Может, лучше никакого современного искусства в Перми, чем - вот такое? Жанна Кадырова

Jan 25, 2011 10:52



Жанна Кадырова. Яблоко. Скульптура напротив Пермской краевой библиотеки. Фото: Etomoinik

Интересно все же. Такое ощущение, что Пермь работает как лакмусовая бумажка для раскрученных столицей художников. Здесь нет московской суеты, бесконечного множества разнообразных арт-шоу, перекрывающих друг-друга в "постмодернистском" хороводе, сливающем качественные и посредственные работы в одну кучу, делающих их практически неразличимыми. Столичный художник, приезжающий в Пермь, оказывается как на ладони, вызывая на себя все внимание около-культурной общественности. Здесь его как художника можно по-настоящему рассмотреть.

...Bопреки распространенному мнению, в Перми всего лишь год-два назад были по-настоящему смелые и думающие проекты. Либо уже реализуемые, либо готовые к "запуску". Среди наиболее известных - проекты, созданные пермским писателем и историком Алексеем Ивановым, а также фестиваль "фольклорного футуризма" Наташи Шостиной (это - действительно итересные вещи. Возможно, как-нибудь я расскажу и об этих людях и об их деятельности подробнее). В результате "конкуренции" (дружба с губернатором vs настоящая креативность и любовь к делу) все они почили в лету. Думаю, есть и другие примеры. Но это - те, с которыми я лично хорошо знакома.

...Хоровод бездумных выставок, фестивалей и лекций, начавшийся с "Русского бедного", недавно увенчался мощнейшим проектом музея ПЕРММ и Пермского центра развития дизайна. Нетленное произведение автора Жанны Кадыровой возведено в центре города, перед краевой библиотекой.

Я, пожалуй, воздержусь от его анализа, предоставив слово самому автору. Я расшифровала прямую речь, из видео-ролика но при этом в мою задачу не входило указание на плохо поставленную речь художницы. А прежде всего - на ее видение мира, на то, что стоит за этим произведением, и чем занята она как автор в своем творчестве. И действительно ли этот объект так важен, чтобы быть увековеченным в качестве городского памятника...

"Т.к. эта работа находится в публичном пространстве и это была одна из базовых точек, с которых начиналась работа над этим объектом.. обязательно вокруг будут лавочки... потому что для меня очень важно, что живой город, который для людей, должен быть наполнен не только хорошими кафе или магазинами, а местами, где люди могут просто присесть, отдохнуть, пообщаться.. общая территория. Что касается... здания библиотеки и этого объекта... библиотека - это общее... но вот это яблоко, которое вокруг себя соберет людей... и в котором заключен смысл... портерта современного города... даже я не буду говорить, что это Пермь... такие процессы разрушения памятников архитектуры и возведения на их фундаментах каких-то бизнес-центров мы можем наблюдать во всем мире. И в частности в этой скульптуре использовались стены здания, которому было 120 лет, его разрушили и какие-то еще разные фрагменты стен. Т.е... моя идея... (трактовки могут быть разные и я отношусь к трактовкам открыто...) была создать некий плод .. яблоко, не яблоко, могла быть и груша, но вот нечто цельное, отчего откусили кусок. Но вот какой-то кусок исторически важный вот... я очень рада, что в Перми происходят такие процессы удивительные, что здесь эта паблик арт-программа, это здорово, хотя понятно, что в мире это уже везде есть - в Европе, в Америке. Вот я как раз свое шоу подготовила по поводу знаковых объектов искусства, которые расположены в разных городах... Такой выход современного искусства к людям, на улицу - это очень здорово. Дать человеку подумать и... дальше у каждого могут быть на это свои реакции, объяснения .. В любом случае, в галерею ходят не все. А вот когда культура появляется на улице, это уже для всех ... ну - для города".

"...Образ живого надкусанного яблока встречался у всех в жизни... Мякоть - это наша история история... Порыжевшая мякоть - это не гниль, Это вечность. Яблоко превращается не в гнить. Оно просто засыхает". (это коллективное высказывание Кадыровой и быв. министра культуры Мильграмма)
--

Пара цитат из прессы:

Отметим, для скульптуры использовали кирпичи от зданий Перми начала 20 века. «Все это соответствует эстетике и концепции художника, - подчеркнул собеседник. Надкушенное яблоко - это город. В городе все чаще уничтожается старое. Для Жанны - это травма, реальность она увидела именно в образе яблока. Это не просто фрукт, а эстетика».

Место для размещения выбрано специально у главной библиотеки города, так как собрание книг является частью истории и вместе с яблоком образуют новый символичный ряд. Также символично и то, что яблоко надкушено. Это, как уточняют организаторы, превращает его из символического объекта в объект потребления и в напоминание о хрупкости мира.

Сама скульптура является частью масштабной паблик-арт программы, начатой Музеем современного искусства в 2010 году. Цель проекта - интеграция современного искусства в городскую среду и общественные пространства. Планируется, что в 2011 году программа охватит не только Пермь, но и другие города России.

permm, museums, russian art critics, russian artists

Previous post Next post
Up