Итак, продолжим, пожалуй.
Как и говорилось в предыдущем посте, знание Максимом саракшского языка и способность объясняться на нем, переворачивает всю историю. Максим имеет все возможности для выполнения промежуточной задачи - т.е. может пытаться получить необходимые ему сведения, но не пытается сделать этого.
Отсюда и просадки в плане сюжетных перипетий - их просто нет.
Максим ничего не делает для собственного спасения. Ему нечего добиваться. Главный герой не преодолевает никаких препятствий, а просто плетется по неразвивающейся истории. Зритель же, в отсутствие этих самых препятствий, скучает в зале.
00:27:59 - Заседание Неизвестных отцов. Некий Волдырь из Департамента Здоровья, узнал какую-то тайну (я так понимаю, речь идет о способности «излучателей» влиять на сознание саракшцев) и проболтался! За что и поплатился жизнью.
Темп разговора - вусмерть обкумарившиеся наркоманы по сравнению с Неизвестными Отцами - болтуны-скороговорщики. Что с этими людьми? Они в трансе? Остальные люди, снаружи, разговаривают в нормальном темпе. Так почему Отцы беседуют так, словно у них по жизни «слоу-мо» работает?
О чем они разговаривают? Ребята, это кино! Каждый эпизод работает на идею и задачи героя! Когда в фильме говорится о некоей страшной тайне, которую «разболтал» Волдырь (а его, на секундочку, за это «проболтался» убивают прямо на заседании!) зритель должен понимать что это за тайна, чем она так уж важна и КАКИМ именно ОБРАЗОМ проступок Волдыря ПОВЛИЯЕТ НА основной конфликт и, как следствие, НА ПОВЕДЕНИЕ ГЕРОЯ и что сделают Неизвестный Отцы для того, чтобы НЕ ДОПУСТИТЬ этого!
И что же они делают? Убивают Волдыря. Очень умно и интересно, ага. А применительно к главному герою? А ничего.
Ну вот «выродки» потом скажут Максиму о том, что башни ПБЗ- вовсе не ПБЗ, а «излучатели». Так они это знают давно, насколько я понимаю. Причем, без всякого Волдыря с его болтовней. Отцы ничего не предпринимают, «выродки» все знают. Сюжет не развивается, напряжение не растет. Скучно, нудно и абсолютно не понятно на фига.
Бондарчук хотел показать, что тоталитарное правительство - обычное бандитское «правИло»? А зачем? Какое это имеет отношение к задачам главного героя и к идеям фильма? В свете истории самого факта наличия «излучателей» и поведения Гвардии в отношении инакомыслящих более чем достаточно. В романе Стругацких важна не кровь, не убийство одним бандитом другого, а люди, превращающиеся в послушный скот! Покажите это достоверно и убедительно и зрителю станет куда страшнее, нежели при виде простреленной башки Волдыря, стукающейся о столешницу.
Плюс, для задачи героя важно именно поведение толпы, а не то, кто из этих упырей пристрелит первым своих собратьев! На фига это убийство и весь этот странно-замедленный разговор? Не понимаю.
Вывод: невнятный эпизод, не имеющий развития.
00:31:15 - Максим в забегаловке. Разговор с Радой Гаал и стычка с Крысловом. Беседа Максима с Радой на улице.
В книге, как мы помним, никакой гламурной кафешечки не было, а была мрачноватая забегаловка, в которой типы, вроде Крысолова - обычная публика. Плюс к этому, по эпизоду в забегаловке и по эпизоду драки в подворотне однозначно можно было сделать вывод, что у Крысолова с Радой на момент появления Максима были какие-то отношения. Но то в книге.
В фильме наличие в чистеньком цветастеньком зале жрущего руками Крыслова смотрится настолько ненатурально, что аж оторопь берет. Однако, никого из присутствующих поведение Крыслова не удивляет, из чего можно сделать вывод, что есть руками и хлопать официанток по задницам - обычное для Саракша дело.
