В Кировском театре работали выпускники Пермского училища. Галину Рагозину я на сцене не застала, а Любовь Кунакову, Ольгу Ченчикову и Марата Даукаева видела неоднократно. Эти артисты вели весь классический репертуар. Я часто слышу (и читаю в Интернете) критику в адрес Пермской школы. Наверное, она справедлива.
Только вот за многие годы выходцы из Перми как-то незаметно стали «своими»…
Люба Кунакова пришла в театр в 1974 году. Она была самой молодой заслуженной артисткой РСФСР в Ленинграде (не только в балете, естественно). Помню, видела по телевизору интервью с артисткой, фрагменты из «Дон Кихота». Кунакова оказалась очень улыбчивой, даже смешливой. Я тогда в театр не ходила, оценить качество исполнения Кунаковой классических балетов не могла, но запомнила балерину.
В первый раз попала в театр в 1975 году, на «Ивана Сусанина». Сидела в ложе бенуара, рядом со сценой. Кунакова танцевала в «польском акте» вальс. Публика принимала её прекрасно, и балерина дарила зрителям свою уже знаменитую улыбку.
В 70-е годы мои финансовые возможности были весьма скромны. К тому же попасть в театр без блата, без знакомства с театральными кассирами было неимоверно сложно. Попасть куда-нибудь во Дворец культуры, на выездной спектакль или концерт, было гораздо проще. Жила я на окраине города, и поездка в Кировский была событием. Короче, ходила я в основном на концерты или спектакли «на выезде», поближе к метро или удобному транспорту. В концертах Кунакова участвовала очень часто. Прекрасно помню вечер балета в «Октябрьском» году в 1978-79, где балерина станцевала «лебединую» картину, а потом вышла в «Пахите» в вариации. Я сидела близко, очень хорошо видела артистов. Кунакова, казалось бы, танцевала безупречно. Её тело «выпевало» музыку; я не чувствовала никаких усилий балерины ни в одном движении… Только после «лебединой картины» я не могла сказать о её лебеде ничего. Это было какое-то «стерильное» исполнение. Возможно, сейчас моё мнение было бы другим. Но тогда, в конце 70-х, каждое посещение балета было для меня событием. Артисты казались почти небожителями; и хотелось видеть выдающееся исполнение, а не просто добротное.
Шли годы. Любовь Кунакова танцевала весь классический репертуар театра. Кажется, только «Сильфиду» не станцевала, хотя балетоманы считали, что этот спектакль ей вполне по силам. Дело в том, что на фоне худеньких Мезенцевой, Тереховой, Асылмуратовой, Ефремовой, Евтеевой, Колпаковой (да и многих других артисток) Кунакова выглядела этакой «булочкой». Тело её было округлым и каким-то мягким на вид. Ни в коей мере не хочу обидеть балерину! Напротив, это был пример очень интересного телосложения артистки балета, когда внешность кажется обманчивой - такой «небалетной», домашней… Конечно, она не походила обликом на Тальони - первую Сильфиду. Может быть, я ошибаюсь, но этот спектакль Кунакова так и не станцевала…
Каковы же были её достоинства? Прежде всего, Кунакова прекрасно вращалась и вертелась. Двойные фуэте крутила шутя. Несколько раз в концертах я видела и тройные фуэте, сделанные в бешеном темпе. И, конечно, она не «гуляла» по сцене, как это сейчас часто можно увидеть, а оставалась на месте. Хорош был и прыжок, но на фоне той же Тереховой он казался весьма обычным. Наконец, балерине удавались и адажио, и аллегро. В последние годы своей карьеры Кунакова стала работать с Ириной Колпаковой, и это сразу же сказалось на качестве исполнения балериной классических партий. Очень красивыми стали позы, «заиграли» руки. В общем, Люба стала совсем ленинградской балериной… Зрители любили её и раньше; но после того, как она стала работать с ученицей самой Вагановой, о Кунаковой заговорили уже как о носительнице петербургских традиций.
