Лодки Халкета

Dec 24, 2015 16:02

Лодка - плащ Халкетта.

В 1840-х годах Британский лейтенант флота Питер Халкет заинтересовался трудностями путешествия в канадской Арктике и проблемой создания лодок, достаточно лёгких для переноски по труднопроходимой местности и достаточно крепких для использования в экстремальных погодных условиях.
Первой конструкцией Халкетта была разборная надувная лодка из ткани, пропитанной резиной. Его идея заключалось в том, что все составные части лодки должны служить предметами одежды или амуниции, которые пользователь носит в любом случае. Разобранную лодку можно было надеть в качестве плаща, вёсла и парус использовать как трость и зонт соответственно.



Халкетт сконструировал водонепроницаемый плащ на основе ранней формы макинтоша - плаща из хлопчатобумажной ткани, пропитанной каучуком с использованием лигроина в качестве растворителя. Подкладка плаща содержала герметичное водонепроницаемое надувное кольцо яйцевидной формы, разделённое на четыре герметичных секции для защиты от прокола], и карман, в который помещались лопасть весла и небольшие меха. Владелец плаща носил трость, служившую древком весла, и большой зонтик, служивший также как парус. Комплект из плаща и принадлежностей весил около 7½ фунтов (3,4 кг) и мог быть надут за 3-4 минуты. Собранная из плаща лодка могла выдержать вес от шести до восьми человек.



В начале 1844 года Халкетт успешно испытал прототип лодки-плаща на Темзе, проплыв на ней без протечек 15 км. Ободрённый успехом, Халкетт взял прототип лодки-плаща с собой на морскую службу и использовал её при всякой возможности в различных условиях моря.

Лодка-плащ была положительно оценена путешественниками: Джон Ричардсон (который чуть не умер во время экспедиции 1819-1822 годов на Коппермайне) писал, что «Если бы мы имели такое приспособление в нашей первой экспедиции, я не сомневаюсь, что мы вернулись всей группой благополучно».

Двухместная лодка Халкета.

Вдохновленный успешным испытанием лодки-плаща, Халкетт сконструировал бо́льшую версию, которая могла складываться в мешок. Будучи собранной, она могла нести двоих людей, гребущих каждый своим веслом. Будучи разобранной, лодка могла быть использована в качестве водонепроницаемого одеяла, позволявшего разбить лагерь на мокрой земле.



Лодка с брезентовым чехлом и без.



Двухместная лодка легко перносится одним человеком.



Халкетт пытался доказать полезность своих лодок для Британского Королевского флота, но так и не смог убедить Адмиралтейство в их необходимости для военно-морской службы.

Несмотря на оценку Адмиралтейства, конструкция Халкетта была очень хорошо принята исследователями.
Джон Франклин купил одну лодку, чтобы взять её с собой в экспедицию 1845 года. Франклин считал лодки Халкетта столь необходимыми для поездок в Канаде, что отдал лодку, предназначенную для своей экспедиции, сэру Джорджу Симпсону - главному губернатору Земли Руперта, для использования в поездках в том районе. И тут же  заказал Халкетту другую лодку, которая успела прибыть до начала экспедиции, ставшей для Франклина и его экспедиции последней.

Оркнейский хирург Джон Рей, известный инуитам под именем Аглука, (тот, кто ходит большими шагами), работал в Компании Гудзонова залива и стал землемером в канадской Арктике. В отличие от большинства европейцев того времени, Рей считал, что местные жители знали, как лучше справиться с экстремальными погодными условиями. Он путешествовал по-эскимосски на санях и снегоступах, спал в снежных иглу. Рэй взял лодку Халкетта в свою первую экспедицию в 1846 году, сообщая, что она была «весьма полезна на переправе через реку в заливе Репульса», и что, «несмотря на постоянное использование свыше шести недель на скалистом побережье, она никогда не требовала ни малейшего ремонта» и «должна стать частью оборудования каждой экспедиции».
Рей отметил, что, хотя резина лодки становилась жесткой от холода, было нетрудно греть и смягчать ее, когда это было нужно.
Лодки Халкетта также применялись в 1848 году во время следующей поисковой экспедиции (экспедиция Росса) на корабле «Энтерпрайз», в ходе которой лодки успешно использовались для рыбной ловли.
В 1851 году французский исследователь Жозеф Рене Белло предпринимал ещё одну экспедицию в поисках Франклина, профинансированную женой пропавшего путешественника. Белло взял лодку-плащ Халкетта в экспедицию, отметив в своем дневнике, что лодка представляла «огромную ценность в стране, где недостаток дерева исключает возможность конструирования какого-либо плота»[11].

Несмотря на рекламу, называвшую лодку идеально пригодной для рыбной ловли и охоты на уток, и на участие лодки в экспозиции Всемирной выставки 1851 года, конструкции Халкетта не пользовались успехом на рынке и никогда не достигли всеобщего применения вне специализированной области исследования канадской Арктики.

Питер Халкетт дослужился до звания капитана и умер 23 марта 1885 года в возрасте 65 лет. Производство лодок было прекращего после его смерти.
Джон Рей передал свою лодку, принимавшую участие в экспедиции 1853 года, мисс Пис из города Керкуолл, после чего лодка долгое время лежала на стропилах лесного склада в этом городе, где и была найдена много лет спустя. В настоящее время этот единственный сохранившийся до нашего времени экземпляр выставлен в музее города Стромнесс на Оркнейских островах.

ЛОДКИ-БАЙДАРКИ, Морское, Очумелые ручки

Previous post Next post
Up