Как реагирует Максим? Правильно. Говорит Крысолову: «Ты ведешь себя, как наглое тупое животное. Не надо!» Изумленный Крысолов переспрашивает: « Что»? «Тупое животное», - повторяет Максим отворачиваясь. Это уже не «как». Это прямое оскорбление и зритель это понимает. Хорошее начало для контакта, правда?
Ну вот представьте, идете Вы со своей девушкой по парку, едите мороженное. Руками, естественно, а не как принято на Саракше - из голубых фаянсовых унитазов совковыми лопатами. Останавливаетесь поцеловаться. Тут к вам подходит Киану Ривз и на чистом русском говорит: «Ты - мерзкий, тупой ублюдок! Не надо!». И на Ваше изумленно «Что?» повторяет: «Тупой ублюдок!» Что было бы дальше?
Нет, к слову, этой реплики в книге. В мыслях Максима она есть, но реплики - нет. Потому, что надо быть кретином, чтобы не понимать, чем закончится такой «контакт».
Далее, то, что Рада Гаал - официантка, из замухрыжного кафе, - отлично и ничуть не удивляясь, разбирается в коперниковой системе, даже не смешно. Максим рисует ей именно солнечную систему, а не планету и ее орбиту (как в книге), принимаемую Радой за солнце и сферу Саракша. При этом Рада еще и указывает на одну из планет и называет ее!
Вот тут бы у Максима, по идее, снова должно возникнуть 33 вопроса. Откуда Раде известно об устройстве солнечной системы? Учат ли их в школе астрономии? Есть ли на планете космические корабли, институты, астрономические обсерватории, словом, люди, для которых история Максима не будет являться горячечным бредом и которые, хотя бы теоретически, могут помочь покинуть планету. Но, нет, Максим только улыбается и далее беседует с официанткой «как швед с румыном». То ли «ушастый» переводчик заглючил, то ли еще чего. Зачем? Да ни зачем. Так положено. В книге такое было, вот и тут будет. Ради «бережного отношения к Стругацким». То, что эпизод знакомства и эта вот беседа не работают на основную задачу Героя - плевать. И еще, ребята, скажу по секрету, наличие последовательности событий «как в книге», сама по себе не только не делает фильм экранизацией, но даже не делает фильм фильмом.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ: к 33 минуте фильм имеет кучу САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ эпизодов, практически не связанных между собой общей задачей! Отсюда впечатление винегрета, а не цельной истории.
Далее. 00:35:02 - стычка с «нинзя» Крысолова в «подворотне».
Ну, вы поняли, да?
Финал этого, - абсолютно дивертисментного в таком виде - эпизода, меня потряс. Как хотите, а я для себя сделал вывод: Максим Крысолова убил, разорвал на куски и съел. Но Ф.С. нам этого не показал, убоявшись за нашу психику.
00:37:54 - В квартире Гаал.
Вот скажите мне, а что, в тоталитарном обществе по телевизору показываю только новости про Гвардию, с редкими вкраплениями картинок с тахоргами и нарезкой из «Параграф 78, часть 1»? Ничего другого по «тоталитарному» ТВ не идет в принципе? ИМХО, было бы лучше, если бы было наоборот. Веселые пестрые картинки, «прекрасная жизнь под эгидой Неизвестных отцов» и все такое. Но… у нас все по своему, по-саракшски. Собственная гордость, собственное кино и собственное телевидение.
00:38:55 - Странник копается в чьих-то внутренностях. Разговор с Фанком.
Максима ищут, судя по всему, для того, чтобы Странник мог покопаться в его внутренностях, а потом вымазать кровью монитор.
Серебрякова жаль. Он старается играть, но играть ему нечего, только и остается, что «хлопотать мордой». Линию его не дотянули. Зачем он тут не понимает никто, в том числе и он сам. Если бы Странник появился в финале, всего один раз, для разговора с охреневшим, отчаявшимся, готовым сдохнуть ради свободы этих людей вот прямо сейчас Максимом, смотрелось бы не менее впечатляюще.
