Братцы, разбирать технологические ляпы «Обитаемого острова» не стану. В общих чертах они все описаны в предыдущем посте. Мне кажется, того, что сказано вполне достаточно, чтобы составить впечатление о визуальном ряде.
.
Для начала, определимся с основной идеей фильма.
Я лично понимаю ее так: «Влезая в чужой монастырь со своим уставом, пусть даже с самыми благими намерениями, легко наворотить такого, что все предыдущие беды покажутся детским садом, по сравнению с тем, что натворил ты». Проще говоря: «Выбирая из двух зол, не забывай, что ты, тем не менее, выбираешь зло».
Задачи героя:
- Промежуточная: Покинуть Саракш.
- Сквозная: Понять, что же происходит на планете и установить на нем «царство справедливости», свергнув тоталитарный режим Неизвестных отцов.
Тема первого фильма: «Молодой и наивный землянин, прилетев на Саракш, сталкивается с насквозь тоталитарной системой. Осознав, что строй, навязанный стране Неведомыми Отцами - зло, землянин пытается вырваться из-под контроля Системы».
(Если я в чем-то не прав, поправьте, буду благодарен).
Согласно законам драматики, любые законченные эпизоды, сцены, фрагменты, работают на основную идею произведения и способствуют разрешению задач, возникающих перед Главным Героем.
Итак, начнем от печки.
Первый акт, представление героя, введение его в историю, возникновение основного конфликта.
00:02:00 - 00:06:40 Максим на некоем странном «спрутообразном» звездолете летит в сторону Саракша, беседуя по ходу дела с бабушкой. По ходу разговора Максим легко врет бабушке, что не брал дедушкины часы. При этом он широко и довольно улыбается. Звездолет попадает в астероидное поле, теряет «щупальца» (при этом отсек почему-то открывается, а не наоборот, что с точки зрения сохранения живучести корабля - полный бред) и благополучно падает на Саракш.
После катастрофы Максим не пытается выяснить, что же сломалось в звездолете, не пытается предотвратить взрыв, не пытается даже послать сигнал бедствия (контрольная панель после падения работает). ОН вылезает из звездолета и идет на гору. За его спиной звездолет взрывается. Максим спокойно отворачивается и изумленно смотрит на открывшийся «крымский» пейзаж. На лице такое незамутненное изумление, что сразу ясно - Максим вообще никогда не видел ни гор, ни речек, ни травки с песочком. Т.е., герой не беспокоится, а значит и зритель, вместе с ним. Рефракция на общем плане не видна, посему абсолютно непонятно, что же там такого «изумительного» увидел главный герой.
Все. На этом первый акт заканчивается. Герой на Саракше и покинуть его не имеет возможности. Шесть с небольшим минут.
Казалось бы, отлично. Но. Что же мы узнали о главном герое за эти шесть минут? Помимо того, что он - вор, лжец и откровенно плюет на родню, учебу и влюбленных в него девушек? (Не самые лестные характеристики для ГГ, верно?) Так что же? Да ничего. Ровным счетом. Ни что за жизнь была у Максима раньше, ни кто его родители, ни чем он живет-дышит, ни чего добивается в жизни, ни каковы его моральные принципы и правила, ни что он любит, ни чего боится и за что переживает! НИ-ЧЕ-ГО! Нет никакого Максима Камеррера. Есть абсолютно бестолковая двухметровая ходульная кукла, белобрысая, с идиотской улыбкой ни к месту.
Зачем вообще был нужен эпизод с полетом-падением? Смысловой нагрузки от него - никакой. В нем нет ничего, что нельзя было бы представить иным образом. Вполне достаточно было бы начала фильма «а’ля «Лост». Типа, очнулся - гипс. Упущено целых шесть минут экранного времени, которые можно было бы выделить на более внятное введение зрителя в мир Саракша, через путешествие по лесу и общение с Зефом (в книге, кстати, это самое путешествие раскрывает Максима куда лучше любых описаний)!
