Этот "Риголетто" прошёл при полном аншлаге. Билеты на сайте театра исчезли за пару дней до спектакля. Конечно, никто не кидался к каждому прохожему с вопросом "Нет ли лишнего билетика?" Эти времена давно прошли; хотя иногда подобные вопросы и можно услышать, подходя к театру.
Зал был полностью заполнен. Даже царская ложа не зияла пустыми креслами, как это бывает на оперных спектаклях. И практически весь зал досидел до конца оперы.
Что такое классическая опера в Мариинке в субботний вечер? Это - нарядные зрители, пришедшие в театр семьями, компаниями, трудовыми коллективами. В антрактах - огромные очереди в буфеты (и, пардон, в дамские туалеты), толпы гуляющих в фойе бельэтажа. Это - резвые детишки, бегающие по проходам партера в антрактах. Это - фотографии "на фоне" всего и вся. Одним словом, это - праздник! -:)
Кстати, на этот раз в зале практически не были слышны мобильники. Хотя парочку раз кое-где и раздавались звонки - в самые кульминационные моменты -:(
На этот конкретный спектакль я пришла с конкретной целью: послушать Леонтьева (мой интерес к тенорам не скрываю -:)) У певца был дебют. Если честно - ничего хорошего не ждала, особенно после недавнего выхода Леонтьева в партии Трике. "Голос красивый, но не для этого зала"- такой вывод был мною сделан ещё после "Любовного напитка" -:( Неморино Леонтьева было слышно с переменным успехом...
И я очень рада, что мои опасения не подтвердились!
Вот состав спектакля:
Герцог Мантуанский - Станислав Леонтьев (первое выступление);
Риголетто - Эдем Умеров;
Джильда - Теона Двали;
Спарафучиле - Юрий Воробьев;
Маддалена - Анна Кикнадзе;
Граф Монтероне - Андрей Спехов.
Дирижировал Павел Бубельников.
Риголетто должен был петь Путилин - так гласила афиша; и на сайте театра ещё за три часа до спектакля Путилин был заявлен. Еще года четыре назад певец так неудачно выступил в этой партии, что я зареклась его слушать в "Риголетто" -:(
Когда перед началом первого действия по радио объявили о замене - я обрадовалась! Умеров на сегодняшний день, по моему мнению, звучит гораздо интереснее Путилина.
Вообще-то, интрига в этом составе была и до замены: Теона Двали из Грузии должна была дебютировать в Мариинке в полноценном спектакле. Летом она спела арию Джильды в одном из концертов.
В общем, намечался один дебютант свой, а другой - со стороны -:)
Дебют С.Леонтьева в роли Герцога я считаю удачным -:) Стоило певцу открыть рот и пропеть первые фразы, я про себя отметила: "Всё! Герцог в театре есть!" -:)) Как-то не хочется разбирать его пение по "номерам", кои всем известны: баллада, дуэт с Джильдой, ария второго акта, песенка, квартет и т. д. Конечно, он волновался, и заметно. Как ни странно, верхние ноты брались как будто бы отдельно от других нот -:) Поскольку певец до прихода в Мариинку поработал в театре "Зазеркалье" и спел там Дона Рамиро, я решила, что уж "верхушки"-то он возьмёт играючи. Он их и брал - специфически, надо сказать. Тем не менее, самой главной победой Леонтьева я считаю то, что голос его зал всё-таки заполнял. Возможно, кто-то чего-то не услышал, но я в своей боковой ложе второго яруса слышала певца прекрасно. И тембр у него очень красивый -:)
Сценическое движение проработано ещё не слишком внятно; и всё-таки перед нами предстал молодой избалованный герцог, в котором ещё сохранились человеческие чувства, и прежде всего - чувство нежности... И было видно, что очень скоро эти последние проблески чего-то человеческого исчезнут без следа -:(
Теона Двали очень понравилась хрупкостью облика и сценическим поведением. Не помню, чтобы у нас Джильду в ночной рубашке таскали по сцене туда-сюда (из дома Риголетто вынесли в конце первого действия, во дворец Дуки внесли в начале второго). К сожалению, её верхние ноты (а у Джильды их видимо-невидимо) мне не понравились -:( Ну, не воспринимает моё ухо такой тембр -:( Вообще, певица чувствовала себя очень свободно, пела без видимого напряжения. Хороша была в ансамблях, особенно в дуэтах с Риголетто. Ну, всё, вроде бы, было как надо, а меня "не зацепило". В общем, это - "не моя" Джильда -:( Кстати, успех она имела очень большой, как и Леонтьев, но успех - именно по меркам "субботнего зала".
Умеров довольно долго входил в роль (а точнее - в партию). Никогда его раньше в "Риголетто" не слышала, так что сравнивать могу только с другими исполнителями. Играл он, по-моему, хорошо самого начала. Язвительности ему не хватало. Ну, какой же это Риголетто, который в первом акте не издевается над придворными!-:) Проклятье Монтероне его как-то сразу прибило к земле, и я увидела слабого человека...
Пел Умеров поначалу как-то тускло. К концу первого акта немного расшевелился; второй акт прошёл хорошо ("Си, вендетта!" удалась, если сравнивать со всеми предыдущими сценами). Наконец, в третьем акте я уже была им довольна. На поклонах ему аплодировали больше всех.
Парочка Маддалена-Спарафучиле понравилась. Кикнадзе я уже слышала раньше в этой партии, и этот второй её выход был лучше предыдущего. Воробьёв тоже произвёл хорошее впечатление.
Отдельное "спасибо" надо сказать Бубельникову, который как мог помогал певцам (особенно Леонтьеву) и не старался показать своё "я". Оркестр звучал так деликатно, что временами казалось - его просто нет -:)
Хороший получился спектакль! В очень прилично спели и хорошо сыграли свои роли. По нынешнему состоянию оперы в Мариинке такое сочетание вокала и актёрской игры уже можно считать большой удачей для публики.
Но главным героем этого спектакля я всё-таки считаю автора музыки-:))
Браво, Верди!-:))
Фото с поклонов не получились. На "Риголетто" очень специфическое освещение сцены, и даже на поклонах было довольно темно-:(
Ф
Фотография "никакая", но мне здесь довольная Двали (крайняя справа) нравится-:))
Слева - Кикнадзе, в центре - Леонтьев.
Кусочек Кикнадзе, Леонтьев, Умеров, Двали, Воробьев
Кикнадзе, Леонтьев, Бубельников, Двали, Умеров