Поиски невнятны и неубедительны. Хотите увидеть как НА САМОМ ДЕЛЕ ИЩУТ нужного человека? Посмотрите чудесный американский фильм «the Impostor»
00:42:39 - разговор Максима и Рады на крыше.
«- Это сфера мира? - Да. - Она твердая? - Да. - Вы живете внутри пузыря? - Да».»
Я охреневаю, дорогая редакция. О чем они, вообще? Какая «сфера мира» и «вы живете внутри сферы», если десять минут назад Рада без всякого удивления смотрела на нарисованную Максимом солнечную систему, тыкала пальцем в планету и говорила: «А это Пандея!» Внимание! Рада говорит о другой планете! (Но потом выяснится, что Пандея - другое государство, на этом же материке. Как соотнести нарисванную солнечную систему и другое государство, убейте меня, не понимаю).
«Корабль я потерял, а без него меня не найдут!» --- Так, блин, делай что-нибудь, для того, чтобы тебя нашли! Главный герой, ни разу даже не поинтересовавшийся уровнем технического развития общества! Дирижбендели висят над городом! Монорельсы! Баллистические ракеты, а значит реактивные двигатели и системы наведения (возможно, спутниковые)! Задай хоть один вопрос! Фигу. Проще глупо улыбаться. «Я лучше тут, в этом вашем аду, - в котором толпа орет «Убей его!», в котором корчащегося от боли человека тащат по лужам вооруженные амбалы в черной форме, в котором ужасающая нищета и телевидение такое, что аж хуже российского! - останусь на всю жизнь. Мне тут у вас нравится! Я тут стану Папой и тогда устрою вам всем козью морду». Главный ГЕРОЙ, бл…!
Вот, по идее, это момент решения отказаться от промежуточной задачи и перейти к задаче сквозной. Но! Максим, за 36 минут экранного времени (первые 6 минут отбрасываем), не сделал НИЧЕГО, для того, чтобы вырваться с планеты. То есть, вообще. Отсюда возникает впечатление, что Главному герою ничего на фиг не надо. Куда ветер подует, туда он и полетит.
00:45:00 - разговор Умника с Помощником.
Братцы, вот хоть убейте, я не понимаю вообще цепочки этих эпизодов. «Странник его ищет? - Найдите на Дикаря всю информацию.» «Дикарь пропал, возможно, погиб в городе. - Жаль, что я не видел лица Странника».
Чего добивается Умник? Хочет подсидеть Странника? Так надо искать Дикаря! «Пока не увижу его тела - не поверю в его смерть. Я должен знать, зачем был нужен Страннику Дикарь! Выясните это! Свяжитесь с Базой, на которой его задержали! Задержавшего ко мне! Допрашивавшего! Протоколы первого допроса! Мнемозаписи! Все! Бегом, блин!!! Если Дикарь - хантийский шпион, Странника можно обвинить в шпионаже»! Повторю вопрос: ЧТО НУЖНО УМНИКУ? Каковы его цели?
А, я понял. Появиться в кадре в образе Ф.С. Бондарчука. Извините, блин.
На фиг не нужный, непонятный, не работающий и не имеющий развития эпизод.
00:46:00 - разговор Гая и Максима о Саракше.
В книге его нет.
ИМХО, Гай несет откровенную лабуду, вываливая всю имеющуюся в книге информацию о Саракше и о местном мироустройстве. Загружая до упора и без того ни хрена не понимающего зрителя. Где-то на 1/3-1/2 разговора зритель перестает воспринимать монолог, с аргументами, которые даже не уровне логики рассыпаются, как карточный домик.