Хотели создать напряг у зрителя? Так зритель-то еще эмоционально не дорос до этого напряга! Не успел. Посему и напряг не срабатывает. Впечатление же от первых 10 минут фильма однозначное: главный герой - врун и безответственный дурачок, не знающий элементарных вещей, которые знает на Земле любой ребенок. В частности, что не стоит уходить от того места, где ты потерялся! Максим в фильме не нашел следов разумной цивилизации к моменту ухода от корабля! В отличие от книги!
Далее начинается второй акт. Т.е., собственно, кино.
00:07:04 - Максим находит обрывок танковой гусеницы. Это первый этап на пути к достижению сквозной задачи! То есть, Максим обнаружил следы разумных существ, обладающих какой-никакой, а техникой! Важнейший момент. Но! Эмоции Максима не фиксируются. Он держится так, словно доподлинно знает, что люди тут есть, знает все об их образе жизни, порядках, уровне технического оснащения и всем таком прочем.
Камера на гусенице не акцентируется тоже, посему эпизод не отрабатывает совсем.
00:07:40 - Максим в лесу находит котелок и костер, а затем видит «голована». Голован рычит/урчит, выслушивает книжное Максимовское «Мак-Сим», а затем, при появлении Зефа, убегает. Плюс, здесь же Максим вставляет себе в ухо «капсулу», благодаря которой начинает понимать речь саракшцев и (!) прекрасно говорить по-саракшски!
Абсолютно «раздерганный» эпизод. Зачем здесь «голован»? Какой смысл в его появлении? Объяснить, что в лесу существует аж два вида разумной жизни? Так нигде дальше по истории этот факт не работает. (- Ты не прав, Зеф! Они живут не только в крепости! Они выбираются в лес! - Так вот оно что! Вековая загадка цивилизации голованов решена! Они - главенствующая раса на планете и помогут тебе покинуть Саракш!) Нету этого! Для напряга? Не получилось напряга. Да, собственно, и не нужен он здесь. Минута экранного времени, потраченная НИЗАЧЕМ!
Да, у Стругацких есть про «пробежавшее через дорогу, согнутое темное нечто». Но у них так же есть и про танк и про прочее. Невозможно экранизировать книгу дословно. Из истории нужно вычленять главное. Так что же тут главное? Я так понимаю, - первый контакт. Т.е. костер и котелок. Но Максим реагирует на него примерно так же, как и на обрывок танковой гусеницы. Т.е. никак.
Далее, арест Максима Зефом. Зеф невозмутимо расстреливает пояс Максима, хотя после ведет Максима сдавать Гвардии.
Зачем? Ценная находка? Тогда почему Зеф не пытался узнать кто такой Максим? Почему не захватил с собой пояс Максима? Почему даже не взглянул, что в нем? Почему не поинтересовался хотя бы диковинными «дедовскими» часами? Абсолютно непонятно.
Но, что хуже, Максим и не подумал поинтересоваться у Зефа, что это за планета, что тут за люди, что за техника, можно ли отсюда как-то улететь? Т.е. Главный герой, изо всех сил не хочет решать промежуточную задачу. А когда ему подсовывают под нос подсказку, отворачивается, досадливо морщась. Типа, фи, нам же еще три с половиной часа по экрану скакать!
В книге Максим не знал языка, но, тем не менее, всеми силами пытался объясниться и установить контакт. В фильме Максим понимает язык и может говорить! И тем не менее, ни одного - жизненно важного, заметим, для него, - вопроса не задает! Это что, врожденный кретинизм звездолетчиков 22 века?
00:09:47 - база Гвардии в каньоне.
Бог с ней, с тактикой, хотя справедливости ради надо заметить, что худшее расположение базы трудно себе представить. Зеф и Максим подошли к базе беспрепятственно. Ни постов, ни караулов, ни патрулей. База внизу - как на ладони. А ведь это Южная граница, за которой враг!
Гвардейцы в черном - худший штамп из всех, которые можно было придумать. «А сейчас мы вам покажем злодеев доктора Геббельса»!
00:10:34 - Зеф, сдающий Максима за брикет мяса - при том, что в лесу явно есть что пожрать, хотя бы те же «голованы» - сразу становится мелок. Это не бывший профессор, а мелкий гэбэшный стукач. Мальчиш-плохиш!
