К этой статье, которую я не так давно постила, есть интересная аудиозапись:
http://www.bbc.co.uk/russian/multimedia/2013/10/131012_kan_assange_movie_audio.shtml?bw=bbВ ней можно услышать как отрывки из фильма, так и интервью с Камбербэтчем с закадровым переводом. Информация та же, что и в статье, но рассказано более подробно.
(найдено
klavdiaivanovna)
(х) Пятая власть: Wikileaks и Джулиан Ассанж на киноэкране
"Два человека и тайна - начало любого заговора и любой коррупции. Чем дальше, тем больше они обрастают тайнами, обманами и ложью. Но если найти человека с совестью и моралью, человека, готового раскрыть все эти тайны, то человек этот сможет свергнуть самый деспотичный режим.
Есть, однако, проблема - потенциальные разоблачители боятся наказания и потому боятся говорить. А что если устранить этот страх? В новой технологии содержится ключ к новой форме социальной справедливости. Она настроена так, что даже я не знаю имена наших источников. А если имя разоблачителя огласке не подлежит, то ему нечего бояться. Оскар Уайльд однажды сказал: "Дайте человеку маску, и он скажет вам правду".
Эти похожие на манифест слова принадлежат основателю Wikileaks Джулиану Ассанжу - не столько живому человеку, сколько экранному персонажу, главному герою фильма "Пятая власть". Языком остросюжетного политического триллера, способного на протяжении двух часов неотрывно приковывать к себе внимание, фильм рассказывает и об Ассанже, и об истории Wikileaks, и политическом контексте, в котором разворачивалась и продолжает разворачиваться эта история.
Не рано ли?
Сам Ассанж, как известно, по-прежнему скрывается в здании посольства Эквадора в Лондоне; основной информатор Wikileaks Брэдли Мэннинг только-только осужден американским судом; Эдвард Сноуден подлил немало масла в огонь разгорающихся вокруг разоблачителей страстей и сам пока еще прячется где-то на просторах России. Ни фактические, ни уж тем более оценочные точки над "i" во всей этой истории пока далеко еще не расставлены. Не рано ли кинематографисты взялись за ее экранную, к тому же не документальную, а художественную интерпретацию?
"Действительно, может быть, и рановато, - соглашается известный британский кинокритик, обозреватель газеты Guardian Питер Брэдшоу. - Я помню ожесточенные дискуссии вокруг фильма Пола Гринграсса "Потерянный рейс", который вышел в 2006 году, спустя всего пять лет после событий 11 сентября 2001 года. Если проводить эту аналогию, то тут мы прямо в гуще событий - самолет врезался в первую башню, вторая еще стоит невредимой, а у нас уже и фильм готов. Незавершенность ситуации - источник определенного дискомфорта и для зрителей, и, как мне кажется, для авторов фильма. Их собственная позиция по отношению к Ассанжу так и остается до конца не проясненной. И эти нерешительность, уклончивость - главный недостаток фильма".
"Обычно байопик снимают, когда жизнь и карьера его главного героя если не завершились, то, по крайней мере, в них наступила логическая ясность, и в обществе достигнут определенный консенсус мнений и оценок. С Джулианом Ассанжем все совершенно иначе. Мы еще в середине разворачивающейся истории".
Питер Брэдшоу, кинокритик газеты Guardian
Политика и этика
Один из ключевых эпизодов фильма - ожесточенный спор между Джулианом Ассанжем и его ближайшим соратником по Wikileaks Даниэлем Дамшайт-Бергом, которого прекрасно играет немецкий актер Даниэль Брюль.
- Нам нужно отложить публикацию. За четыре дня мы никак не справимся.
- 14 страниц в Guardian! 12 страниц в New York Times! Это больше чем все наши предыдущие публикации вместе взятые! Мы выигрываем информационную войну, и ты хочешь выбросить все это насмарку только из-за того, что какие-то источники американского правительства окажутся под угрозой?!
- Но это живые люди, Джулиан! И на кону стоят их жизни!
- А что тогда делать с жизнями солдат и мирных людей, вовлеченных в эти конфликты?! Что делать с гибелью гражданского населения? Мир обязан все это знать! В следующий раз, когда тебе захочется прочесть мне лекцию о нашей организации, вспомни сначала, почему я ее создал, и почему взял тебя на работу, чтобы мне помогать.
- Вот как? Забавно! Что-то я не помню, как ты брал меня на работу. Не помню, чтобы я подписывал контракт или получал зарплату. Пожалуй, мне нужно было понять, как только мы познакомились, что никакой организации на самом деле нет. Есть только ты, со своим безмерно раздутым самомнением и бесконечным враньем, которого ты совершенно не стесняешься, чтобы добиться своей цели!