Но дело не только в этом. Играет здесь Федоров из рук вон плохо, говоря откровенно. Почему? А потому, что не понимает смысла сцены. Накал страстей у него не оправдываются логикой разговора. Ощущение, что он сам не верит в то, о чем говорит. А смысл сцены прост: Гай убеждает Максима вступить в Гвардию, но Максим, - возможно, впервые в жизни Гая! - своими вопросами и возражениями порождает у Гая сомнения!
Вот этот Гай, - Гай-гвардеец, Гай-солдат, - все знает о своем мире и во все безусловно верит. И он уверен, что в его-то голове все правильно. Не должен он кричать! Он разговаривает с Дикарем! По сути, с ущербным ребенком, которому надо просто все объяснить, на пальцах. И тот, конечно, сразу все поймет, потому, что парень, в сущности-то, не плохой, Гаю нравится. Но Максим его срезает своими вопросами и аргументами. И вот тогда Гай бы «заводился» и зритель бы его понимал. Максим в разговоре разрушает представления Гая о привычном, понятном мире. Вот на что злится Гай, а не на «выродков».
Плюс, в который раз, Максим не задает вопросов, которые должен был бы задать и которые приходят на ум не только ему, но и зрителю. Он не решает задач, не проявляет даже интереса, не делает попыток ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАЗОБРАТЬСЯ в происходящем на планете. Просто зачитывает текст.
Федорову не от чего отталкиваться и потому звучит он неоправданно эмоционально и, честно говоря, глуповато.
С точки зрения драматики, разговор сугубо для «а теперь мы вам объясним как у нас тут все устроено» и попытка оправдания вступления Максима в Гвардию. Как я и сказал в предыдущем посте, я не верю в этот разговор, поскольку Максим уже видел действие излучателей. Слышал «Убей выродка!» и мог сделать некоторые выводы.
Лично меня разговор ни в чем не убедил. Я из него половину вообще пропустил мимо ушей, потому, что слишком много словесной информации, выдваемой за раз, причем информации раздерганной, логически не связанной в один внятный рассказ. Увы.
00:48:00 - Разговор Гая и ротмистра Чачу.
В книге, Максим к этому момент на Саракше уже довольно долго. По хронометражу фильма - один день. И сразу в Гвардию. А Гай рекомендует. Молодец.
Ротмистр плох. Все время орет, а зачем - непонятно. Поводов для крика нет.
00:50:18 - Тренировка и учебные стрельбы.
Капрал, дающий корректировку огня при подобной скорости перемещения мишеней и дистанции в 25 метров и ошибающся аж на корпус - плохой капрал.
Максим, делающий замечания старшему при подчиненных, - дурак.
В книге нет никаких стрельб. И замечаний Максим не делает! Напротив, в книге говорится, что он знает, что такое дисциплина! Про замечания говорит сам Гай, причем шутя. Максим не согласен с параграфом Устава, в котором говорится, что подчиненный не может делать замечания командиру, но не нарушает его и четко выполняет все приказы! Чувствуете разницу?
А, главное, - ИМХО, это действительно ГЛАВНОЕ, - в книге Максим подходит к Гаю, после построения, с предложением ПОИГРАТЬ В СЛОВА! (Но сначала выполнив приказ Гая, т.е. подогнав экипировку!) Он придумал отличное слово! Вот это предложение отлично передает внутреннее состояние Максима. В книге Максим (с точки зрения мира Саракша) - абсолютно открытый, наивный ребенок. В фильме - тупорылый двухметровый недоумок.
00:51:30 - Спор насчет книги, переходящий в продолжение разговора Гая и Максима о мироустройстве Саракша.
В романе про учебник есть, про государства нет. Рассказ Гая о том, что «мы были одним государством, они - наши бывшие провинции и ненавидят нас за то, что у них и у нас одна история» - убогая агитка. Вдвойне неприятная от того, что дописана специально для фильма. Кроме того, слишком уж изящное умозаключение для капрала.
00:53:17 - Прогулка по парку.
Понимаю, развивали «романтическую» линию.
