"Жизель" 23 апреля 2011 г. - А.Кожокару и Й.Кобборг

Apr 24, 2011 12:54

Это была очень интересная "Жизель". Лично я увидела "спектакль в спектакле": в нашей мариинской "Жизели" совершенно самостоятельно присутствовали два главных героя, которые иногда просто попирали все традиции Мариинки! И, если говорить серьёзно, именно поэтому лично для меня фестивальная "Жизель" стала событием.
Повторюсь: очень люблю смотреть гастролёров в наших спектаклях! На этот раз танцевала знаменитая пара из Ковент-Гарден. Все мизансцены были давно отработаны, все поддержки отрепетированы до автоматизма. Иногда это даже мешает: видишь именно "работу", а не творчество. Но в этот вечер Кожокару и Кобборг танцевали с "чужой" труппой, и волей-неволей должны были вписаться в "чужой" спектакль. Может быть, именно поэтому у меня сложилось впечатление, что пара на ходу импровизирует.

Итак, танцевали: Жизель - А.Кожокару, Альберт - Й.Кобборг, Ганс- Ю.Смекалов, Берта - П.Рассадина, Батильда - Е.Баженова, Оруженосец - М.Хребтов, Герцог - В.Пономарёв, Мирта - Д.Васнецова (первое выступление), Монна - К.Острейковская, Зюльма - А.Никитина, па-де-де - М.Ширинкина и А.Тимофеев. Дирижировал Б.Грузин.

Сидела я на третьем ярусе, поэтому пришлось запастись спортивным биноклем. Не люблю я смотреть балет в бинокль, но в этот вечер всё-таки хотелось увидеть в подробностях игру гастролёров. В первом акте я смотрела очень пристально, а во втором уже больше следила за танцем...

Итак, если взглянуть на пару Кожокару-Кобборг беспристрастно, то можно констатировать: Кобборг, конечно, чисто внешне на балетного аристократа не похож, а Кожокару (на фоне нынешних прим Мариинки) - субтильная девочка маленького роста. Рядом с такой Жизелью Альберт Кобборга выглядел вполне солидно-:)

Кобборг сыграл вполне традиционного Альберта. Его герой решил немного поразвлечься с наивной крестьянской девушкой, и с энтузиазмом взялся за дело. Все его повадки говорили о лёгких победах над предыдущими "объектами": Альберт пристально глядел в глаза Жизели, задерживал её руки в своих; сидя на лавочке рядом с девушкой, пытался её "лапать" (когда Жизель вскочила с лавки, у Альберта на лице было даже не разочарование, а досада и удивление: "Ну почему же она такая пугливая?") Реакция Жизели на все эти его "ухаживания" была для Альберта непривычной: девочка смущалась... К тому же ромашка сказала ей, что все признания Альберта - ложь...

В сцене с Гансом Альберт сразу же дал понять сопернику, что он не тот, за кого себя выдает - повелительными жестами, презрительным выражением лица. Ганс Ю.Смекалова сразу же догадался, что перед ним - переодетый вельможа, и решил немедленно разоблачить соперника. Почему-то этот Ганс у меня большого сочувствия не вызвал: то ли показался слишком злым, то ли не слишком влюблённым. Не знаю - не могу объяснить...

Когда раскрылся обман, Альберт полагал, что девочка поплачет-поплачет, да и успокоится. К тому же есть желающий жениться на ней (как это кстати!). Вообще, при появлении свиты Герцога на лице Альберта было выражение досады: "Похоже, сейчас у меня будут неприятности!". Всё, что произошло потом, произвело на него ошеломляющее впечатление: Жизель не плакала... Она как будто впала в прострацию, и её больное сердечко не выдержало.

Вообще, я не помню, чтобы в сцене сумасшествия Жизели были такие интересные мизансцены! Альберт принимал живейшее участие в попытках Берты увести дочку в домик (в нашем спектакле Ганс старается изо всех сил, но вчера Альберт его немного "отодвинул"). Жизель не натыкается на шпагу - она её замечает, когда мечется между пейзанами и аристократами. Скинув цепь и упав на землю, Жизель будто бы перестаёт всех видеть. Перед ней открывается какой-то особый мир, в котором места нет даже матери! Подойдя к Берте, Жизель, как слепая, начинает ощупывать её лицо... Вспоминая своё недолгое счастье, она танцует, держа под руку воображаемого Альберта (очень известная мизансцена), оттолкнув реального! Альберт пытается взять её под руку, но Жизель с досадой от него отмахивается (в этот момент на лице Альберта читается удивление). Реальный Альберт - "плохой", а тот, идеальный - такой хороший...

Наконец, когда Жизель начинает метаться по кругу (здесь мне показалось, что она ищет именно того, идеального Альберта), и Ганс пытается как-то вернуть её в действительность, она кидается к Гансу. Он поднимает её (на довольно высокую поддержку), но Жизель выскальзывает из его рук и падает на землю, как тряпичная кукла. Честно скажу - в этом месте меня "пробрало" до слёз... Ганс поднимает Жизель, начинает трясти и направляет к матери. Жизель всё-таки узнаёт мать, бросается к ней, поворачивается к Альберту... Далее - всё как у нас в спектакле: Альберт сжимает её в объятьях, и через мгновение Жизель умирает.

