О политэкономии в период коронавируса

Apr 14, 2020 10:09


Я постараюсь обойтись даже без объективных оценок того, как повели себя правительства, правители и научные круги. Скажу лишь, что ожидал я лучшего, хотя боялся худшего.

Итак, что же было нужно сделать, и стоило бы сделать сейчас. При той эпидемиологической обстановке, которая существует в России.

Юриспруденция

По факту в современном “положении ХЗ” приостановлены все законы, кроме решений Президента и некоторого здравого смысла силовиков. И это правильно. Поэтому мы не будем рассуждать о конституционностях и законностях. С нарушениями придётся разбираться потом, форму и процессуальность такой “разборки” сейчас предсказать трудно. Можно только заранее предсказать, что даже формально - перестанет действовать презумпция невиновности и правило “по новым законам за старое не наказывают”.

Организация

Ответственным должен быть руководитель МЧС. На время “положения ХЗ” его полномочия выше, чем у Премьера. Не подходит текущая кандидатура - верните Шойгу. Не нравится Шойгу - ищите другого, но ответственность и права должны быть 100% - кроме армии и силовиков, подчинённых непосредственно Президенту.

Право на мобилизацию тех, кто не подчинён Президенту, на Особую Службу МЧС. С дисциплиной армейской и особым трибуналом для непонятливых и слишком понятливых.

Карантин

Да, и ещё ужесточить.

Товары, поступающие из-за рубежа, оставлять на опечатанных складах минимум на месяц. Население разбить на “кусты”, снабжаемые “одним окном”.



В том смысле, что “куст” нанимает или делегирует специальных людей, которые производят закупки “на выезде” и организуют дистрибуцию в рамках “куста”.

В “кусте”, по практике армейского снабжения Первой Мировой войны, должно быть порядка 100-200 человек. Исключение можно сделать для поселений, живущих “за забором”: от Арзамаса-16 до подмосковных охраняемых коттеджных посёлков. Куст второго уровня - 2-5 тысяч человек.

Запрет на передвижение всех, кроме “красного списка” (см. ниже), поддерживающего жизнеобеспечение, и по отдельным пропускам - из списков других цветов.

Делегаты по закупкам приравнены к “оранжевому” списку.

Экономика

Где взять денег

Там, где у нас “деньги в валюте” - а это ЗВР, ФНБ, часть депозитов Правительства и бизнеса - всего поменьше триллиона долларов, но не намного… - забудьте! Эти деньги можно только потратить за границей, внутри страны они НИКОГДА не смогут работать.

Конечно, что-то экстренно нужное на них можно закупить - но вряд ли экстренно нужен именно пармезан и устрицы, а ИВЛ и маски сейчас мало кто продаст. С Монсанто разговор отдельный.

Банк Особого Кредита (БОК)

Деньги следует просто напечатать и вложить их в специально созданный Банк Особого Кредита. Владелец Банка - МЧС.

Напечатать можно под гособязательства, у нас там резерв огого! Потом обеспечением будут кредиты населению.

Банк Особого Кредита открывает кредитные линии банкам “первой десятки” под 0% годовых на обслуживание малых кредитных потоков “последней мили” - см. разделы “Помощь”.

Объём того, что нужно напечатать срочно - порядка 15 триллионов. Это примерно 50% от суммы, лежащей на депозитах населения, поэтому на инфляции не отразится - особенно если принять меры профилактики.

Если режим ХЗ продлится свыше полугода, вполне возможно, придётся допечатать. Но следует помнить, что из выданных и потраченных кредитов 10-20% тут же вернётся в бюджет в виде налогов (НДС и НП).

Помощь населению

Важными моментами выживания населения являются обеспеченность продуктами, водой, лекарствами, удалением отходов, движением (гиподинамия как огромный риск!) и спокойствием.

Спокойствие в первую очередь достигается тем, что население понимает, откуда и как оно возьмёт перечисленное выше. В современных условиях, когда инфраструктура физически не разрушена, речь идёт об обеспечении населения на карантине “денежным довольствием”.

Второй важный элемент спокойствия - ответы на вопрос “что будет потом”. Здесь вполне подойдёт широкая дискуссия, которая позволит и проработать сценарии, и “выпустить пар”.

Третий момент спокойствия - информация и бесперебойная качественная связь с родными и друзьями. Поддержание и расширение использования Интернет, включая каналы видеосвязи, является важной социальной задачей. В частности, можно вести речь о волонтёрской или возвратной помощи малоимущим и пенсионерам. В каждой второй семье со средними доходами так или иначе “завалялось” несколько старых смартфонов, которые вполне способны обеспечить связь миллионам стариков и детей, вынужденных перейти на удалённое обучение.