Зачем было только ее портить появлением детей в черных накидках с клобуками и пупсом со стрижкой «а’ля ротмистр»?
Мне, правда, не очень понятен сам посыл. Зачем усиливать впечатление от «тоталитарности» там, где это не нужно и откровенно профукивать моменты, где она пришлась бы к месту? Оставили бы просто лирическую сцену, смотрелась бы вполне себе неплохо.
00:55:00 - Рейд.
Экшн, вроде, неплох. Кроме того, что гвардейцы в плане тактики - полные лохи. Толковый парень с одним автоматом завалил бы их всех. В остальном - динамично, все трясется, ни хрена не разобрать, одним словом, красотень.
Ротмистр Чачу плох. Какой он, в задницу, боевой офицер? Орет, как обгадившийся от страха пацан. 100% непопадание в образ.
Михалкова, что бы ни играла, не играет.
Разговор Чачу и Максима «не работает». Причина проста: чтобы поверить в том, что Максим шокирован увиденным, я должен сперва поверить, что Максим был убежден в обратном. В том, что Гвардия - это прекрасно. Это защитники. Это те самые, которые «кто-то, кое-где у нас порой». Он должен верить, что «выродки» - «пятнистые обезъяны». Поэтому он пришел в Гвардию. Защищать людей от чудовищ. Спасать мир. Но я не видел веры Максима. Как и говорилось выше, разговор с Гаем меня лично не убедил в том, что Максим ВЕРИТ. Плюс, стоящая перед глазами орущая, беснующаяся толпа «Убей выродка!»
Поэтому и разговор с Ротмистром Чачу кажется фальшивым. «Я сделаю вид, что злюсь, а ты сделаешь вид, что разочаровался». Ощущение, что человеку, в жизни не видевшему лошадь, второпях описали пластмассового бегемотика, а потом привели на ферму показали лошадь и спросил: «Ну что, удивлен? Не ожидал, что они такие? Что вот у них вот такие глаза, гривы вот такие. Что губы мягкие?» Что при этом должен ответить собеседник?
Если бы бравый гвардеец забил бы одного из «выродков» насмерть или, по приказу ротмистра, пристрелил бы, походя, буднично, между делом, я, как зритель, был бы шокирован. И понимал бы шок Максима. Просто от того, что произошло. А так…
Ну что нам показали, чего мы раньше не видели? Как Михалкову таскают по полу? Так я их уже понимаю. Что "выродков" корчит от боли? А Фанка Максим не видел, что ли? Жестокость беспредельную? Так не было ее. У нас когда СОБР какой-нибудь террориста захватывает, еще покруче ломают. Что еще-то? Да ничего.
Нет веры у зрителя в другой взгляд Максима. Соответственно и ответы Максима «Я думал, они маленькие, кругленькие и из пластмассы» не убеждают. Совсем.
01:00:55 - Допрос.
Ребята, как хотите, но я не увидел тут ненависти. То есть, такой ненависти, чтобы сбивала с ног. Чтобы пробрало до печенок, до дрожи в коленях, перевернула все в голове. Не вырастили ее во мне создатели фильма. Вот это истерично визжащее, женского пола, это оно ненавидит? Да бросьте.
Причина, как мне кажется, не только в том, что сцена поставлена сумбурно. А просто зрителя эмоционально не дотянули до нее. Поскольку не было связного повествования, эмоции не росли. Не было внутреннего подъема, сопереживания, вовлечения. Был набор эпизодов, практически не связанных общей задачей и общим смыслом. Зритель смотрел набор цветных, разрозненных картинок. Отсюда и реакция.
В сцене с допросом зритель следит не за происходящим, а сидя в кресле кинозала гадает зачем допрашивающие включают все эти лампочки на стене и на фига на Гошу напяливают надувной матрац, перешитый в комбинезон.
