Контроль над личностью в условиях либеральной модели - часть II: технология в действии

Jun 12, 2014 21:01

В последние 25 лет то изменения, о которых речь шла в прошлый раз, можно было наблюдать в странах Восточной Европы. После коллапса социалистической системы как в общественной, так и в частной сферах этих стран начались процессы, цель которых заключалась в изменении человеческой личности, и создании нового типа людей, которых Фуко называет homo economicus, или человек, для которого индивидуализированное понятие экономического интереса фетишизированно как "незаменимый и неделимый" социальный элемент до такой степени, что он вытесняет все другие соревнующиеся с ним концепции составляющие понятие субъекта-гражданина.

Ключевым при создании homo economicus является элемент предсказуемости. Экономически оправданное поведение - это поведение, систематически отвечающее на изменения переменных среды, или по словам Беккера, "принимающее реальность", и следовательно релевантное экономическому анализу (Фуко, с.337) Отличительной чертой его является рациональное поведение, или "любое поведение, чувствительное к изменениям переменных среды и отвечающее на него не случайным образом, но систематически"; экономика, таким образом, определяется как "наука о систематичности реакций на переменные среды." (там же). Практический интерес, который можно извлечь таким образом из распространения экономически оправданного поведения на как можно большее количество областей заключается в возможности включить в экономику целый ряд техник, которые известны и популярны сегодня в США и которые называются "поведенческими техниками".

Homo economicus, говорит Фуко -

"это субъект или объект laissez-faire. Во всяком случае, это партнер правительства, чье правило - laissez-faire. Так что в том определении Беккера, которое я вам привел, homo oeconomicus, то есть тот, кто принимает реальность или тот, кто систематически реагирует на изменения переменных среды, этот homo oeconomicus выступает как удобоуправляемый, как тот, кто систематически реагирует на искусственно вносимые в среду систематические изменения.
Homo economicus - это тот, кто в высшей степени управляем. Неприкосновенный партнер laissez-faire, homo economicus выступает теперь как коррелятив руководства, воздействующего на среду и систематически изменяющего переменные среды."

(с.338)

Пример изменения человеческой личности дан Елизаветой Данн в ее книге "Приватизируя Польшу: Детское питание, большой бизнес и новый подход к труду" (Elizabeth Dunn. Privatizing Poland: Baby food, big business and the re-making of labour. Ithaca: Cornell University Press, 2004), о которой я упомянул уже в прошлый раз. В этой работе Данн рассматривает ситуацию на польском предприятии, которое во времена социализма принадлежало государству, а после прихода в Польшу капиталистической экономики стало собственностью американской компании Гербер, - фирме под названием Алима. Надо сказать, что Данн - американский антрополог - провела очень серьезное исследование - она фактически сама "внедрилась" в жизнь фирмы, проработав на разных позициях длительное время, пообщавшись и неформально, и формально, в виде интервью, с самыми разными категориями работников, от низовых до руководителей производства и глав компании. Материалы, полученные таким образом - уникальны.

Среди различных аспектов, подробно разобранных в книге, Данн, например, обращает свое внимание на новый процесс т.н. "полного контроля за качеством", или TQM - Total Quality Management, привнесенный на Алиму, и один из его элементов, - статистический контроль процессов. Важнейший результат внедрения "полного контроля" - это идея, что продукт нужно рассматривать не как "нечто произведенное фирмой", за качеством чего необходимо следить, а как результат процесса, который, в свою очередь, может быть разобран на повторяемые, измеряемые фрагменты, заключенные в статистических данных, а также проанализирован с целью объяснения и исправления дефектов, и изменен с целью своего улучшения (указ. соч. с.99). Проведение подобного анализа на регулярной основе позволяет выявить отношение между продуктом и процессом на разных стадиях производства, и, таким образом, создает условия для изменения продукта; изменение процесса изменяет продукт. Дополнительный результат заключается в возможности постоянного контроля процесса со стороны менеджмента. Процесс считается "контролируемым" когда "он протекает стабильно, согласно четко расписанным ступеням из которых состоит, и 'вышедшим из под контроля' если протекает нерегулярно или с перебоями" (Данн,указ. соч. с.100). Данн заключает, что смысл процесса т.н. "полного контроля за качеством", или TQM, не только в контроле за машинами, но и в контроле за персоналом. По ее мнению, то, что имеет место это замена постоянного визуального наблюдения со стороны менеджмента бумажными отчетами, делающими работника подотчетным за каждую минуту своего нахождения на рабочем месте и за то, какой именно продукт, и в какой период времени он производит (с.101).

