Инсайд медового бизнеса

Apr 11, 2014 15:05

Почти каждый день, мои знакомые, а они же по совместительству клиенты, задают мне кучу вопросов по моему медовому стартапу, но еще больше дают советов как и что мне нужно делать, чтобы стать медовым олигархом. Поскольку больше половины своей трудовой жизни я занимаюсь развитием бизнеса, правда, в крупных компаниях, я естественно построил себе стратегию, наметил пути развития бизнеса, определил целевую группу потребителей, выбрал средства рекламы и т.п.
Если раньше, я полагал, что потребителю не нужно, а порой вредно, знать "внутреннюю кухню" бизнеса, то получая вопросы/рекомендации решил в нашем блоге начать "сериал" именно о механизмах и наших принципах производства и продажи мёда Вам.
Начать хочу с того, с чего, собственно я начал, принимая решение о запуске медового проекта. А именно чего я никогда не буду делать. Буквально никогда, т.е. лучше буду есть мёд сам давясь и отрыгивая или выливать в землю, чем продавать его так.



Никогда не предлагать клиенту, то, что не нравится самому
Тема эта сложная, ибо на самом деле я сам не был большим любителем мёда, ну так, можно иногда, ну и в целях лечения, спортпита и профилактики. Позднее, когда наш мёд оценили один за одним друзья и родственники, я стал пробовать мёд, смаковать, дегустировать. Сейчас уже я пробую мёд как хорошее вино, чувствуя букет, послевкусие, сладость, вязкость и т.п. Так вот, на определенном этапе, пробуя разные сорта с разных пасек, и прости господи, магазинов, я понял, что на вкус и цвет товарища нет, но есть объективно качественный продукт, есть средний и есть дерьмо. В это самый момент я решил, что я не продам, даже за копейки, даже не отдам даром ни ложки среднего или дерьмового мёда.

Никогда не экономить и не оптимизировать затраты на тару, дизайн, внешний вид
Здесь скорее философия личная. И бизнес здесь скорее инструмент не заработка, а трансляции в массы хорошего вкуса, чувства прекрасного. Я, пожалуй, слегка эстет, но я искренне считаю, что пусть спорный, но качественный дизайн вещей, которые нас окружают делают наш мир, внутренний мир в том числе, прекраснее. Ну посмотрите сами, можно делать вот так:


Или даже так:


А можно вот так:


Вот так:


Можно, простите за нескромность, поздравлять клиентов вот так:


И вот если можно сделать хорошо, пусть и дороже, то почему не сделать этого?

Никогда не отступать от принципов производства экологического продукта
Одно из реально уникальных для России преимуществ нашего мёда это его соответствие принципам производства экологической сельхозпродукции. К сожалению в моей стране это пока лишь принципы, при том добровольные, а не требования к сертификации. Соблюдать их с одной стороны не сложно, если удачно попасть в географическую точку производства с одной стороны, но в сотни раз проще их не соблюдать, а лишь декларировать их соблюдение. Я для себя решил, что по крайней мере мой продукт должен опровергать тот факт, что в России приставка ЭКО равняется обману и обдиралову. Ну и потом мои дети тот же мёд едят, а я хочу, чтобы хоть какой-то минимум реально полезных продуктов они получали.

Не задирать цену искусственно
Это пункт напрямую связан с двумя предыдущими. В свое время, я четко для себя решил, что мой продукт должен быть лучше по внешнему виду и по качеству, но стоить должен ровно столько сколько он стоит на рынке и в магазине. Я никогда не возьму лишнюю копейку за то, что мы делаем экологически чистый продукт, это нам не так многого стоит если разделить на весь объем мёда, никогда не повышу цену с целью сохранения дельты прибыли, если увеличил расходы на дизайн и внешний вид. Просто дельта станет меньше, ведь дизайн это моя прихоть, почему платить за неё должен потребитель?

Никогда не продавать чужой продукт
Ни для кого не секрет, что больше половины продавцов мёда у нас это перекупщики. Купили абы у кого, абы что, во всех точках страны. Я же не возьму на реализацию чужой мёд никогда. Даже если мой весь раскупят. Я просто объявлю "стопсейл" и буду отдыхать. Ведь бизнес этот был затеян для того, чтобы родственники занимались любимым делом и чтобы мои близкие и знакомые ели продукт, за который я отвечаю головой. Если бы я хотел на мёде только зарабатывать, я бы вообще не заморачивался на производство, а тупо бы скупал его на Кавказе, Алтае, Сибири и т.п.

Не расширять бизнес искусственно
Как известно, в малом бизнесе есть интересный закон: чем больше первоначальные инвестиции, и чем больше дополнительных вливаний, тем выше вероятность прогореть. Это забавно, но это факт подтвержденный опытом. Поэтому хоть я и мею возможность, финансовую, давать рекламу в журналы, открывать магазинчики, платить за Яндекс-директ и продвижение сайта, я этого делать не буду. Мой бизнес должен сам заработать на свое расширение.

Стоит оговориться, что эти "нет" работают когда бизнес этот не основной источник дохода, а стартап для души. Ну или, когда он уже в таком виде успешно развит и прибыльно функционирует.

малый бизнес, мёд, стартап, сельхоз бизнес, принципы бизнеса, бизнес

Previous post Next post
Up