Я, как зритель, ни на секунду не верю, что этот допрос мог хоть что-то переменить в мировоззрении кого-либо вообще. Впрочем, Максим и раньше не очень верил в происходящее на экране, посему и разуверяться было ему не в чем.
Ротмистр Чачу своим фирменным ротмистрским криком отличился и здесь.
Кому как, а мне не понравился и Вепрь (Г. Куценко). Логики в поведении персонажа не увидел. Его, вообще-то, через пару минут могут приговорить к смерти. Или начать отрезать вторую руку. Или обе ноги. Или еще что-нибудь. Но ненависть и достоинство Вепря сильнее страха смерти. Однако, это не значит, что его нет. Только дураки и сумасшедшие не боятся смерти. А Вепрь - ни тот и не другой. И ему страшно. Очень. Поэтому «Я вас не боюсь» - это преодоление себя. Вызов. А это вот Гошино «Ха-ха! Массаракш! Какая страшная угроза» звучит как… «А хрен ли мы тут сидим, мужики? В париках, гриме этом дурацком и жарких костюмах. Давайте сгоняем, что ли, за пивком?» Нет в Гоше ни страха, ни вызова, ни достоинства. А есть «Ну когда уже с лысины этот бл…кий парик снимут, чешется же?»
Истерия, которой попытались оправдать поведение Вепря (подумайте, кстати, о кличке! Она очень говорящая!), показалась надуманной. Вот такой Вепрь сдал бы всех на третьей минуте. А уж когда ему отрезали руку «по частям» - вломил бы все «подполье» не задумываясь. К слову, а что оно делало, это подполье, до появления режима Неизвестных Отцов и «излучателей», интересно? Против чего боролось тогда?
И на фига была нужна пытка Вепря в этом «надувном матрасике», если приговор уже вынесен? В книге, кстати, никакой пытки нет.
В общем, на мой взгляд, один из ключевых моментов фильма - а именно, точка, в которой происходит слом Главного героя, бездарно просажена. Причем, виной тому весь первый час фильма. Увы и ах.
01:04:00 - разговор Гая и Максима.
Все бы ничего, кабы не дурацкая ухмылка Максима и не пропущенная в предыдущем разговоре Гая с Максимом информация. Здесь местами приходится додумывать, что же они такое имеют ввиду. И хорошо, если зритель читал роман. А если нет - уверен, половины не поймет вообще.
Для меня осталось загадкой, что «выродки» делали с Гвардейцами (со слов Гая) и что же такого повидал Гай, чтобы так «выродков» ненавидеть. Это вам не государственная пропаганда. Тут все серьезнее. Что-то очень личное. Мог бы получиться интересный заход, но... что выросло, то выросло.
01:05:00 - Странник и Фанк. Фанк нашел Максима. Странник приказывает привезти Дикаря, но Фанк снова опаздывает - Максим и Гай едут на задание, вместе с ротмистром Чачу.
Я только одного не понял, а что, позвонить и приказать доставить кандидата Максима под усиленной охраной, Страннику религия не позволяет? Все быстрее и надежнее вышло бы. Телефоны на Саракше есть - в начале фильма, в толпе нам показали гламурную барышню, беседующую по мобильному. Умнику звонят неоднократно. Не понимаю.
В результате Максима увозят, а Фанк опять остается ни с чем. Он видит, как Максима увозят, но при этом почему-то не догоняет автомобиль с Максимом, не останавливает его, не забирает кандидата Максима, а только смотрит вслед машине и мрачно шепчет «Массаракш». А между тем, Максим нужен не кому-нибудь, а одному из Отцов. Кто посмел бы возразить? А если посмеют, значит авторитет Фанка ни фига не весит. Как можно посылать такого за важнейшим человеком? Либо Странник глуп и беспечен (что вряд ли), либо… В общем, логика поступков Фанка остается для меня загадкой.