"Разборки" возле умершей Жизели были вполне традиционны. Берта Рассадиной оплакивала дочь, Ганс Смекалова бухнулся на колени (что я наделал!), Альберт Кобборга кидается к шпаге, чтобы наказать Ганса - но тот сам подставляет грудь, и шпага из руки Альберта выскальзывает. На лице его - ужас! Он явился причиной смерти невинной девушки... "Я этого не хотел!" - с таким выражением лица Альберт кидается к пейзанам, но они от него отворачиваются. Оруженосец (мой любимый исполнитель этой роли М.Хребтов) берет инициативу на себя и уводит Альберта, накинув на него алый плащ (очень эффектно, однако, Кобборг убегал-:)).

Конечно, балет называется не "Альберт", а "Жизель" -:) Кожокару была действительно главной героиней спектакля. Не могу сказать, что всё мне понравилось в этой Жизели. Дело даже не в традициях (у нас в Мариинке Жизели бывали о-о-о-чень разные, надо сказать). Мне кажется, что всё-таки в романтическом балете героиня должна быть романтичной-:) А Жизель Кожокару иногда удивляла излишней простотой. Мне не понравилось нарочито просто платье первого акта (посмотрела уже фотографии спектакля, снятые хорошим фотоаппаратом - платье сшито из дорогих тканей, разумеется), мне не понравился тюник вторго акта. Никакой пышности! Если в первом акте это ещё как-то можно было объяснить бедностью Берты, то во втором акте Жизель-вилиса выделялась среди товарок полной безвоздушностью одежды. Возможно, балерина вкладывает в это какой-то свой, особый смысл: мол, она и в миру, и в загробном мире - не такая, как все.

Впрочем, простота этой Жизели была не только в костюмах. Она очень просто держалась на сцене в первом акте. О скромности и застенчивости этой героини я уже писала... Но иногда мне хотелось, чтобы Жизель, стОя рядом с Альбертом, хотя бы чуть-чуть развернула носки своих не слишком изящных пуантов - ноги казались чуть-чуть "косолапыми" -:( В общем, в окружении этой девушки были сплошь болтушки-хохотушки, которые даже на сбор винограда ходят в пышных, нарядных платьицах, и Жизель на их фоне выглядела скромницей.

Как прошли танцы? По-разному. Васнецова-Мирта для первого раза выглядела прилично. Конечно, работы ей предстоит ещё много. Вроде бы, и прыжок неплохой, а впечатления воздушности нет...
Па-де-де первого акта можно считать вполне удавшимся. Тимофеев, похоже, "набирает ход" - прыгает всё увереннее и увереннее, украшает прыжки заносками. Ширинкина была очень мила, но к концу па-де-де очень устала. В целом - зачёт-:) Кстати, пара главных героев присутствовала на сцене, когда началось это па-де-де (в отличие от нашего спектакля, в котором перед па-де-де герои уходят в кулису).

Кобборг даже в первом акте в небольшом соло блеснул фирменными заносками (кажется, разбуди его ночью - и он вам станцует что-нибудь "из Бурнонвиля"-:)) Очень неплохо станцевал вариацию второго акта, но ничем не поразил. Хорош был в коде: антраша отпрыгал- как орехи отщёлкал-:)) Но наивысшим его достижением я считаю всё-таки поддержки, которые он сделал фантастически легко. Жизель казалась невесомой... Кстати, они с Кожокару проигнорировали традиционную мизансцену Мариинки с деревом: Жизель бросает Альберту цветы с ветвей, а он стоит перед деревом на коленях. Гастролёры всё это сыграли гораздо проще: Альберт стоит на колене, а Жизель выплывает к нему из кулисы, чтобы потом снова исчезнуть.

У Кожокару не всё получилось идеально. Мне бросался в глаза согнутый корпус в прыжках второго акта, и это смазывало впечатление. В СМИ промелькнула информация о том, что она собирается покинуть сцену из-за хронической травмы шейных позвонков-:( Похоже, последствия травмы ей уже до конца не преодолеть.

Кордебалет был очень хорош!

Подвожу краткое резюме: нам рассказали историю доброй и очень наивной девушки, которая даже за гробом осталась доброй и в чём-то наивной, и избалованного молодого человека, который всё-таки оказался не таким уж эгоистом.
Традиционно? Не совсем, как мне кажется, но вполне традиционно.

Была ли я поражена этим спектаклем до глубины души? Нет, не была. Но мне было очень интересно!
Фотографии не получились, но для отчётности выложу парочку:  




Главные герои на поклонах. Публика установила рекорд: орала "Браво!" так долго, что работники сцены просто выключили свет в зале

Кобборг, Кожокару

Previous post Next post
Up