"elle" - это не только дамский журнал ))

Oct 27, 2022 20:51

Ранее мы делились мнениями о фильмах Романа Полански ( в комментариях К...). Ну и опубликую я свой рассуждизм про одну из его относительно недавних картин, с коим (рассуждизмом) меня выгнали из форума кинопоиска.
Категорически предупреждаю: под катом - самый злостный и откровенный СПОЙЛЕР! ;))

Для большинства творческих людей процесс никак не менее значим, чем результат - а, возможно, что и более значим. Отсюда - опустошенность после завершения книги, или фильма, или рисунка. И еще есть боязнь чистого листа, боязнь начать ab ovo… Это - не считая социальных факторов, то бишь страха не оправдать чаяния издателей/продюсеров и читателей/зрителей, не удержать планку (или не поднять ее выше), страх самоповтора, страх перед заурядностью, и конкуренция, и внутрикорпоративные интриги.
По-видимому, таким творческим человеком, пусть и вовсе не гениальным, задумана Дельфина Дарьё (кстати, случайно или нет имя созвучно Дафне Дюмурье?..) - постаревшая, однако харАктерная Эмманюэль Сенье. Рискну предположить, что работает она в жанре современного «дамского романа» и востребована аудиторией читательниц скорее эмоциональных, нежели интеллектуальных гурманок (об этом свидетельствует групповой портрет ее поклонниц), которых привлекает необычность сюжета - необычность в том смысле, что сюжет концентрирует в себе «странности», страсти и «ужасти», в обыденной жизни рассыпанные мелкими пригоршнями. Дельфине, чья жизнь в общем и целом благополучна и насквозь обыденна, необходима встряска, резкое впечатление, даже боль, чтобы запустить маховик нового романа, чтобы начать марать свой очередной чистый лист. И коль действительность не обеспечивает Дельфину требуемым эмоциональным и психологическим накалом, не подгоняет услужливо сюжет и образы, их следует… выдумать.
Elle по-французски «она». У персонажа Евы Грин нет имени (раз произнесенное и больше не прозвучавшее «Элизабет» - чтобы сбить с толку нас по сю сторону экрана). Ее никто, кроме Дельфины, не видит, во всяком случае, не вступает с ней ни в какие контакты, даже мимолетные. День рождения, в который никто и никогда к ней не приходит. Весь скарб ее - кассеты, блокноты, флэшки, записки. Она носит такую же и ту же одежду, что и Дельфина (учитывая разность комплекции, не странно ли, что анорексичной Эль вдруг впору жакет и плащ крепко скроенной Дельфины?). В последних кадрах, забегу вперед, у обеих один и тот же макияж, прическа, стиль. Собственно, на основную мысль моей рецензии меня сперва навели одинаковые сапоги - камера на доли секунды задерживается на этой детали где-то в первой четверти фильма; намек сделан. «Биография» Эль изобилует роковыми совпадениями, загадками, драматическими до неправдоподобия деталями (нам же драматизм требуется, читательницы ждут!) Ключевое «признание» Эль касается придуманной подруги Кики; придуманной, но, тем не менее, «учинившей» пожар в доме Эль и ее отца. После этого суть и роль персонажа можно было считать уясненными. Впрочем, есть и третья подача. Вполне можно было ожидать, что в деревенском доме «коварная Эль» захлопнет-таки люк подвала и оставит Дельфину томится в подполе. Но, разумеется, следуя избранной психологической линии, Полански делает «орудием убийства» отраву для мышей. Штука неприятная, но, вопреки предрассудкам, не смертельная. Впрочем, не факт, что Дельфина яд приняла, симптомы ее болезни смахивают на психосоматические.
Таким образом Эль, ОНА - досужий вымысел, фантом, «придуманная подруга-врагиня» писательницы, разбавившая творческий застой, пресную повседневность и вытолкнувшая Дельфину на новый виток творчества. Соответственно, спрос с шаблонной до мозга костей Евы Грин не тот, что с актрисы, играющей живого человека, - демонизированный фантом и не может быть каким-то иным.

И еще замечание в строку. Сходство с фильмом «Мизери» есть, безусловно, однако чисто внешнее. Гораздо глубже, на мой взгляд, близость с фильмом Бергмана «Персона».

P.S. В фильме есть эпизод, когда Дельфина и ее друг Франсуа посещают выставку фотопортретов. Одна из работ - портрет немолодой женщины, похожей на саму писательницу. Как нам подсказывают, это обложка предыдущей книги Дельфины. С ним соседствует так наз. «флэшбек» - женщина с портрета швыряет с балкона белый ноутбук. Вкупе с «анонимными письмами» позволительно восстановить предшествующего «внутреннего демона» Дельфины, отличного по визуальному образу, но идентичного по сути.
#cinemaтическое

#cinemaтическое, cinemaтическое, я строг но справедлив, что в голову придет

Previous post Next post
Up