Mar 25, 2011 04:55
откуда же тогда берутся не очень хорошие дети? Это так, шутко юмора.
Вот странно. От детской литературы требуют родители часто воспитательной функции, а надо-то требовать художественности. Вот суют ребёнку разные с точки зрения мамы полезные и правильные книги, вот ребёнок и перестаёт читать.
Вот есть претензия к нашему заглавному рассказу: мама там плохая. Но, во-первых, мама в рассказе вообще не появляется. Там, собно, дети анализируют, дети жалуются Несправедливости на маму, потому что Несправедливость детей заколдовывает, внедряется так скть в сознание...
А у Пантелеева в "Белочке и Тамарочке" мама что: всегда хорошая???
И в стихах Барто есть жёсткая сатира как раз на родителей.
А в трилогии Бруштейн мама так вообще обычная клуша. Но Бруштейн не для детей маленьких конечно. А уж в "Что к чему", в мировом подростковом бестселлере между прочим, мама так вообще бросила своих детей, переселилась к другому мужчине и -- бросила.
В детских худ произвединиях часто бывает, что мамы хорошие. Но мамы часто просто идут эпизодом,фоном, такие мамы часто самые невнятные персонажи. Всегда герой конфликтный, с недостатками, будет выглядеть живее объёмнее чисто положительного. Ну особенный человек Рахметов -- это наша любовь и наш идеал конечно... Но он курит -- то есть, тоже не совсем получается идеальный.
Поставим теперь вопрос так: дети-то плохо себя ведут... а всегда ли себя хорошо ведут взрослые?
Значит, ребёнок в жизни видит одно, а в худпроизведении должен читать другое? Но ведь терапевтический эффект от худпроизведения начинается только тогда, когда в иллюзорном мире худпроизведения ребёнок узнаёт себя, видит как-бы со стороны свои недостатки. И взрослый, читая детский рассказ ребёнку, видит в книге знакомую ситуацию, узнаёт её. То есть эффект самоузнавания, самоиндетификации упрощает анализ жизненных конфликтов, помогает разобраться, потому что оказывается "это не только у нас", это ещё и у героев книги такие же проблемы.
Вообще мамы живут своей жизнью, они хотят, чтобы всё было по их, идеально. А дети-то живут своей жизнью. У детей мало опыта, но они более креативны, они не увешаны как ёлки-взрослые украшениями из социальных предрассудков, личностного ханжества и конформизма. Навязывание своего личного отношения и опыта ребёнку --вещь неблагодарная. Опыт полезен часто только свой, нароботанный годами. Взрослые всегда всё видят в негативе: чем старше взрослый, тем негативнее он оценивает всё происходящее. У детей, у подростков -- сила, молодость, здоровье. А родители часто прежде всего хотят сделать легче самим себе, хотят заставить выполнять ребёнка свои требования, главное, чтобы было тихо и спокойно, и завтра похоже на вчера. скукота, скукотища и сольфеджио каждый день.
У кого-то из родителей это катит, а у кого-то ребёнок сопротивляется -- разные бывают темпераменты. Но в любом случае лет с 12, а то из 10 дети стараются поменьше общаться с родителями, а побольше со сверстниками. Почему? Потому что накоплен негативный опыт общения с родителями, опыт, основанный на запретах, нотациях и заставлялках, опыт, основанный на непонимании взрослыми ребёнка. То есть мамы с детства нехорошие, они такие как есть, и ребёнок своих мама любит вместе с их недостатками. Но, если в силу зависимости от родителей, ребёнок выполняет их требования, это не значит, что он согласен. Ребёнок может быть умницей, и послушным в семье и жутким подонком казаться своим сверстникам. Лицемерие, неправда, несправедливость -- вот черты, которые не примет ни один детский коллектив внутри себя. У детей своя правда,бунтовская, у родителей-- своя правда, приспособленческая.
И если ребёнок отстаивает свои права, свои желания даже в раннем возрасте -- это нормально, потому что ребёнок в праве считать неправильными некоторые поступки родителей по отношению к себе. И если ребёнок обижается на маму за то, что она ему не покупет дорогую игрушку, это не плохо и не хорошо -- это характеризует личность, характер героя худпроизведения, и отстутствие прежде всего жизненного опыта ребёнка, а не то, что "мама плохая" или "ребёнок плохой". Протест в детстве и тем более в юности -- это всегда хорошо. Вообще протест говорит о масштабе личности. (Ведь даже Акакий Акакиевич запротестовал!) И если протест, пусть и самый вопиющий по сути и несправедливый, отсутствует в жизни ребёнка и подростка, то с этим ребёнком (подростком) что-то не так. И вот тут родителю стоит задуматься: скорее всего он утрамбовал психику ребёнка так, что это будет аукаться родителю всю оставшуюся жизнь. Родители, между нами, так иногда калечат детей, что просто диву даёшься.
" Мы перебесимся, и станем такими же как вы" -- говорил герой повести "Курьер". Но даже повзрослев и став таким же, как родитель, бывший ребёнок ночами будет перебирать в памяти все свои детские обиды и конфликты, случаи недопонимания и жетскости родителей по отношению к себе.
Конфликт отцов и детей -- вечен, он есть всегда. Даже новорождённый конфликтует со своими родителями. Не надо делать вид, что конфликта нет. Не надо пихать ребёнка в искусственный мир под названием "надо делать так и только так". И если ребёнок обиделся на маму, то маме не надо вставть в позу и говорить грозно"Ах так! Ну ты ещё у меня попляшешь!" Легко угрожать слабому существу, тяжелее изо дня в день объяснять несправедливости нашей реальной жизни.
язвы общества,
обучение,
воспитание