Некогда соратник Ассанжа Даниэль Дамшайт-Берг
(актер Даниэль Брюль) обвинил своего бывшего
партнера в мании величия и бесконечном вранье
Исполнитель главной роли Бенедикт Камбербэтч прекрасно осознавал политическую и, главное, нравственную двойственность своего персонажа.
"Проблем с этой ролью было множество, и одна из главных - чисто этическая, - рассказывает актер. - Поэтому мне было важно, чтобы фильм получился объемным, многомерным, показал бы и то, чем жертвовал сам Ассанж, и то, что он требовал от мира. Имеет ли он право предъявлять подобные требования? Нравственно ли, морально ли, правильно ли с его стороны становиться на такую позицию? Да, для сохранения демократии нам нужна подотчетность правительства и правительственных служб, нужна Wikileaks с ее разоблачениями преступлений, коррупции и злоупотреблений. Но как распоряжаться полученной информацией? И не ударит ли она рикошетом и по тем людям, которые к этим преступлениям совершенно непричастны".
Джулиан Ассанж против
Авторы фильма пытались связаться с Джулианом Ассанжем, который на протяжении длительного времени попросту игнорировал все их просьбы. Бенедикт Камбербэтч рассказывает:
"Он категорически отказался с нами сотрудничать, более того, он настойчиво просил и меня отказаться от этой роли. Именно в этом был смысл его огромного письма, которое я получил буквально накануне начала съемок и в котором он самым подробным образом приводил аргументы в защиту того, почему, по его мнению, я должен был это сделать. Я ответил ему - так же длинно, так же подробно и так же страстно - объясняя, почему, как мне казалось, он не прав, почему я считаю, что мир должен узнать эту историю в максимальных подробностях. Я писал ему, что понимаю его опасения предстать на экране в искаженном виде. Но я также писал, что мы делаем не документальный фильм, что речь не идет о свидетельских показаниях, которые могут быть представлены в суде против него, что это всего лишь художественная интерпретация событий, которая никоим образом не может ему навредить. Наша работа - всего лишь кинофильм, и судить его нужно как кинофильм".
"Конечно же, он никогда не выступит в поддержку этого фильма, - продолжает актер. - Он чистый идеалист, для него это высокая миссия - как в жизни, так и у нас в фильме. Взгляните на него сейчас - он взаперти, по сути дела в заключении в посольстве Эквадора здесь в Лондоне. Я только надеюсь, что он, быть может, тайком посмотрит наш фильм и решит, что он все же не так плох, как это поначалу ему казалось".
Сам Джулиан Ассанж отреагировал на фильм очень кратко, попытавшись отделить Бенедикта Камбербэтча от остальных авторов фильма:
"Камбербэтч говорит, что он должен был следовать режиссерским указаниям, которые предписывали ему сделать из меня социопата с манией величия. Таковы были направленные ему из США указания. И реакция у него была совершенно нормальная, человеческая: "Что это за чушь? Я этого играть не буду". И он пытался по мере сил этому противостоять".
Ассанж сам сделал свой выбор
Правомерно ли - с моральной, нравственной точки зрения - браться за киноизображение человека, невзирая на категорические протесты и возражения от него самого? Кинокритик Питер Брэдшоу убежден, что Ассанж сам сделал свой выбор еще тогда, когда основал Wikileaks:
"Джулиан Ассанж сделал смыслом своей жизни именно защиту свободы слова, свободный доступ к информации. И вот фильм делают о нем, фильм, по моему мнению, относящийся к нему предвзято, как и недавняя документальная лента о нем режиссера Алекса Гибни. Авторы фильма далеко не в полной мере отдают должное невероятным заслугам Ассанжа и его организации на ниве журналистики. Но если уж Ассанж во главу угла своей деятельности вынес эту самую свободу слова, то с его стороны крайне непоследовательно выступать против возможности сделать о нем фильм".
А где же секс?
Но, становясь на такую, как выразился Питер Брэдшоу, предвзятую, предубежденную позицию по отношению к своему герою, не подрывают ли авторы фильма таким образом и правомерность того дела, которому он отдает свою жизнь?