Другой важный элемент "контроля за качеством" заключается в создании власти над потребителем. Данн приводит пример польской рекламы продуктов фирмы Гербер для младенцев:

My widzimy roznice - Мы видим разницу!

На рекламе изображены две морковки, с виду одинаковых.

Возле морковки слева написано:

"Эта здоровая на вид морковка могла быть выращена на любой ферме. Никто не следил за процессом ее роста. Никто не проверял, в здоровой ли среде она росла. Если дать эту морковку специалисту, он может обнаружить, что, несмотря на привлекательный вид, она не безопасна для здоровья ребенка. Если вы приготавливаете детское питание сами, то вероятно подвергаете ребенка опасности, включая в него вот этот самый фрукт"

Возле моркови справа написано:

"Эта прекрасная морковка вкусна и здорова. Ферма, где она выросла, тщательно подобрана и проверена. Специально распланированная система сельскохозяйственного производства находилась под постоянным контролем. Эта морковка прошла через лабораторные испытания с целью проверки наличия питательных веществ, а ее здоровые качества были проверены на соответствие высочайшим стандартам. Именно по этой причине Гербер использует только такие фрукты и овощи при производстве своих продуктов."

Текст в центре рекламы гласит:
"Более, чем на протяжении шестидесяти лет мы проводили исследования на предмет выявления правильного питания для младенцев и детей. За нашими плечами знание и опыт, как в выборе исходных материалов , так и создании здоровых, полноценных и вкусных вариантов питания для самых маленьких детей. Мы неустанно трудимся над обеспечением здорового начала жизни для каждого ребенка, который выберет Гербер. Богатый выбор продуктов, идеально подходящих, чтобы удовлетворить нужны каждого малыша на любой стадии развития - лучшая забота о здоровье ваших детей. Гербер. Эксперт в детском питании.
(маленький шрифт - "Каждый продукт фирмы Гербер сертифицирован Главным Врачом и Институтом Матери и Ребенка")

(с. 102)

Гербер фактически выступает в этой рекламе как эксперт, знающий, чем мать должна кормить своего ребенка лучше, чем сама мать - у Гербера имеется 60 лет опыта в этой области, на его стороне технологии, в то время как мать не имеет такого преимущества. Мать куда более вероятно принесет вред ребенку, чем Гербер. Матери, не пользующиеся услугами фирмы Гербер постоянно подвергают своих детей опасности! Гербер, таким образом, приписывает себе научный авторитет, базирующийся на процессе "контроля за качеством", и пытается заместить авторитет материнский.

