О философии Ивана Ильина

Apr 20, 2024 18:49

Тут по Ильину такое бурление поднялось. Все норовят боднуть. При этом никто даже не понимает, кого пытается забодать. Потому что самого Ильина никто не читал. И не собирается. А вырванные откуда-то цитаты - это ни о чём.

Да, Ильин - антикоммунист. Но при этом русский патриот. Исключительно редкое сочетание. В подавляющем большинстве случаев антикоммунист - автоматически русофоб. А вот Ильин - нет.

О том, чем Ильин ценен, вообще никто не знает. Из-за дремучести. А кое-кто и из-за неграмотности. А между тем, это философ, не скажу, великий, но для русской философии, безусловно, значимый. Не читали? Так вот я разжую. Да, для неграмотных: русская философия второй половины XIX - первой половины XX веков - это религиозная философия. Без исключения. Чтобы дурацких вопросов не задавали.

Итак,

Иван Александрович Ильин (1883-1954)

По работам:
- «Понятия права и силы»,
- «О возрождении гегелианства»,
- «Философия Фихте как религия совести»,
- «О сущности правосознания»,
- «О сопротивлении злу силою»,
- «Религиозный смысл философии. Три речи. 1914-1923»,
- «Путь духовного обновления»,
- «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»,
- «О любезности»,
- «Путь к очевидности»,
- «Аксиомы религиозного опыта».
То, что выделено курсивом, определяющее (на мой взгляд).

Центральное место в философии Ильина занимает вопрос права. Но право - это не столько понятие социальное, сколько духовное. Человек - прежде всего, дух: вся жизнь человека как человека, всё, что отличает его от животных, это мышление, чувства, воля - т.е. духовная деятельность.

Дух человека изолирован от других духов, он обречён на одиночество. Но, благодаря этому, он свободен в своей деятельности. Деятельность же в окружающем мире проявляется через и посредством неразрывно связанного с духом тела. Через тело дух узнаёт о существовании других духов. Почувствовать же другой дух, соединиться с ним можно только через Бога, только в свете Его мировой любви.

У каждого человека, живущего и осознающего, что он живёт среди других, есть правосознание - божественные правила общежития. Правосознание может осознаваться или не осознаваться, но оно есть всегда. Реализация правосознания в практической жизни есть положительное право, цель которого - создать в человеке мотивы для лучшего поведения, добровольного принятия на себя добродетельных обязанностей.

Право - практический путь к осуществлению верховного блага, т.е. целостного одухотворения души и тела; это путь к Царствию Божию. Человечество может достигнуть этого только тогда, когда каждый человек сам, независимо от других, пойдёт путём правосознания, данного Богом.

Основа правосознания - воля к духу как верховному благу: самому вести духовную жизнь и обеспечить её другим. Эта воля приводит к духовному единству больших групп людей, к тому, что называется родиной. Практическая реализация такого единства есть государство. Созидая и организуя жизнь национального духа, отдельное государство есть орган единой для всего мира вселенской духовной жизни.

Государство - не компромисс противоречий, а совпадение воленаправлений. Граждане не противостоят государству, а включаются в него как творцы общего дела: государство существует только в лице своих граждан. Но не все граждане обладают зрелым правосознанием - для кого-то государство есть внешнее. Поэтому управлять должны не все, а только те, кто понимает суть и задачи государства и способны к бескорыстному служению духу и к социальной организации братства - это критерий аристократизма власти.

Социальная форма духовной жизни есть политика. Политическая форма государства должна соответствовать развитию духа народа, его правосознанию. Поэтому не может быть лучшей на все времена формы правления - для каждого народа она своя.

Все люди духовно связаны. Поэтому актуально встаёт вопрос о Добре и Зле. Добро - одухотворённая любовь, осознанная преданность божественному. Зло - противодуховная вражда, слепая ненависть. Местонахождения Добра и Зла - человеческая душа. И борьба между ними - процесс духовный.

Из-за всеобщей духовной зависимости людей зло в одном отравляет всех. Поэтому борьба со злом необходима.

Дух автономен. Следовательно борьба со злом заключается в убеждении падшего духа вернуться на путь Добра добровольно. Добровольно - потому что дух нельзя принудить, ибо он независим. Но в силу связи духа с телом и проявления зла в мире в телесных действиях при невозможности уговоров допустимо и часто прямо необходимо насилие. Однако цель насилия всё та же - добровольное внутридуховное исправление злодея. Это должно быть и содержанием правосудия. Вина преступника определяется его внутридуховным состоянием в момент преступления. Если намерения были благие, то вины нет. Так же и тот, кто действует по естественному праву (правосознанию), хотя и вопреки положительному праву, невиновен.

Цель наказания - принудительное воспитание нормального (божественного) правосознания. Если в момент суда нормальное правосознание у преступника восстановлено, то, хотя он и виновен, но наказанию не подлежит, ибо цель наказания уже достигнута.

Смертная казнь недопустима.

Свобода - добровольное принятие верховного блага при всё возрастающей независимости от Зла.

Право неразрывно связано с религией. Право - необходимая форма бытия человека. Религия - всеобъемлющее духовное начало в человеке, стремление быть духом и воля к совершенству. Вера - огонь сердца. Чувства, а не разум и доказательства - основа религии. Осознание наличия Совершенства в мире и стремление прикоснуться к нему при ясном ощущении собственного несовершенства, признание Совершенства единственной абсолютной ценностью - вот сущность религии.

Западноевропейская культура холодна - в ней нет сердца и души, нет любви. Отсюда и страшные мировые войны, и атомная бомба, и разрушение человека. Культура должна основываться на духовности - когда человек ощущает в себе Дух Божий, когда любое деяние человек соотносит с абсолютными божественными ценностями.

русская культура

Previous post Next post
Up