Посмотрела "Цвет Нации" Парфенова, последние кадры - почти сквозь слезы. Есть непереводимое на русский слово hiraeth, означающее тоску по дому, в который не можешь вернуться; дому, которого, может быть, никогда не было. Это слово настолько часто описывает мое состояние, что впору набить его на предплечье и полностью посвятить себя работе над машиной времени.
Прокудин-Горским я восхищаюсь уже лет восемь, с тех пор как прочитала о всплывших в архивах Библиотеки Конгресса негативах. Рассказ о его экспедициях один из моих любимых "русских" рассказов в последние три года моих странствий. Эти фотографии приближают меня, насколько это возможно, к давней мечте увидеть самый любимый период в истории родной страны в живую.
Здесь в Ваймаре всегда есть ощущение, что город застыл в янтаре - настолько он неизменен. Наткнулись недавно с ребятами на старые фотографии и поймали себя на игре в "десять отличий". Когда-то давно, на пятом курсе я делала такую курсовую про московские площади на старых фотографиях, "что было, что стало и чего не стало". Вывод был столь же неутешительный, как и у Парфенова, но в масштабах всей страны, да еще и с поправкой на столичный коэффициент, картина угнетающая. Однако, если смотреть с моей профессиональной колокольни, одна вещь была подмечена очень точно: "мы теперь, будто, не знаем, как на (наши города) и смотреть." У всех городов, не только Питера, были парадные виды, видовые точки, доминанты. Все это кем-то было придумано, построено и кто-то за их сохранностью следил. У Парфенова упор на подстриженные деревья, но это только одна составляющая полностью утраченного процесса и его понимания. Мы не знаем, как смотреть на наше ближайшее окружение, мы не знаем, как его любить. На мой взгляд, это два взаимозависимых действия.
Если судить только с внешней, эстетической стороны, повальная автомобилизация, электрификация и коммерциализация не сделали страну цивилизованнее, а скорее даже наоборот. Картинка из сегодня весьма напоминает электропанк средневековье. Тоскливо и жутковато. Но все равно, любимая родина, куда деваться. Надо как-то выбираться из этой трясины, хотя бы и медленно. Вот, про тот же Петербург в фильме говориться, что былую мультикультурность городу уже не вернуть. А вот почему бы и нет? Ведь те же немцы и голландцы ехали туда не так чтобы уж от плохой жизни, а за интересом и неплохой оплатой. Не вижу ничего невозможного, отличная задача, как мне кажется!
Ну вот, цели поставлены, работаем, господа! А я пошла машину времени мастерить.