Я видела Кунакову в «Лебедином озере», «Спящей красавице» (Аврора и Фея Сирени), «Баядерке» (Никия и Гамзатти), «Пахите» (балерина и солистка), «Корсаре» (Медора и Гюльнара), «Раймонде», «Жизели» (Жизель и Мирта), «Легенде о любви» (Мехменэ Бану), «Дон Кихоте»…. На одном из творческих вечеров в Большом зале Филармонии Кунакова показала какой-то новый вариант «Кармен» (не помню балетмейстера, кажется, Май Мурдмаа) - и очень понравилась! Это было даже неожиданно, потому что сама натура Кунаковой - жизнерадостная, открытая, - как-то не очень соответствовала роли Кармен… И вообще, «стервозность» в любом её проявлении на сцене не очень шла этой балерине. Она сама говорила в интервью, что Мирту подготовила исключительно потому, что это нужно было театру. Одиллия очаровывала Зигфрида, улыбаясь и кокетничая. Гамзатти в сцене с Никией грозно хмурила бровки, но всё равно не казалась злой или напыщенной принцессой. Уж какая там разработка роли! Да и Никия была у неё всепрощающей. Очень хорошо помню спектакль, где они с Эльдаром Алиевым с первых секунд появления в «Тенях» просто пропели гимн любви, для которой не существует никаких преград. Странно, но я до сих пор помню эти «Тени», а вот первые два акта «Баядерки» в исполнении Любови Кунаковой уже стёрлись из памяти. Запомнила только, что выходила Никия в кокошнике.
«Попаданием в яблочко» можно считать, конечно, роль Китри. И техника, и темперамент балерины были созданы для этого балета. В па-де-де она танцевала вариацию в редакции Петипа, с веером. Там в последней части идёт проход на пальцах, когда балерина, как кошечка лапкой, слегка касается пола пуантом «верхней» ноги, как бы скользя ею по сцене. Ноги меняются в быстром темпе, и создаётся впечатление, что артистка просто идёт, не испытывая никаких особенных трудностей. Впрочем, те, кто видел эту вариацию в чьём-либо исполнении, поймёт, о чём я хотела рассказать.
Китри Кунаковой была большой проказницей. На одном из спектаклей они с Заклинским разыграли любимую зрителями мизансцену: в первом акте, когда идут поддержки на одной руке, Базиль долго удерживал Китри в воздухе, «не пуская» её на сцену, несмотря на протесты героини. Зал, конечно, был в восторге!
Особняком стоит роль Мехменэ Бану. Первый показ состоялся на уже упомянутом мною творческом вечере. Возможно, я ошибаюсь, и эту роль Кунакова танцевала раньше. Но мне кажется, что в газетах критики писали именно о первых творческих поисках роли именно на этом вечере. Были показаны монолог и дуэт с Ферхадом. Мне не хватало в этой царице страсти (неважно, скрытой или, наоборот, вырывающейся наружу). Всё было станцовано на высоком техническом уровне. Но в этой Мехменэ Бану читалась натура самой балерины, как мне тогда казалось.
Прошло время, и я увидела Кунакову уже в спектакле, и не один раз. Её героиня разочаровывала. Внешние данные балерины диктовали ей именно роль царицы. Но мне казалось, что по характеру Кунаковой ближе Ширин. При высоком и крепком Ферхаде (например, Алиеве) она вполне могла бы станцевать принцессу. Впрочем, как потом оказалось, исполнение роли Менменэ Бану Любовью Кунаковой было вполне достойным. На первых спектаклях Махалиной зрители обменивались впечатлениями о новой исполнительнице примерно так: «А мы ещё были недовольны Любой! Да Люба по сравнению с Юлей - великолепная Менменэ!» Вот так…
Ещё хочется вспомнить такое качество балерины Кунаковой, как безотказность. Бывали случаи, когда она танцевала два дня подряд сложнейшие балеты. Я сама присутствовала на срочной замене исполнительницы роли Раймонды: Мезенцева получила травму, и Кунакова, станцевав накануне «Лебединое» (кажется, именно его), заменила её. Возможно, это было связано с физическими кондициями балерины. Она была очень выносливой, и доказательством тому можно считать турне Кунаковой по Америке. Как говорили балетоманы, в свой законный отпуск на индивидуальных гастролях она умудрилась станцевать за месяц 34(!) «Лебединых озера», танцуя каждый день, а в воскресенье - дважды в день. Было это в начале 90-х, если не ошибаюсь.
В общем, в истории Кировского театра роль Любови Кунаковой очень заметна. Её любила публика, и она любила её. Мне кажется, что это - самое главное в её творчестве…
Л.Кунакова - вариация из "Пахиты"
Л.Кунакова - Гамзатти, Б.Бланков - Солор ("Баядерка")