Дорогие товарищи, позвольте митинг протеста против дня С.В. Валентина считать открытым.
Этот, с позволения сказать, праздник, пришедший к нам с разлагающегося от кризиса запада, отмечают в середине февраля. В Европейских штатах уже начинается весна, на газонах проклевываются первые бледные влюбленные парочки в плащиках и туфельках на меху. Робко держась друг за друга, покачиваясь на ветру, бредут они по узким улочкам европейских городов до ближайших по-мещански украшенных кафе, чтобы там подарить друг другу мелкобуржуазные пластмассовые сердечки и картонные открытки.
Не то у нас. У нас в эту пору стоят морозы, крепкие телом и морально не разложившиеся влюбленные в шубах и шапках катаются на санках с гор, а в предприятия общепита забегают выпить горячительных жидкостей (борщ, чай и пр.). Достаточно согреваемся, разоблачаемся и разлагаемся мы только ближе к лету. Но не в связи с празднованием такого пережитка дореволюционного прошлого, как день памяти князя Петра и крестьянской девушки Февронии, которую он пытался обмануть, но где дворянам до смекалки простого русского человека! Петр сам был перехитрен и вынужден жениться на Февронии. Такие нездоровые браки заключали в темные средневековые времена поработители простого народа, и заставляли потом чтить эти события.
Итак, разоблачается советский влюбленный только в комиссии по чистке или же благодаря разностороннему бодрящему климату нашей великой Родины. Поэтому предлагаю вам, товарищи, презрев идейно неблизкие нам праздники, прочитать здоровый советский идеологически выверенный стих о любви из журнала «Смехач» за 1924 год. Также под катом - образцы идейного юмора в виде фельетона, объявления о подписке и карикатур.
Август
Дача. Жарко. Нет ни кляксы
На сверкающей лазури;
Не в Наркоминделе, в Загсе
Признаются все… де-юре.
Даже ночью нету мрака,
Сверхурочно жарит солнце,
С быстротой станка госзнака
Рассыпая в пруд… червонцы,
А в пруду мальчишек тельца
Пенят с гиком воду смело;
Вот бы где могла бы Гельцер
Поучиться ритму тела.
Дачник пыль метлою множит,
Подметая гравий красный;
Факт зовется чисткой тоже
Хоть К.К.* здесь непричастна.
Только вечер даль нахмурит -
Для влюбленных, что уж лучше?
Как Пильняк в литературе,
Каждый каждой есть «попутчик».
А к тому же, без заботы,
В ветках спрятавшись картинно,
Иволги выводят ноты,
Как… Чичерин иль Литвинов.
Хорошо на травке так-то
Поваляться в вольной позе
И лежать, как будто трактор
В бесхозяйственном Совхозе.
К. Шелонский. «Смехач». Июль, 1924.
* Речь идет о Контрольной Комиссии ВКП(б), которая проводила общегосударственную компанию по чистке партийных рядов в парторганизациях на местах, партячейках предприятий и учреждений, воинских организациях от подозрительных элементов, «бывших людей» с социально темным дореволюционным прошлым и прочих примазавшихся «попутчиков». Именно тогда были введены в повсеместное обращение многостраничные анкеты, где у совграждан выпытывали всю подноготную, биографии предков до десятого колена и наличие родственников за границей. В СМИ тех лет чистке уделялось очень много места. Приведу здесь из того же журнала фельетон с вариантами автобиографий для очистительных анкет.
Рядом на полосе - антирелигиозная пропаганда с медицинским обоснованием. Куда же без нее?! В 1920-х юмористические журналы порой отдавали этой теме до 50 % места в номере.
В журнале вы также найдете образец высококачественной рекламы. Безработные коллеги по цеху могут поучиться в свободное время тому, как писать подлинно художественные рекламные тексты.
На последней странице обложки - политические карикатуры под заголовком "Международный маскарад", который не влез в мой сканер. Из них вы узнаете о том, как развратно живут французы (за свою беспечность они еще поплатятся арабским нашествием - радуется художник), как итальянцы украшают свои фонари в дни буржуазных праздников, как в Америке проходили выборы президента и как на фоне всех этих ничтожных людишек крепок и стоек советский гражданин, усердно занимающийся строевой подготовкой и всегда носящий с собой презер противогаз на случай тренировочной газовой атаки.