увы. История описана в Библии, и нигде, ни в одном месте нет и намека на то, что вместо Бога с Авраамом беседовал кто-то другой. Все очень однозначно - Бог приказал, Бог отменил. Авраам только подчинялся.

И история эта далеко не настолько абстрактна, как это может показаться, ибо прямо сейчас, прямо рядом с нами происходят подобные же вещи. Причем порой буквально. Взять, хотя бы, эту несчастную женщину - домработницу из Москвы, которая убила ребенка именно потому, что, по ее словам, ей «приказал это сделать Аллах», то есть - Бог. Мы с вами, конечно, знаем, что никакой не «Аллах» ей приказал, а просто несчастная помутилась рассудком. Но знаем ли мы? В чем тут отличие с Авраамом? В том, что Авраам описан в Библии, а женщина жила рядом с нами, на улицах Москвы?

В конечном итоге проблема в том, что никаких четких и ясных критериев, которые помогли бы определить исходящее «от Бога» у нас нет. Мы можем верить, но наша вера может обмануть нас. Часто при этом наша вера и наш обман не более, чем результат работы других людей, которым выгодно и то, и другое. Не то, чтобы вера не нужна, но нужно иметь ввиду, что вера не должна затмевать нам разум.

И вот здесь и лежит проблема ислама, и других подобных религий, где именно Бог (Аллах) имеет приоритет, а все остальное не важно. Ибо ислам говорит словами пророка - слушай только Аллаха, он всегда прав, если он говорит тебе убить - убей; если говорит изнасиловать - изнасилуй. Христианство в значительной степени отошло именно от этой интерпретации Бога, которая, кстати, очень сильна и в иудаизме. Однако, как мы знаем, при желании и христиане способны найти в Евангелии оправдания чему угодно.

На мой взгляд очевидно, что всем нам необходимо помнить, что в жизни мы имеем дело не с богами, а с конкретными людьми, и потому, хотя делать идола из «человека» тоже может быть опасно, но в вопросах повседневных интересы конкретного человека, интересы общества в целом, должны, все же, иметь для нас приоритет, и ориентироваться нам необходимо именно на них. Ибо ближе всего к Богу нас делает только любовь к конкретным, живым людям, а не к пустым идеалам, порождённым, зачастую, нашим собственным воображением. А иначе мы так и будем отрубать друг другу головы, оправдывая это очередным «распоряжением свыше».

религия, философия

Previous post Next post
Up