К слову, за время просмотра успел возненавидеть словечко «массаракш». Либо уже придумывали бы саракшский язык и говорили на нем, с закадровым переводом, либо не выпендривались и говорили нормально, по-русски. Персонажу необходимо выругаться? По-русски, пожалуйста. Хоть ту же «.. твою мать» пусть скажет. Все было бы органичнее.
01:07:00 - расстрел.
Кроме ротмистра Чачу, разговаривающего с интонациями провинциального гопника, - все неплохо. Не думаю только, что Орди начала бы рыдать (по книге и не рыдала). С её-то волей и такое унижение…
Я не понял двух вещей. Первая: что ротмистр Чачу имеет против капрала Гаала? Вторая: чего Максиму было не выстрелить пару раз в воздух, а потом не улучшить момент и не слинять, вместе с Гаем? Так сильно хотелось подставиться под пули? Я так понимаю, иллюзий к этому моменту относительно ротмистра, а так же и гвардии в целом, он уже не питал, так или иначе, собирался уходить, чего было нарываться-то?
Финал сцены странный. По реакции, Гай должен был бы кинуться на Чачу и, если и не застрелить, то хотя бы попытаться набить морду.
С другой стороны, ротмистр Чачу, уверен, отдал бы приказ Гаю добить Максима. (У самого патроны кончились, - аж штук шесть их в пистолете-пулемете было! - но у Гая-то еще был полный боезапас). Проверил бы на верность Гвардии, либо арестовал бы, что неудивительно, учитывая с каким удовольствием ротмистр говорит о возможном разжаловании Гая, а чуть позже о переводе его в войска.
ЗЫ. По книге, Чачу пытался добить макима, но побоялся подойти - к уже убитому! - и промахнулся! В книге это в принципе иной эпизод! И по повденеию Максима и по поведению Чачу! Куда более мощный.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ: Поскольку зрители изначально не верят в право дело Гвардии, - а значит не верят и Максиму, который якобы должен верить, - весь блок «Гвардеец» кажется пустым и созданным только ради кучи пострелюшек и спецэффектов.
Он не дает нового эмоционального настроя зрителю, отсюда и новое внутреннее наполнение Главного героя кажется фальшивым, а его поступки и решения просто навязанными извне. Ощущение, как от спектакля плохого провинциального театра. Режиссер не наполнил героев, не дал им мотивации, не поставил им задач и целей, поэтому кажутся они не персонажами, а говорящими куклами, без собственных желаний, потребностей, страхов и боли.
Идем дальше.
01:10:00 - совещание Неизвестных Отцов.
Беседа все в том же ритме «обдолбившихся вусмерть» наркоманов. Готовимся к войне, строим танки. Разброд в суждениях. Каганович… В смысле Деверь с откровенным вызовом возражает Самому любимому товарищу Стал… в смысле, Папе, но, - о, чудо! - ему даже не ломают руки! План более, чем рискован, с учетом временных рамок, тем не менее, принимается решение о начале войны.
Непонятно только какое это имеет отношение к истории. Более того, у меня складывается ощущение (книгу как раз сейчас перечитываю), что именно этот эпизод скомкает во второй части фильма всю суть затеянного Максимом «предприятия», заодно с основной идеей произведения.
В финале Умник признается, что готовит нападение на башню, с целью подготовки «общественного мнения». С учетом, что ранее нападения и подрывы башен осуществлялись регулярно (только по фильму! В книге подобоного и близко нет и нападению на башню является рассчетливой провокацией толпы!), совершенно не понятна суть такого «хитроумного» шага. Зато становится ясно, что среди подполья «выродков» есть шпион.
01:13:45 - Максим приходит в себя среди «выродков» и доказывает, что он - хороший парень. Он узнает об истинной сущности «излучателей» и помогает «выродкам» пережить очередной удар. Федор Сергеевич Бондарчук, третий раз за фильм корчится в ванной, в халате со стразами и с эбонитово-хрустальной палочкой в зубах.
