Билет на эту «Жизель» был куплен заранее. У Зверева был назначен дебют в партии Альберта, а Жизель-Сомову я ещё не видела (если не считать её выступление в первом акте балета на гала в честь Улановой). В итоге Зверев был заменён на Колба...
«Что делать? Идти или не идти?» - эти вопросы терзали меня вплоть до конца рабочего дня. Но билет был на руках, и билет не из дешёвых. К тому же один, а не два (два пристроить всё-таки гораздо легче). На сайте, кстати, билеты исчезли ещё к трем часам. «В конце концов, «Жизель» я давно не видела. И Колба-Альберта я тоже не видела», - решила я и двинулась в театр.
За полчаса до начала спектакля ажиотажа не наблюдалось. Правда, в фойе традиционно стояла толпа жаждущих получить дешёвый билет через администратора. Кстати, там было полным-полно китайцев, которых я потом узрела именно на третьем ярусе.
Развернув программку, увидела, что крестьянского па-де-де не будет -:( А что это значит? Значит, и корду урежут - к гадалке не ходи -:( Театр на гастролях, и двух равноценных составов (для «себя» и для «них») ждать не приходится.
Тем не менее, в спектакле заявлены были балерина и премьер, плюс в партии Мирты впервые должна была выступить Гумерова - заслуженная артистка России, между прочим. Да плюс Гансом был заявлен Кузнецов (тоже «заслуженный»). Чисто формально - это всё-таки очень приличный состав -:)
Итак, в этот вечер танцевали:
Жизель - Алина Сомова, Граф Альберт - Игорь Колб , Ганс - Илья Кузнецов,Мирта - Софья Гумерова (первое выступление), Монна - Оксана Скорик, Зюльма - Евгения Долматова, Оруженосец - Рафаэль Мусин, Берта - Полина Рассадина, Герцог - Николай Наумов. Батильда - Елена Баженова.
Дирижировал М.Синькевич.
Сидела я в крайней левой ложе 1 яруса, у самой сцены. Лица исполнителей были видны очень хорошо и без бинокля. И вот что я увидела.
У дебютантки Гумеровой для Мирты было приготовлено два выражения лица: «равнодушное» и «гневное». Наверное, так и должно быть, по большому счёту. Но хочется всё-таки видеть в этой героине не просто «функцию», но и хоть какой-то характер. Мне показалось, что эта Мирта чертовски устала творить суд над мужчинами. Танцевала Гумерова очень тяжело. Поскольку в составе она появилась довольно давно, то ввод в спектакль нельзя назвать срочным. Наверное, так нужно было театру; лично мне показалось, что Гумеровой это явно было не нужно -(
Две вилисы были «никакие». Причем прочно застрявшая в корифейках Долматова выглядела приличней корифейки Скорик, которую «тянут» в примы. Долматова хотя бы формально правильно отработала свой сольный кусочек. Скорик в средней части своего соло стала выделывать какие-то свои, непонятные кунстштюки: корпус у барышни совершенно не гнулся, и вместо заклона мы видели какие-то дёрганья -( Я такой беспомощности в крохотной партии Монны давно не видела. Может быть, девочке просто не объяснили, что она изображает бесплотное существо? Тогда как же она танцует Жизель? У неё ещё и Одетта-Одиллия в репертуаре -:(
Кузнецов-Ганс в этот вечер ничем особенным не выделялся. Роль у него отработана, и он её отыграл «на автомате».
Мусин - Оруженосец старался как мог -) Мой любимый Оруженосец - Хребтов. Наблюдать за его героем иногда интересней, чем за Альбертом -:) Герой Мусина был стандартным. Надеюсь, со временем артист придумает какие-то особые штрихи характера для своего героя…
Наумов, Баженова и Рассадина сыграли свои роли хорошо.
Кордебалет танцевал не слишком вдохновенно -:( Очевидно, в спектакле участвовали все, кого можно было найти (в том числе и не слишком молодые танцовщицы). В шестёрке подруг 1 акта мною были замечены Иванова и Некипелова, а среди кордебалета - Петушкова.
Теперь - о главных героях.
Альберт Колба - это великовозрастный балбес. В первом акте я никак не могла понять, чтО он чувствует к Жизели? Что угодно - только не любовь. Только вот что? Ну, поразвлечься он хотел - это понятно. Ну, о невесте он не думал - это тоже понятно. ЧтО о ней думать-то? Придёт время - и они с Батильдой пойдут под венец.
