К началу Первой Мировой войны 1914-18гг. Русская Армия практически не располагала табельными войсковыми переправочными средствами, которые можно было бы использовать для форсирования водных преград ротами, батальонами, полками.
Лодка Иолшина, входившая в комплект понтонного парка Томиловского еще с 1868 года, к началу Первой Мировой войны была едва-ли не единственным табельным переправочным средством саперных команд пехотных и кавалерийских полков. Да и то, до войны она предназначалась для разведочных и охотничьих групп.
Лодка представляла собой деревянный реечный каркас, обтянутый парусиной. Непотопляемость лодки обеспечивалась также парусиновыми плоскими мешками, заполненными капкой. Длина лодки 3.048м, ширина в самом широком месте 1м., высота бортов возле уключин 0.5 м. Лодка передвигалась с помощью пары весел. Грузоподъемность лодки составляла до 400кг при собственном весе в 50 кг. Лодка перевозилась в двух вьюках на одной лошади. В один вьюк помещался каркас в разобранном виде и часть мешков с капкой, во втором парусиновая обтяжка и часть мешков с капкой.
Существенным недостатком лодки было то, что парусина не имела водоотталкивающей пропитки. Она даже не была просмолена. В результате через 6-8 часов капка намокала и лодка теряла плавучесть более чем на 60%. При этом собственный вес ее возрастал до 100-120кг. Но на это приходилось идти, т.к. комплект лодки должен был перевозиться лошадью на вьюках, а это накладывало жесткие ограничения на вес лодки.Однако в годы Первой Мировой войны, гражданской войны, да и в тридцатые годы лодка использовалась очень широко.
Ее использовали не только как просто переправочное средство, но и как плавучие опоры легких штурмовых пехотных мостов, а также для сборки легких перевозных паромов. Паром, собранный из нескольких лодок, был способен переправлять повозки, трехдюймовые пушки, личный состав, лошадей и различное имущество. На рисунке часть легкого штурмового пехотного моста.
Достоинствами лодки Иолшина являлись ее простота, дешевизна, возможность изготавливать в любой деревообделочной мастерской, универсальность в применении.
К началу Второй Мировой войны лодка уже, конечно, безнадежно устарела. Ее задачи гораздо лучше могли выполнять, поступившие на вооружение Красной Армии резиновые надувные лодки, которые обладали многими преимуществами перед лодкой Иолшина.
Однако не следует забывать, что каучук в стране не производился, а импортировался из Южной Америки. Его остро не хватало для производства резины для более насущных нужд (авторезина, шланги и т.п.). А дерева в СССР было с избытком, парусину, брезент могли производить в нужных количествах. Поэтому лодка Иолшина провоевала и почти всю Великую Отечественную войну. Только по мере нарастания в поставках по ленд-лизу количества плавающей техники, каучука, других материалов лодка начала постепенно сходить со сцены.
Но еще и в шестидесятых годах в армии кое-где в каптерках саперных рот еще можно было встретить старенькие "Иолки". Они уже не числились как табельное имущество, но рачительные старшины норовили выдавать их на занятия, чтобы поберечь табельные резиновые лодки.