Знаете, по-моему, это одна из немногих сцен в фильме, в которой все персонажи знают, что и почему говорят. При этом диалог вполне осмысленный от начала и до конца. Единственное, чего я не понял, откуда Орди знает, что Максим умеет снимать боль? По сцене с рейдом это совершенно непонятно. Если там и был подобный момент, то он подан настолько в проброс, что здесь фраза Орди вызывает удивление. И если Максим умеет снимать боль, то почему не помог Фанку в машине, а принялся орать насчет «человеку плохо»?
01:19:57 - Умнику звонят и предупреждают о нападении на башню. Он просит не спугнуть нападающих раньше времени.
Товарищи создатели, вы уж как-то… того… определитесь. Либо Умник сам готовит нападение, либо «не спугните». Готовит - это агент-провокатор. Что и надежнее и подразумевает возможность манипуляций. Не спугните - это информатор и невозможность что-либо гарантировать. А за просчеты, между тем, на заседаниях ЦК вполне можно и пулю в хребет схлопотать. У комрадов Отцов за этим не заржавеет.
Еще проще было бы использовать для подобных целей просто команду солдат или какую-нибудь местную спецслужбу. Эффективнее и полный контроль за ходом операции. Ну, вы знаете. Странные интриги на Саракше.
01:20:37 - Нападение на башню.
Впечатление странное. Визуально - все слишком невнятно, сумбурно и скоротечно. Вкусно посмаковать хорошую, возникшую по поводу перестрелку создатели так и не смогли.
Максим бежит к башне, весело отбрасывая Гвардейцев на высоковольтные изоляторы. «Выродки» же, пробравшись на территорию объекта, попрятались за стойки башни и сидят жмурясь от страха и закрывая лица руками. Ну их на хрен, таких сподвижников.
В финале с поля боя выносят окровавленного «Лесника», который и сознается, что именно он - информатор Умника. А теперь, внимание, вопрос! ЗАЧЕМ? Зачем вообще был нужен информатор? Что вообще за манера у наших кинодеятелей, вводить персонажей на 5-7 минут экранного времени, потом их быстренько «мочить» и сворачивать линию? Зачем все эти мелкие штришки? У вас и так материала - вагон, на десятисерийку. Осваивайте хотя бы крупное. Рисуйте историю более сильными мазками. На фига уходить в мелочи?
Что сюжетно изменило наличие этого 007? Да ничего. И без всей этой бодяги с информатором влезли бы, взорвали и погибли! Охраны на каждом объъекте - как грязи! А по-другому и быть не может! Башни - жизненно важны! И их постоянно подрывают! Именно поэтому в книге «выродки» предпринимают атаку во время очередного удара «излучателей» - солдаты будут в трансе, а на Максима эта хрень не действует! Единственную убедительную причину всей этой каше вижу такую: товарищу ФС хотелось подольше побыть в кадре.
В книге этот эпизод - попытка Главного героя нащупать альтернативный путь , понять, что же ему делать дальше. Как существовать в чужом, жестоком и малопонятном для него мире. Как изменить жизнь, которую он видит, раз и навсегда? При этом, если не путаю, именно Максим пытался убедить членов группы, что нападение на вышку ничего не даст. Нужно найти центр, из которого идут сигналы. Тем не менее, рейд состоялся и стоил жизни четверым членам группы. Убедившись в собственной правоте, Максим принимает решение действовать иным образом.
В фильме этого разговора нет. Точнее, он есть, но существенно позже и не очень к месту. Киношный Максим до подобных решений, увы, не дозрел. На протяжении первых полутора часов фильма Главный герой решает единственную задачу: помочь режиссеру и продюсеру «освоить» 40 млн. долларов бюджета.
01:23:30 - звонок Папы Умнику. Папа Умником доволен.
Ну, в общем, по поводу информатора и спланированного Умником теракта, мне кажется, все ясно.
(Все, на сегодня хватит. Останки всего этого безобразия завтра.)