Всей этой байды с мнемо-допросом на базе в книге нет тоже. Есть обычный допрос, на котором Максим рисует планетную систему, Вселенную, земную фауну, свой звездолет (и Зеф тут же сообщает, что именно такую штуковину они и подорвали на рассвете!), пытается объяснить кто он и как попал на Саракш. Т.е. он пытается выполнять промежуточную задачу - найти способ покинуть планету! Но, ИМЕННО БЛАГОДАРЯ ЭТИМ РИСУНКАМ его и отправляют в город, а не обратно в лес. Это же нормальная логика лагерного охранника - раз парень в лесу (в зоне), он уже осужден и сослан, значит, в городе он на хрен никому не нужен. Кому надо о нем уже знают и все, что надо выяснили!
Для того, чтобы отправить «дикаря» обратно в город должна быть очень веская причина, а вовсе не единственная картинка с тахоргом на мнемо-мониторе!
Плюс, эпизод с излучением. Это первый «крючок» выводящий Главного героя от промежуточной задачи к сквозной!
В фильме, увидев упавшего и забившегося в судорогах Зефа, конвойный орет: «Выродок!» Эффектно. Но за что же, простите, Зефа сослали на лесные работы? На бензоколонке бензин ослиной мочой разбавлял? По книге-то как раз за то, что он - «выродок». И если «излучение» уже подействовало на Гая и всех остальных в помещении, а так же и на Зефа на улице, то почему оно не подействовало на остальных солдат? Они собрались скопом и принялись избивать Зефа. Видимо, до этого момента солдаты думали, что осужденный Зеф - Иисус Христос во плоти.
В книге этот момент - первый раз, когда Максим понимает, что что-то не так. И происходит это потому, что «симпатичный парень» Гай, брызгая слюной в восторженной истерике, избивает в кровь и без того корчащегося от боли Зефа. Именно это идет вразрез с миропониманием Максима, а вовсе не то, что Гай, вытянувшись по стойке «смирно» сквозь зубы, читает какой-то там речетатив.
Вывод - эпизод не работает ни на промежуточную задачу, ни на сквозную! Эпизод - «пустышка».
00:12:54 Дальше - военный автопоезд. На передней машине пулеметчик. Кто в военный конвой столько «гражданского отребья» посадил, откуда оно взялось в таком количестве на «зековско-пограничном» объекте непонятно. (А если он не военный, то на фига пулеметчик?)
Максим видит в окно ужасающую нищету и при этом улыбается идиотской улыбкой.
В книге эпизод в поезде - иллюстрация поведения людей под воздействием «излучателей» и все большего недоумения Максима.
В фильме - способ показать набор «охренных спецэффектов» - взрыв и падение башни-«излучателя», протыкание автопоезда острым основанием башни (хотя на общем плане видно, что башня, как ни падай, до автопоезда и близко не долетит!), а так же и спасения Гая Максимом.
«Это выродки! Выродки!» - кричит Гай. И что? Зритель успеет о них забыть за 45 минут экранного времени, поскольку дальше «выродки» возникнут без малого через час! Гай-то это кричать может, но не надо забывать, что зритель должен понимать о чем идет речь! Иначе ему становится скучно!
Зачем бы нужен этот эпизод? Чтобы заявить: «На планете, помимо голованов, есть еще и «выродки», взрывающие башни противобалистической обороны»? А на фига?
Что изменилось бы, если бы этого эпизода не было? Да ничего. Ровным счетом. История осталась бы прежней. Только Максим не получил бы почвы для кучи вопросов, на которые, по идее, он должен пытаться найти ответы. Должен, НО НЕ ИЩЕТ, на протяжение еще 90 минут!
И ведь логическая цепочка простая даже для пятиклассника, не то что для астронавта - раз есть ПБО (противобаллистическая оборона), значит есть баллистические ракеты и, как минимум, реактивные двигатели, системы наведения, в идеале - спутники, а значит должны быть и корабли-носители, выводящие их на орбиту, телескопы и все такое.
По промежуточной задаче, Максим должен был бы начать расспрашивать Гая об этом, а не отворачиваться с дебильной улыбочкой .