Но Альберт не мог не видеть, что Жизель - девушка болезненная. И сердечко у неё слабенькое (Сомова это очень ясно показала)… Очевидно, Альберт Колба вообще о Жизели не думал, когда пускался в своё очередное приключение. И поплатился он за это легкомыслие сполна. Надо признать, что отчаяние Альберта при виде бездыханной Жизели Колб передал мастерски. Здесь я хотя бы поверила в то, что у Альберта есть сердце. И что совесть у него тоже есть.
Во втором акте Колб продолжал эту линию поведения своего героя - отчаяние и раскаяние. Партнёр он очень надёжный, и Сомовой в его руках было вольготно -) Вариация его во втором акте мне не понравилась -:(
Наконец, расскажу и о Жизели.
Год назад я впервые увидела Алину в этой роли. Показали нам только первый акт (это был гала-концерт в честь Г.С.Улановой). Перед нами была девчушка-хохотушка. Интересно, конечно, было смотреть на ТАКУЮ Жизель, но всё-таки роль была проработана не слишком глубоко, надо сказать. -:(
И вот - полноценный спектакль. С Жизелью произошли разительные перемены - в лучшую сторону, на мой взгляд. Сомова не стала изображать из себя великую актрису, перед которой стоит сверхзадача. Она играла очень молоденькую девушку, главная черта характера которой - простодушие (не наивность, а именно простодушие) и вера в людей. Как говорится, проще нЕкуда. Однако, балерина имеет самый веский аргумент в пользу такой трактовки образа Жизели: молодость и хрупкость облика -:)
Как она танцевала? Не могу сказать, что безупречно. И всё-таки вариация первого акта получилась у неё вполне приличной. Хотелось бы кружок побольше увидеть, да уж как получилось - так получилось.
В артистической ложе сидели Ухова, Терехова и Павленко (у Даши 25 ноября своя «Жизель»). Терехова осунулась, но выглядит молодцом. Плоды её работы с Сомовой были видны невооружённым глазом -:)
Видела я «белый акт» из «Лебединого озера», в котором Сомова принимала «изломанные» позы. Ну, чистый декаданс! -:) Терехова ищет для своей ученицы наиболее выигрышные ракурсы, и иногда добивается очень неожиданного эффекта.
В сцене сумасшествия Жизель теряла рассудок внезапно. Она не натыкалась на Батильду. Метнувшись в её сторону, видела «соперницу» и внезапно останавливалась, откинув назад корпус. Это выглядело очень непривычно! Наконец, когда Жизель упала на землю, у меня возникла ассоциация со сломанным цветком - как будто бы девушка переломилась пополам…
Во втором акте Жизель появляется из «могилы» - люк снова заработал. Если раньше его использовали только в начале акта, то вчера меня смутил и «уход» героини - «под землю» -:( Знаю - раньше тоже танцевали концовку акта, обыгрывая крест и пресловутый люк. Но перед этой мизансценой Альберт брал Жизель на руки, стараясь продлить свидание с возлюбленной как можно дольше, а она выскальзывала из его рук и исчезала вместе с рассветом. Теперь же Жизель не «уплывает» в кулису, а деловито вскакивает на крышку люка, и прощается с Альбертом, уходя «вниз». Слишком прозаично это всё смотрится, на мой вкус -:(
Сомова станцевала второй акт воздушно. Она выгодно отличалась от некоторых кордебалетчиц, которые топотали как слоны -:( Колб держал её уверенно, и Алине не надо было думать о технических сложностях. Парочку раз, к сожалению, её корпус сгибался там, где ему следовало бы быть прямым.
В общем, Жизель, у Сомовой получилась бесплотной, что очень важно, по-моему.
Зал был «тяжёлый» -:( Я не встретила ни одного знакомого лица (возможно, просто плохо смотрела). В моей ложе сидела группа женщин разных возрастов, которые даже программку не купили (типа - а зачем?). Аплодировали довольно вяло, но на финальных поклонах кое-кто кричал «Браво!». И цветов было много - и у Сомовой, и у Колба, и у Гумеровой.
Общие впечатления от спектакля:
1. Колб всё-таки не граф -:(
2. Сомова через парочку лет, если будет упорно работать, станет самой воздушной Жизелью в театре.
3. Зачем Гумеровой дебют в партии Мирты? Она опоздала с дебютом лет на 15-:(
Следующую «Жизель» Сомовой посмотрю через годик. Или тогда, когда она выйдет с интересующим меня Альбертом -:)
Кое-какие фотографии с поклонов:
Гумерова
Кузнецов
Синькевич, Сомова, Колб, Гумерова
Сомова и Колб