Страсти по Ильину. Развитие и перспективы

Apr 23, 2024 09:49

Любопытный анализ Сергея Переслегина. Не скажу, что прямо так со всем согласен, но, на мой взгляд, он уловил верный тренд. (То, что к самому Переслегину сегодня есть свои претензии - отдельный вопрос, в данном случае несущественный.) То, что это ж-ж-ж с Ильиным не просто так, уже очевидно. Хотя бы в силу высоты поднявшейся волны. И вот теперь попытка осмысления. Первая.

БЛИЦ АНАЛИЗ. РОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ СЕВЕРА - ЭТО ЖЕСТКИЙ КОНФЛИКТ ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЙ

В последние дни возник скандал вокруг философа Александра Дугина и его поддержки русского философа Ивана Ильина. Это важно, интересно и в этом нет ничего хорошего, но и особо плохого тоже нет.

Во Франции в начале ХХ века было важное событие «дело Дрейфуса». Мы в детали этого дела вникать не будем.

Лев Толстой по этому поводу сказал: У нас в России споры по этому поводу разрушали семьи, ссорились родственники и друзья, люди теряли работу. Но все это происходило на основе газетных статей и как все было с Дрейфусом в реальности никто не знал. И только потом возникло понимание, что это не наша тема и не наша проблема.

Эта тема очень похожа на то, что сейчас происходит с Дугиным и Ильиным. Это происходит из-за перегрева страны, и точно так же была перегрета Франция во время Первой мировой войны.

Я боюсь, что многие, кто участвовал в этой дискуссии не читали Дугина и тем более Ильина. Дискуссия идет на основе информации, полученной из третьих, пятых рук. А дискуссия идет жесткая, с переходом на личности, с призывами к правоохранительным органам разобраться.

Я много раз говорил, что для России в период 2000-2020 гг. было характерно деление на социальные страты. Для этого деления была не важна принадлежность к церкви, идеологии, национальности и даже различия по доходам. В тот момент различия строились по поколениям. Разные поколения имели разные ценности.

Сегодня это не так. В России закончились поколенческие конфликты и вновь возвращаются конфликты идеологии. Мы оставались с цивилизационной точки зрения частью большого Запада. А это значит, что мы пользовались основными концептуальными различиями с точки зрения Запада: национальными, классовыми, религиозными.

Некоторое время назад мы стали говорить, что Россия это не восток Европы, а Север Евразии и это совсем другой дискурс. Еще позже мы стали говорить, что Россия не принадлежит ни большому Западу, ни Юго-Восточной Азии. Это своя Цивилизация Севера, со своим смысловым ядром, со своей логикой развития.

Как только мы это сказали, то сразу попали в жуткий вакуум. Как только мы это сказали, то должны автоматически признать, что базовые идеи Запада нас более не беспокоят, не являются зоной конфликтующих идентичностей. А это означает, что страна вступила в короткий период (он может быть короткий, но не меньше десятилетия) очень серьезных религиозных и философских исканий. И в ближайшее время мы будем серьезно разделяться по философским моделям и не столько западным моделям (тот же марксизм), сколько все больше будем заниматься русскими философскими и религиозными моделями, типа того же русского космизма, и не только им.

Не случайно что все началось с Ильина, которого Дугин справедливо назвал прусской версией русского ученого. У Ильина с одной стороны русский национализм и русская идеология, но сделанная в западном стиле и очень просто. Ильин здесь оказался первым.

А далее у нас будет серьезнейшая борьба социальных, философских, религиозных, культурных идей, не имеющих прямого отношения к большому Западу, не являющимся ни тем или иным изломом западного мышления.

Я не говорю, что это хорошо. В этой борьбе будет много чего плохого, потому что мы можем столкнуться с поиском русского во всем и везде.

Казалось, что может быль лучше периода исканий, но форма в которой возник спор вокруг Ильина выглядит достаточно некрасиво. Но кто сказал, что период исканий это хорошо? В реальной жизни это не будет схоластический спор нескольких мыслителей за бокалом изысканного вина. В 6 веке в Риме на улицах происходили драки ариан и католиков. Те кто дрались, вряд ли глубоко понимали всю глубину спора, но это не мешало им занимать ту или иную позицию. Конфликтов из за Канта в России станет больше.

У нас появятся три типа конфликта, которые надо будет различать.

Первый: конфликт вокруг великой философии большого Запада. У России появится желание ее изучать, особенно если кто-то додумается ее запретить. Это конфликт вокруг Канта.

Второе: появится конфликт вокруг Федорова и Соловьева. Того же Ильина, а далее Щедровицкого, Налимова. Будут споры, насколько они прозападные, споры об их идентичности.

Третье: новая версия конфликта славянофилов и западников. На обе группы навесят ярлыки.

А я даже боюсь предположить, а не появятся ли у нас еще восточники, поклоняющиеся Китаю. Будут предлагать всю философию взять у них. И будут те, кто будет против. И такое уже появляется.

Будет несколько уровней конфликта. Это будет интересно.

Рождается цивилизация. Это бывает невероятно редко. Это происходит впервые за последние 500 лет. Рождение цивилизации, как и рождение ребенка процесс невероятно неприятный и даже грязный. И это нужно понять.

Но это рождение сейчас происходит. И если эту цивилизацию не убьют изнутри или извне, то мы увидим ее становление.

Всем нам надо пожелать стоического отношения к нарождавшемуся конфликту.

Взято тут.

русская цивилизация, Россия, Русская цивилизация, русская культура

Previous post Next post
Up