А по сквозной, как чистый, слегка наивный, но искренний и справедливый человек, задать и ряд других вопросов, например: кто такие выродки? Почему они взрывают башни? Чего добиваются? И т.д. Словом, по логике далее следует три тонны вопросов, на которые наш Главный герой просто забил огромный ржавый болт.
Плюс, что вовсе немаловажно, - это уже третий «напряжный» момент за ПЕРВЫЕ 15 минут экранного времени! Ребята, нельзя так часто давать напряги! Они не работают. Зритель просто не успевает эмоционально к ним подготовиться! Вместо того, чтобы спокойно ввести зрителя в историю, настроить его на то, что же увидит дальше, кому станет сопереживать, начинаете с места в карьер с напрягов и «взрывных» спецэффектов. Подобный темп плох даже для середины фильмва, а уж для начала просто губителен! Выдавая на гора подобную кучу напряженных моментов, вы снижаете значимость и накал каждого из них в отдельности! А это первый признак плохого, малобюджетного кино. %((
00:16:55 - Гай и Максим забираются на гору и видят город. Красиво. (Тут странно, что снаружи город один, а изнутри - другой). Но… это город, уцелевший после ядерной войны? Ребята, НИ ОДНОГО разрушенного дома. При том, что башни там - на Земле таких не бывает! Этажей в сто с гаком, если не в двести! От ядерного взрыва, шарахнувшего за сто километров, половина зданий по законам физики просто попадала бы!
У Стругацких город «жался к земле». Он в трех красках - коричневой, серой, черной. Полон дождя и тумана. Здесь - высотные (немеряно высотные, скажем прямо) здания и полный, кромешный бардак на улицах. При тоталитаризме не бывает такого бардака! Тоталитаризм - если и не порядок, то внешнее ему соответствие! Представьте себе такой вот разгул проституток, торгашей и различных уродов на улицах при Сталине! У меня лично возник диссонанс в восприятии.
00:17:53 - Разговор Странника и Фалка.
Ни хрена не понял. И дело даже не в том, что непонятно ни кто такой Фалк, ни кто такой Странник. Это Бог с ним, заявляются второстепенные персонажи. Плюс, по жетону понимаем, что Странник - "сидит как полный ВВП» или, по крайней мере, как Жириновский.
Но при этом абсолютно непонятно откуда Странник знает про Максима! В город-то о нем никто ничего не сообщал! Или Странник смотрит по телевизору идиотические передачи (типа наших «мыльных опер») и признал иноземного тахорга? Представляете себе ВВП, который в свободную минуту наслаждается «Камеди клабом»? Или ему с Земли передали? «Так, мол, и так, рухнул к вам тут один… , ошивается где-то, так уж вы будьте добры, отловите, да и пендалем, на орбиту, а тут уж мы подберем»? Словом, ерунда и невнятица.
00:19:30 - Максим на телецентре.
В книге Максим, полагая, что идет сбор материала для местной комиссии по контакту, выдавал информацию. Т.е., опять таки, пытался выполнять промежуточную задачу! А тут он что делает? Плещется в аквариуме в свое удовольствие? На фига? Максим понимает язык и может разговаривать. Значит, может, в принципе, понять, что происходит. Вместо того, чтобы искать возможность улететь с планеты или выйти с кем-то на контакт, сидит и выдает «воспоминания». Зачем? Непонятно. (Честно говоря, я бы вообще весь фрагмент с Бегемотом, телестудией и т.д. выкинул бы. В книге они воспринимаются нормально. В фильме - лишние.)
00:21:15 - Разговор Умника с помощником. «- Странник забрал дикаря? А зачем ему дикарь? - Ну, это же очевидно!»
Как хотите, но в отсутствие внятного начала истории ( с рисунками Максима, с информацией, которую он выдал, с его странным поведением), мне лично НИ ФИГА НЕ ОЧЕВИДНО! Ну, забрал и забрал Странник какого-то ублюдка, которого отловила на Южной границе. И что? Мало ли кого Странник забирал?