Финансирование потребностей населения

Не “помощь”, а “меры по финансовому обеспечению населения на время режима ХЗ”.

Население является не обузой, а главным стратегическим резервом. И на содержание этого резерва необходимо давать деньги. Но раздавать деньги по примеру Европы и США - тупиковый путь.

Поскольку вводить карточки в 2020 году - мера пока что избыточная, а регулировать цены административно - глупая, то нужно просто открыть населению кредитную линию.

  • каждому гражданину РФ, включая младенцев, по 15 тыр ежемесячно, до отмены режима ХЗ и объявления о стабилизации обстановки. Пенсионерам тоже, даже если им 90 лет и пенсия у них свыше 20 тысяч рублей.
  • гастарбайтерам, как подмосковным, так и тем, что работают в офисах ТНК, по 8 000 ежемесячно
  • не зарегистрированным лицам, непонятно как оказавшимся на территории РФ, выделить в качестве мест для проживания объекты лагерного типа. Охрану не ставить, одеть браслеты на “старших” и каждому вручить свою команду под ответственность. Выдать каждому кредитные карточки Мир (заодно будет удостоверением личности) и специальную сим-карту в телефон, и тоже начислять по 8 000 рублей ежемесячно
  • пособия по безработице и пенсии - приостановить.

Такие суммы позволят оплачивать питание, некоторый объём коммуналки и даже иногда покупать шампунь и носки. Для особых случаев (лекарства и аналогично) - давать кредит “по запросу” на месяц, в течение которого разбираться с обоснованностью и при необходимости - расширять кредит.

Работающим также выдавать кредит в том же объёме. Не израсходованные лимиты кредита не изымать, оставлять на картах до особого решения после отмены режима ХЗ.

Общая сумма, по моим оценкам - 2.5 триллиона в месяц. Это около 7% от имеющихся сейчас в банках депозитов населения.

Кредитование проводить через банки “первой десятки”. Им платить комиссию - 0.2% от суммы.

Отдельно по жилью

  • Мораторий на расторжение договоров формальной и неформальной аренды жилья. Оплата аренды, с которой уплачивались налоги, в полном объёме средствами бюджета с оформлением этих сумм в качестве кредита арендатору. 
  • Выкуп или РЕПО государством ипотечных обязательств населения (см. Банк 
Помощь бизнесу

Основные потери бизнеса в условиях режима ХЗ - падение доходов, не позволяющее нести постоянные расходы.

Главной помощью бизнесу является мораторий на действие Трудового Кодекса. Бизнесу следует дать право избавиться от любого количества работников без соблюдения штатных процедур и обеспечения положенных выплат.

Эта мера пополнит ряды безработных, но при условии выполнения перечисленных выше мер защиты населения это не приведёт к серьёзным социальным последствиям. Зато позволит существенно оздоровить рынок труда и провести все необходимые переговоры о найме и работе после отмены режима ХЗ.

Второй момент - обеспечение бизнеса финансами на оплату аренды, коммуналки и иных постоянных расходов - включая % по займам. Вместо введения “кредитных” и “арендных” каникул, ударяющих по доходам владельцев недвижимости и банков (из которых, кстати, эти владельцы обязаны платить за обслуживание этой недвижимости и % по своим долгам), следует ввести кредитование “по запросу бизнеса” под 0% на погашение этих нужд.

Часть кредитов, уже полученных бизнесом, Банк Особого Кредитования мог бы выкупить у выдавших их банков и реструктурировать под 1-2% годовых с отсрочкой выплат процентов на полгода после отмены режима ХЗ.

Обязанности бизнеса по отношению к населению и государству

Задача бизнеса в условиях жёсткого карантина - выполнять госзаказ и заказы населения в области жизнеобеспечения и противовирусного инвестирования. И не мешаться под ногами в остальное время. Включая “не провоцировать” нарушение карантинных мер.

Вторая задача - экстренно развивать производство товаров, ставших дефицитом. Как показал опыт военных экономик, за год возможно удвоение производства сложной продукции. Хотя по отдельным позициям, при нашей низкой базе, я не удивлюсь и 10-кратному росту.

Третья задача - обеспечение микрологистики в товарах и услугах, “последней мили”.

Четвёртая задача - консервация тех мощностей, которые в условиях положения ХЗ являются явно избыточными, но потом пригодятся. От скважин до пивных магазинчиков “у дома”.

Пятая задача - спокойно и достойно погибнуть “на боевом посту”, чтобы возродиться из пепла в более комфортных условиях.

Думаю, что что-то придётся добавить, но вряд ли более 20% от перечисленного (по обороту).

Те бизнесы, которые реально решают перечисленные задачи, получают бесперебойную оплату и кредиты от государства и населения. Счётная Палата и прокуратура тут же начинают планово и аккуратно проверять тех, кто работает по задаче 4 и 5.

