Дыхание. Как проявление жизни.

Jan 22, 2018 22:03


Когда я покупала билет на "Дыхание", я прежде всего покупала билет на  Малую сцену Театра Наций. Она мне нравится. Там много воздуха, объема,  сценическое пространство вовлекает, втягивает зрителя в спектакль.  Отзывы о "Дыхании" ничего мне не говорили, кроме того, что зрители  смогли отчетливо зафиксировать мучения главных героев по поводу того,  "заводить" им детей или нет.
"Смогли отчетливо зафиксировать" - это важный для рецензии на этот спектакль момент. Я к нему вернусь позже.
Поразмыслив,  что вопрос отсутствия детей не может быть единственным в постановке  такого театра и, будучи дважды матерью и чувствуя себя защищенной от  возможной травмы от небережного обсуждения подобных тем, я пошла на  спектакль.
И вот сейчас что-либо начать говорить о том, что было..это как прыгнуть в холодную воду. Ух!
Свет  погашен, и освещен только передний край сцены. Там белая ванна, унитаз,  стиральная машина, белый кухонный "уголок", белый шкаф, белый стол.  Белое. Стерильное? Больница? Сумасшедший дом может быть? Совершенное  отсутствие цвета - где такое возможно? (Так и будет до конца спектакля,  цвет ведь не может появиться там, где нет жизни).
И вот появляются  Мужчина и Женщина. Они проживают перед нами свою ежедневность, и будьте  готовы к тому, что в какой-то момент увидите наготу актеров, потому что  вас, зрителей, не существует, есть только заведенный ритм  утро-день-вечер-утро, и в этом ритме не только зрители не существуют, но  и персонажи друг для друга не существуют как реальные люди. Эти  существа на сцене с вторичными половыми признаками столь погружены в  свой внутренний монолог, что не способны ни любить, ни (например)  стесняться, ни негодовать, ни посмотреть в глаза друг другу. Они никогда  этого так и не сделают. Вы будете свидетелями того, как эти безупречно  вежливые люди строят границу между собой. Это инь и ян, которые никогда  не объединятся, не станут одним целым даже на время, никогда не смогут  заметить друг друга, пожалеть и приласкать.
Актеры бесшумно  передвигаются по сцене, траектория их движения выверена - по прямой и  потом свернуть под прямым углом, а потом еще раз свернуть и дойти до  нужной точки. Люди-роботы. Их цвет -  серый. Царство серого. Царство  неживого. Неживого, не ставшего еще мертвым. И, пугаясь возможного  приближающегося тлена, герои ведут разговор о необходимости иметь  ребенка. И о невозможности его иметь.
Я так полагаю, для зрителей,  по разным причинам не имеющих детей, эти периодически возобновляющиеся  монологи о ребенке могли быть неприятны, тревожны, и понятны.
Но  "ребенок" это, по сути, метафора. Эти два человека, говорящие  бесконечно, в потоке сознания, безупречно и равнодушно, не могут ничего  создать. И никого. Ничего и никого. Могут жить монотонной жизнью,  вставать, одеваться в свое серое, отправляться на работу, геометрически  выверенно накрывать на стол. Но создать не могут.
Об этом весь этот рассказ.
И поэтому на этот спектакль надо идти.
Чтобы задать себе вопросы про свою жизнь.
А я - могу? Могу создать? Создавать, ежедневно, ежечасно, несмотря ни на что?
Создать - значит любить - значит умолкнуть хоть на секунду и увидеть Мир вокруг себя.
Но  эти герои - не могут. Они убивают друг друга своими монологами, лишают  силы, возможность почувствовать хоть какой-нибудь вкус к жизни.
И это  страшно. И тошно. В какой-то момент я поняла, что, если не выйду из  зала, меня либо стошнит, либо я потеряю сознание. Но выйти было  невозможно, и я просто уплыла в себя. Я, знаете ли, задышала.  Равномерно, спокойно, абстрагировалась от ЭТОГО.
Не удивлюсь, если узнаю, что режиссер и сценограф добивались такого эффекта.
Дышите, люди, полной грудью. И давайте дышать другому. Тому, кто с вами рядом.
Я  посмотрела этот спектакль 23 декабря. Мне говорили подруги - он  сложный, неоднозначный, пессимистичный для предновогодних дней, зачем  тебе это?
Оказалось, именно конец года идеален для того, чтобы его  смотреть. Чтобы потом идти домой и думать: Боже, какая я счастливая! Я  живая, яркая,  моя потенция не только не уменьшилась, но возросла.  Несмотря на разнообразные непростые обстоятельства моей жизни.
Этот  спектакль, чтобы подвести промежуточные итоги, чтобы посмотреть на себя и  спросить - а не слишком ли много в моей жизни Серого, могу ли я ходить  неизведанными тропами. Я - Творец?
Актеры играют великолепно. И, надо  думать, дается им это непросто. Открыться, показать свою наготу,  сыграть для нас  тех персонажей, в которых мы все можем легко  превратиться, - можно только имея большое сострадание к своим героям и  доверие к нам, зрителям.
На поклон выходят два измученных человека. Два Творца.
В  первый раз я пожалела, что у меня не было цветов. Их не было ни у кого.  А они были совершенно необходимы в тот момент - воплощение  благодарности и жизни.
Не забудьте об этом, когда соберетесь на этот спектакль!



Previous post Next post
Up