Италия-9, день 3, часть 2: Casa degli Omenoni

Apr 27, 2019 16:02

Будучи в районе музея Польди-Пеццоли, глупо не пройти 300 метров и не взглянуть на одну из самых разрекламированных и при этом самых странных достопримечательностей Милана - палаццо Леони-Кальки, в просторечье именуемый "дом со здоровенными мужиками ("uominoni", на местном диалекте "omenoni", Casa degli Omenoni, wiki). Занятно, что Кальки - это фамилия владельцев дворца (в Италии даже такие небольшие домики часто называют "дворцами", тут главное - статус владельца), а предшествующая ей Леони - фамилия скульпторов, отца Леоне и сына Помпео, знаменитых коллекционеров, которые, собственно, в 1565 г. и придумали декор.
Вот что пишет об этом Вазари:
"И вот этот же Леоне, дабы показать величие своего духа, прекрасный талант, полученный им от природы, и благорасположение к нему судьбы, украсил, не пожалев больших денег, великолепнейшей архитектурой домик в округе Морони, настолько изобилующий всякими смелыми находками, что другого такого и во всем Милане, пожалуй, не найти. В членениях фасада над пилястрами можно видеть шесть фигур, изображающих скованных пленников, размером в шесть локтей каждая и целиком сделанных из живого камня. Между ними в нескольких нишах, подражающих античным, расположены небольшие гермы, окна и карнизы, совсем непохожие на обычные и очень изящные, а все нижние части с отменной стройностью отвечают верхним, фризы же целиком состоят из разных инструментов, относящихся к искусству рисунка. Из главного входа через коридор попадаешь во двор, посреди которого на четырех колоннах стоит конная статуя Марка Аврелия, отлитая из гипса с оригинала, находящегося на Капитолии. Ради этой статуи Леоне и пожелал посвятить свой дом Марку Аврелию, что же касается пленников, то эта его причуда разными людьми толкуется по-разному. Помимо же этой конной статуи в его красивом и удобнейшем жилище имеются, как уже говорилось в другом месте, гипсовые слепки со всех современных и древних прославленных скульптур из мрамора или бронзы, какие он только смог раздобыть".



Отчасти похвала объясняется просто: Леони был аретинцем, а все мы прекрасно знаем, сколько бездарных земляков пропихнул Вазари на страницы своих "Жизнеописаний". Леони, конечно, не бездарность, но, честно говоря, осмысленность этих мужиков стремится к нулю. Это не атланты-теламоны, потому что они ничего не держат. А гермы и вовсе давно исчезли.



С другой стороны, это не статуи времен готики и Возрождения, прячущиеся в нишах, но и не вынесенные на балюстраду статуи барокко. В общем, не очень понятно.



Зато что понятно абсолютно точно, так это необходимость наличия над такими необычными статуями карниза, поскольку в противном случае их просто смоет - если не после первого же дождя, но через год-другой (напомню, водосточных труб тогда еще не придумали). И карниз имеется - мощный, монументальный, с консолями и символами Леони - львами.



Правда, похоже, львов Леони видели только на собственном гербе и несколько промахнулись с пропорциями. Что означает колесо, я тоже сказать не могу: может, некий символ идеальности?



А в центральной части карниза львов даже двое (как мы помним, отец и сын). Причем они терзают аллегорическую фигуру сатира, названную "Клеветой". Т.е., похоже, достойные скульпторы своей работой дают ответ на клевету...



...вцепившись ей в правую руку (как до сих пор учат служебных собак)...



...и... В общем, берегитесь, клеветники!



На этом заканчивается миланская и старо-историческая часть дня, поскольку нас еще ждала новая история в ближайшем Подмиланье.

продолжение следует

italia, milano

Previous post Next post
Up