"В первую очередь они подрывают свое собственное дело. Волнуют их в первую очередь и больше всего обвинения в сексуальных преступлениях, которые предъявлены Ассанжу в Швеции. И проблема фильма в том, что он уходит от этой темы. Главное в фильме - то, чего там нет, именно вот это умолчание, эта тема, которой они мельком, вскользь касаются лишь в самом конце. Причина двойственного неопределенного отношения многих людей к Джулиану Ассанжу состоит в том, что он может быть виновен в страшном преступлении - изнасиловании. Да, конечно, многие убеждены, что эти обвинения - не что иное, как заговор ЦРУ с целью очернить Ассанжа. Фильм как бы впитал в себя дискомфорт и тревожные опасения, возникшие в результате этих обвинений, избегая при этом говорить о них напрямую. Авторы его так и не могут набраться мужества и даже задаться вопросом: виновен Ассанж или нет? Ответа на этот вопрос у них, по всей видимости, нет, и поэтому так много говорят о других частных недостатках в характере и личности Джулиана Ассанжа. Но главная проблема, по которой поддерживавшая Ассанжа поначалу либеральная интеллигенция теперь относится к нему, по меньшей мере, двойственно, состоит именно в этих сексуальных обвинениях, и очень жаль, что фильм оказался неспособен к ней обратиться".
Позволю себе с уважаемым критиком не согласиться. Если мы подходим к Джулиану Ассанжу как к человеку, как к личности, как к герою художественного произведения, то его морально-нравственные качества, причастность или непричастность к тяжелому преступлению, обвинения, которые предъявляют ему шведские власти, могут на самом деле быть главным фактором в нашей его оценке. Однако и сам Джулиан Ассанж, и его сайт Wikileaks, и фильм о нем ставят более широкие, выходящие за пределы его личности проблемы: о возможности вмешиваться во власть, контролировать ее, о допустимости или недопустимости шагов и мер, на которые идут Ассанж и его соратники. И мне представляется, что педалируя мутную историю о реальных или вымышленных сексуальных преступлениях Ассанжа, Питер Брэдшоу уходит от анализа проблем политического, этического свойства.
Пятая власть
Брэдшоу работает в газете Guardian, той самой, которая публиковала и продолжает публиковать разоблачения и Ассанжа, и Сноудена, и журналисты которой, да и она сама - в числе главных героев фильма. Как в Guardian отнеслись к фильму?
"Главная реакция - смесь смущения и удивления, которую мы нередко испытываем, видя очередное шаблонное изображение журналистов на экране. Герой-журналист вечно небрит, растрепан, всегда с похмелья, в вечном отчаянном поиске кофе, на работу всегда приходит на много часов позже всех остальных. Дел у него не так много, но делает он их с чувством мужества и самоотдачи. Журналист Guardian Ник Дейвис в исполнении актера Дэвида Тьюлиса как бы подогнан под этот шаблон, и это довольно смешно, потому что я прекрасно знаю его в жизни, и на самом деле он совсем не такой. Главный редактор Алан Расбридж и его теперь уже бывший заместитель Иэн Кац - нормальные живые люди, но изображены как деревянные куклы. Хотя с другой стороны мы, журналисты-критики, совершенно нормально относимся к экранным карикатурным изображениям полицейских, адвокатов, врачей и так далее. Может быть, нам нужно быть терпимыми и к карикатурам на журналистов?"
Журналисты Guardian получились в фильме плоскими и карикатурными
Именно упомянутый Питером Брэдшоу журналист Guardian Ник Дейвис произносит в фильме давшую ему название фразу "Пятая власть". Три первые, традиционные - законодательная, исполнительная, судебная. Сочувственно относясь к тем проблемам, которые переживают в фильме Джулиан Ассанж и его соратники, Дейвис рассказывает, в каких мучениях рождалась власть четвертая - средства массовой информации. В XVIII веке, рассказывает он, журналисты на заседания британского парламента не допускались. Первые смельчаки, решившиеся тайком пробраться в здание парламента и опубликовать содержание парламентских дебатов, были арестованы и подвержены тюремному заключению. Однако расправа над журналистами вызвала бурный протест, и они были освобождены. Так и родилась четвертая власть. Может ли мы теперь действительно говорить о создании пятой власти? На мой взгляд, именно в этом главный вопрос фильма.
А завершается он сценой, снятой уже как бы внутри посольства Эквадора, когда Джулиан Ассанж дает очередное интервью журналистам. Камера крупным планом берет его лицо и мы, зрители, совершенно явственно ощущаем, что обращается он уже к нам, напрямую:
"Если ты хочешь знать правду, то тебе ее никто не скажет. Скажут лишь свою версию правды. Поэтому, если ты хочешь правды, искать ее тебе придется самому. Настоящая власть именно в этом - в твоем желании и готовности смотреть за пределы этой истории, любой истории. И пока ты ищешь, ты представляешь для них опасность. Именно этого они боятся. Они боятся тебя. Все дело только в тебе".
Александр Кан
http://www.bbc.co.uk/russian/society/2013/10/131012_kan_assange_movie.shtml