Бизнес, работающий в “красном списке”

Это те, кто не может остановиться ни на минуту. Энергетики, ЧОПы, коммунальщики, АЗС, связь, дорожники по обслуживанию и (возможно) ремонту/стройке, запланированным на этот год. Платная медицина (вся, в том числе ветеринары).

В принципе, любой бизнес может подать заявку на включение в “красный список”. Заявка должна быть рассмотрена в течение 24-х часов. Если заявка будет признана необоснованной, бизнес должен быть оштрафован на 25% от того годового оборота, что указан в заявке. С откладыванием взимания штрафа на год после снятия режима ХЗ и возможностью оспорить в суде правомерность отказа.

Бизнесы “красного списка” имеют все преференции. Их жалобы и потребности должны разбираться и решаться по сути Правительством РФ в течение суток с момента обращения. При этом все бизнесы такого рода являются мобилизованными на гражданскую службу со всеми вытекающими последствиями.

В частности, бизнесы “красного списка” не имеют права повышать цены на свою продукцию и услуги. При объективном возрастании себестоимости разница покрывается за счёт кредитов БОК. Обоснованность в штатном порядке выясняют СП и прокуратура.

Бизнес в “оранжевом” списке

Тот, остановку которого заметят сразу, но два-три дня переживут. Магазины продуктовые и супермаркеты, аптеки, грузовые перевозки и т.п.

Каждый объект такого бизнеса обязан в 2-дневный срок подать заявку на работу с приложением регламента работы и описания мер, которые будут приняты для противодействия вирусной и бактериологической опасности.

В дальнейшем функционирование таких бизнесов идёт аналогично бизнесам “красного списка”, но реакция “по сути вопроса” от правительства может состояться в менее жёсткие сроки: 3 суток с момента обращения.

Бизнесы “красного” и “оранжевого” списков могут выписать доверенности на представление своих интересов и системное решение вопросов любым имеющимся (ТПП) или оперативно созданным структурам и организациям.

Бизнес в “зелёном” списке

Товары и услуги, которые покупаются населением и государством не из кредитов БОК, а из текущих доходов. В частности, производство сельхозтехники, сельское хозяйство, ремонты, автомобили, бензин, индивидуальное строительство и т.п. Сюда же - корма для животных, деликатесы и т.п.

Бизнесы такого типа имеют право работать только в рамках заключенных долгосрочных контрактов с населением и государством, при условии обеспечения безопасности сотрудников и ненарушении карантина населения.

Разумеется, заработная плата в таких бизнесах должна выплачиваться в срок и полностью. Кредитование сотрудников со стороны БОК при этом не должно прекращаться - оно обеспечивает “подушку безопасности” без перегрузки финансовой системы.

Бизнесы “зелёного списка” имеют право на установление договорных цен, но обязаны публиковать эти цены и не менять в течение квартала. При этом бизнесы должны помнить, что после снятия режима ХЗ возможными злоупотреблениями (в том числе вскрытыми СМИ, блогерами и т.п.) - обязательно займутся в штатном режиме.

Бизнес из “голубого списка”

Поскольку сейчас не 41-год, ограничивать население в услугах парикмахеров и поваров не стоит. Впрочем, как и ресторанов - но “с доставкой” или “с выездом”. Желающие и имеющие возможность пригласить шеф-повара и команду официантов “на дом”, в пределы “куста” - добро пожаловать. Цены договорные. В цену включать оплату услуг представителя СЭС, прокуратуры и налогового инспектора. С надбавкой “за вирус”.

Аналогично fashion, ювелиры, фитнес, солярии и т.п. На выезде или через доставку. Никаких “визитов в магазины и офисы”.

“Чёрный список”

Не секрет, что многие бизнесы и до COVID-19 дышали на ладан. По сути, они “обеспечивали занятость” и снижали официальный индекс безработицы. Таким бизнесам следует помочь закрыться без существенных проблем, не создавая суеты и нервотрёпки.

Вполне возможен мораторий на часть “экономических” статей УК и амнистия по другой части статей.

Заключение

Перечисленные меры не являются исчерпывающими и идеальными. Применение этих мер во многом требует “ручного” управления на микроуровне. При этом указанное управление должно быть ответственным и вознаграждаемым. В том смысле, что сотрудники МЧС и мобилизованные МЧС лица и бизнесы должны получать вознаграждение, приравненное к “боевым действиям”.

Эту публикацию я расцениваю как “затравку” для широкого общественного “совета правительству и Президенту”.

Проблема общая, задача серьёзная, решать её следует “всем миром”.

В первом комментарии - ссылка на файл Документов Гугл с этим текстом. Файл открыт для комментариев.

Previous post Next post
Up