Тем не менее, несмотря на все попытки нового менеджмента внедрить новоявленные ценности в среду работников и потребителей, элементы старой системы продолжают существовать и находят пути внедрения в мир "контролируемого процесса". Данн приводит пример новой системы оценки работников, целью которой является якобы "независимый" подход к определению вознаграждения базируясь на "оплачиваемых факторах", или абстрактных элементах не только одного какого-либо вида работ, но всех вариантов деятельности внутри организации (с. 105). Эти факторы оцениваются по отдельности, и каждому из них дается определённое количество баллов по категориям "профессиональные навыки", "ответственность", "качество" и "условия работы", и по отдельным дополнительным подкатегориям и под-подкатегориям внутри каждой категории. Система создана с целью предоставить то, что считается "объективным" и "научным" способом определения размера компенсации работников. Однако под покрывалом "научности" и "рациональности" скрыта сугубо субъективная система, устанавливающая строго определенную структуру властного взаимоотношения, целью которой является создание и определение категорий одних людей по отношению к другим. Целью в данном случае является организация, репродукция и конкретизация созданных после приватизации фирмы иерархий, базирующихся на положении отдельных лиц внутри компании.
Тем не менее, во многом, по наблюдению Данн, система не работала так, как была задумана. В реальной жизни личные связи между людьми продолжали существовать, и, как результат, наличие этих связей часто саботировало и видоизменяло то, что должно было их уничтожить. Так, одна из целей процесса оценочной оплаты "по заслугам" состояла, согласно Данн, в устранении "ревности" или "неприязни" среди работников, и к подрыву системы т.к. "связей", или "блата" (польский термин в книге ‘znajomosci’). Однако, пишет Данн,

"если судить по тому, насколько часто работники фирмы дарят друг другу различные подарки, наличие системы "блата" (‘znajomosci’) между ними никуда не пропало"

(ст. 121)

Данн приводит различные примеры ситуаций, в которых происходил обмен подарками и установление личных взаимоотношений между работниками и менеджерами компании, существенно влиявшие как на результаты "системы оценки", так и на продвижение по службе, наем, и увольнение с работы внутри фирмы. Она приходит к выводу, что, несмотря на отчаянные попытки новых начальников, фактически "блат", а не "объективные" оценки, продолжал является основным руководящим фактором работы компании (с. 123).

Если рассмотреть данный вывод с чисто экономической точки зрения, то попытки создать новый, западный стиль работы фирмы могут быть квалифицированы с положительной стороны, а сопротивление им и упорное нежелание элементов прошлого уходить со сцены - с отрицательной. Однако ознакомившись с большим количеством академических работ на тему приходится склониться к противоположному выводу. Основываясь на трудах Мишеля Фуко, Миллер и Роуз убедительно доказывают что перемены в основаниях личности, которые вызваны приходом рыночной экономики должны пониматься как отрицательные, а не положительные. Мак Ней в своей работе делает очень точно сформулированный вывод, когда говорит, что эти перемены прежде всего "скрыто изменяют и деполитизируют общеприятые понятия автономии личности", бросая таким образом вызов концепции сопротивления, свободы, и политической оппозиции (Lois McNay. Self as Enterprise. Dilemmas of Control and Resistance in Foucault’s The Birth of Biopolitics. Theory, Culture and Society, 2009, vol. 26(6), p. 62.)
Переворачивая понятия автономии личности с ног на голову, неолиберальная идеология видоизменяет ее и деполитизирует, делая сопротивление со стороны рабочих менее вероятным, если вообще возможным. Мак Ней также говорит о том, что "понятие личности все более пропускается через мощную, но достаточно гибкую 'матрицу потребления'", что приводит к коммодификации социального бытия (там же). В результате личная свобода сама используется как форма власти, что ведет к непрямому, опосредованному управлению социальными процессами в обществе. Как следствие наше понимание социальных отношений в обществе становится атомизированным, коллективные ценности разрушаются, межсубъективные связи с понятиями долга и заботы рвутся на всех уровнях общества. Мы, вероятно, живем лучше в материальном, экономическом смысле, но в то же время утрачиваем то, что составляет саму сущность человеческого бытия, превращая нас в своего рода "безжалостных машин производства прибыли", которые видят в детях не более, чем "инвестицию в будущее", а в супругах - "поставщика контрактных услуг" по принципу "секс за крышу над головой". Если рассмотреть проблему с этой точки зрения, то упорное нежелание элементов до-капиталистической жизни уходить со сцены может быть рассмотрено как момент, безусловно, положительный.

культурология, философия, политика, экзамены

Previous post Next post
Up