Опять же, откуда Помощник узнал о Максиме? Фанк с Максимом только-только из телецентра вышли! Сообщили из Останкино? Так надо быстрее действовать - перехватить под любым предлогом (даром, что Умник - Прокурор, возможности есть) и на допрос. А там: «Извини, Странник, мои идиоты схватили парня по ошибке, приняли за выродка, ну и того… помер, сволочь, по дороге. Прости, так уж получилось. Мертвых не воскресишь» или «А теперь, Странник, ответь-ка мне, дружок, на вопрос, пока не отправился в подвалы Лубянки или не получил пулю в затылок, в зале сборищ Святых... пардон, Неизвестных Отцов …»
Верховные Прокуроры потому и занимают свое место, что думают быстро, решают резко и действуют мгновенно.
Дальше, разговор Максима с Фанком. «А я думал, обо мне забыли! Много у вас тут людей сверху? Некогда со всеми разбираться, да?»
Что это за бред? Это астронавт говорит? Представляете к нам бы попал Кину Ривз в виде пришельца. Долго бы он скалился и идиотские вопросы задавал? «Контакт, да? Ну, наконец. А-то сижу, понимаешь, посередь Централ-парка, жду. У вас тут инопланетян, наверное, до фига ошивается, не до меня, поди? » Ау, создатели! Вам самим-то не смешно от таких диалогов, «бережно перенесенных из книги»?
Далее, (00:23:25) если Фанк понимал, что удар «излучателя» настигнет его в пути (напомню, он проводится дважды в сутки, ровно в десять), то почему не остановился и не переждал его где-нибудь на обочине, в тихом местечке? В книге-то Фанка внезапно накрыло, причем не общим излучателем, а мобильным, установленным в патрульной машине. А тут что?
(Вот, в качестве предложения, лежащего на поверхности - Капрал с базы Гвардейцев сообщает о Максиме Стражнику, а писарь-стукач, чуть позже, - Умнику. И тот и другой отправляют за Максимом своих людей. Фанк успевает первым. Но уже на въезде в город машину Фанка перехыватывает кордон с мобильным излучателем (Умник-то знает, что вся верхушка и приближенные - "выродки"). Фанка, корчащегося от боли, хватают, но Максиму удается бежать. И на фиг телевидение и всю эту "спецэффектную бодягу" с башней).
(00:23:38) - Эпизод с приступом у Фанка и толпой - вообще караул. «Человеку плохо»! И толпа: «Распни его!» (в смысле, «Убей выродка!»)
Понятно, эпизод нужен для того, чтобы зритель ужаснулся кошмарам тоталитарного общества (в бондарчуковской интерпретации) и стал бы сочувствовать Максиму на его пути к выполнению Сквозной задачи. Но ребята, эпизод-то грубый и глупый!
В книге Максима вежливо отвели в сторону, - никто слова не сказал, не то что орать «Убей его!», - а Фанка аккуратно погрузили в машину и увезли.
Нет в книге никакой злобной толпы, жаждущей смерти! Нету. У Гая подобные позывы есть, и то далеко не всегда, а у толпы - нет. И это понятно и оправданно, в плане подачи истории. Ибо, после того, что произошло в фильме, любой нормальный человек должен был бы понять, что на этой «милой» планете что-то очень и очень не так. В частности и с «выродками» этими. Ни фига себе номера - мгновенно озверевшая толпа, горящая жаждой убийства, самого швыряющая мордой на капот. Гвардейцы тащат умирающего Фанка, как куклу, по лужам и грязи.
Даже не знающий языка все понял бы, а уж слышащий и понимающий - тем более! Зритель в зале это понимает - отдай не греши! А Главный герой? Фигушки. Продолжает улыбаться.
Вывод: наш Главный герой - дебил. И с этого самого момента, хоть убейте, дальше начинается сплошное вранье! Я в жизни не поверю, что человек, обладающий соображалкой чуть более развитой, чем у годовалого младенца, пошел бы в Гвардию, защищать вот этих, орущих «Убей выродка!» людей. Т.е. освободить их от «гнета излучателей» - да. Но в Гвардию, защищающую этот режим, этих людей - нет.
(Братцы, подустал. Если кому все это словоблудие интересно, продолжу завтра-послезавтра. Ну а, ежели нет, то и фиг с ним, ибо там несуразнойстей - на "Войну и мир Максима Кемеррера" набирается. %))) ).