Сначала пошел Клинт Иствуд и спагетти-вестерны. И вестерны без спагетти. Иствуда я серьезно зауважал после маленькой роли в "Ведьмах": есть у меня такой предрассудок, что актер/актриса, не боящиеся играть в комических и сатирических фильмах, уже чего-то стоят. И по просмотру нескольких иствудовских лент я едва ли не заподозрил его в сочувствии красным ) Потом как-то случились "Пираты Карибского моря", все пять подряд; трилогия Саймона Пегга со товарищи (причем "Hot Fuzz" показался наиболее забавным, "Shaun of the Dead" - наиболее очевидным, а "The World's End" - наиболее неожиданным благодаря финальной сцене); Тим Бертон в трех или четырех, уже забыл, картинах; а давеча, пересмотрев "Бал вампиров", подумал, а не посмотреть ли того самого "Ребенка Розмари"?..
Сюжет мне был известен c достопамятных времен в пересказе книжки одной знакомой. Не прошло и n лет, как я вздумал посмотреть, что ж такого сделал с этим сюжетом Полански.
Во-первых, и это очень заметно, многие из использованных приемов он перенес в "Жильца". "Жилец", однако, действительно воспринимается отчасти мистическим, и повышение градуса напряженности происходит по экспоненциальной кривой. В "Розмари" ничего мистического и жуткого нет, а страшна в нем обыденная людская подлость. Если я правильно помню, Нью-Йорк - место действия фильма - называли на рубеже 19-20 веков Городом Желтого Дьявола (Розмари, кстати, противопоставлена ему как женщина с деревенскими корнями, о чем она сообщает Минни в одном из диалогов), золота-капитала-чистогана, то бишь. И в этом смысле основную тему раскрывает муж заглавной героини. Во-вторых, хотя Полански наверняка ничего такого не имел в виду и даже напротив, фильм получился наглядным пособием для феминистского просвещения. Сами судите. Розмари, у которой ничего нет - ни профессии, ни интересов, ни собственного круга общения, ни, кажется, собственного мнения, - классическая домохозяйка среднего класса 60-х, всецело зависимая от милости своего "господина", сексуальная игрушка (на уровне Норы из "Кукольного дома" товарища Ибсена или того ниже), инкубатор для вынашивания детей. То, что с ней обходятся во время ее беременности как со слабоумной, - это тоже классика. Увы, классика из реальности.
С точки зрения сценария и режиссуры материал слабее, чем мог бы быть. Совершенно излишняя сцена с "дьяволом", для сюжета она ничего не дает, только портит интригу. Бомгарту, актеру, на которого вдруг напала слепота и роль которого в итоге получил муж Розмари, и Хатчу вместо комы следовало "устроить" автокатастрофу. Лишней является и персонажка Терри, свести знакомство между соседями можно было и без ее падения из окна. Тогда логика была бы цельной и стройной. Есть группа людей, обеспеченных и вроде как социально состоявшихся, но жадных до власти хотя бы над отдельными маленькими людьми и обособляющихся вроде как "элита" на основе оккультных практик. Допустим даже, часть из них искренне принимают желаемое за действительное и мнят себя причастными к "высшим силам". Допустим даже, тут своего рода коллективное помешательство на почве эзотерики и оккультизма, прецеденты бывали. Обставив "мистически" насилие усыпленной наркотиком Розмари ее мужем, эти люди ожидают сверхчуда от будущего ребенка. И, приложив определенные усилия, то есть отняв дитя у матери и воспитав в избранном/заданном направлении, из него вполне можно сделать маньяка-людоеда-убийцу и т.д., какое угодно асоциальное существо. Правильный режиссерский ход - ребенка нам, зрителям, не показывают, мы видим только ужас Розмари. И потом видим ее внезапно пришедшую нравственную зрелость: чему она улыбается, глядя в колыбель? мысли о том, что сможет материнской любовью создать из этого плачущего кусочка плоти обычного, но Человека? Может быть.
Ну вот, а потом я включил Джармуша "Dead man" ))
#cinemaтическое